Формирование экосистемы государственных цифровых платформ
Основой для этого служат единые центры обработки данных (ЦОД), облачные вычисления, современные системы хранения и управления данными, а также использование уже реализованных инфраструктурных проектов.
Таких как СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия) и ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). В результате становится возможным выстроить комплексное сквозное взаимодействие, объединяющее функционал нескольких платформ.
Для конечного пользователя этот процесс будет абсолютно бесшовным и прозрачным.
Ключевые преимущества и функционал экосистемы ГЦП
- Совместное использование ресурсов. Экосистема предоставляет органам власти всех уровней доступ к общему пулу облачных сервисов, готовым IT-решениям и обеспечивает равные возможности для получения технологической и консультационной поддержки в рамках проектов цифровой трансформации.
- Централизованное управление данными. ГЦП выступает в роли безопасного хранилища и рабочего пространства для федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также подведомственных им организаций.
- Эволюция транзакций. Изначально платформы в экосистеме фокусируются на снижении транзакционных издержкек («бережливые транзакционные платформы»), упрощая ключевые взаимодействия между государством, гражданами и бизнесом. В перспективе система позволит проводить сложные, юридически значимые транзакции, затрагивающие несколько ведомств одновременно, в рамках единого запроса.
- Аналитика и интеллектуальная работа с данными. За счет интеграции классификаторов и объединения разрозненных данных (статистика, показатели, результаты мониторингов и проверок) экосистема сможет структурировать информацию, организовывать многопараметрический поиск, формировать реестры и динамически обновляемые перечни. Поиск и подбор сервисов станут персонализированными.
От агрегатора к суперплатформе
На начальном этапе экосистема функционирует как «агрегатор соответствий», помогая пользователю вручную найти нужный сервис по заданным критериям. В будущем она эволюционирует в «агрегатор взаимодействий», где проактивные сервисы будут формироваться для пользователя автоматически, на основе анализа его потребностей.
По своей сути, развитая экосистема ГЦП представляет собой государственную суперплатформу – единую точку входа для решения сложных, межведомственных задач. Ее ключевой принцип – бесшовность: пользователю не нужно знать, какие конкретно платформы и ресурсы задействованы для оказания услуги.
Создание таких суперплатформ требует глубокой архитектурной переработки и интеграции ведомственных сервисов, что является комплексной задачей. Она предполагает координацию работы на уровнях данных, процессов и организации пользовательского взаимодействия.
Практический пример: Национальная система управления данными (НСУД)
Ярким примером реализации данного сценария является создание Национальной системы управления данными (НСУД), концепция которой утверждена Правительством РФ в 2019 году. НСУД – это масштабная система, включающая технологические, организационные, методологические и нормативно-правовые компоненты. Ее основу составляют две федеральные государственные информационные системы (ФГИС):
- Единая информационная платформа НСУД.
- Цифровая аналитическая платформа для предоставления статистических данных.
Главная цель НСУД – повысить эффективность создания, сбора и использования государственных данных для предоставления услуг населению, исполнения функций органов власти и удовлетворения потребностей граждан и юрлиц в информации.
В рамках эксперимента по управлению данными в 2021 году в нескольких регионах России (Татарстан, Краснодарский и Пермский края, Иркутская область) был запущен проект по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Его задачи:
- Повысить достоверность и полноту данных об объектах недвижимости.
- Исключить дублирование ввода данных в разные системы.
- Вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые объекты.
Основой для ресурса служат эталонные данные из ключевых государственных реестров: ЕГРН, электронной картографической основы, фонда пространственных данных, данных дистанционного зондирования Земли и государственного адресного реестра.