Аксиома власти: Государство-корпорация

В политфилософии существует модель государства, которая, не будучи официально провозглашенной, находит свое воплощение в законах, институтах и публичной риторике. Это модель, где красной нитью проходит аксиома: государство — всё, подданные — ничто.

Эта концепция не привязана к конкретным географическим названиям или именам, она абстрактна и оттого универсальна.

Аксиома первая

Государство как высший коммерческий проект

Основой такого мироустройства является примат государства как коммерческого проекта с обширными правами и без ответственности. Это — не просто характеристика, это отправная точка, не требующая доказательств.

В этой парадигме государство мыслится не как социальный контракт между гражданами для обеспечения их благополучия и безопасности, а как корпорация. Его цель — собственное процветание, расширение и самосохранение. Оно обладает монополией на принятие решений, издание законов и использование силы — это его «обширные права». Однако ключевой элемент — отсутствие ответственности перед населением. Так же, как метрополия не отвечает перед колонией, этот «проект» не несет обязательств по обеспечению правосудия, социальной защиты или морального долга перед теми, кто находится в его власти. Граждане являются одновременно ресурсом (рабочая сила, налоги, лояльность) и потребителями его «услуг» в виде безопасности и порядка, лишенными права предъявлять претензии к качеству.

Аксиома вторая

История как инструмент легитимации

Позиция Трампа по отношению к "критической расовой теории" прекрасно иллюстрирует, как эта аксиома проявляется в исторической политике. Новая администрация, приходя к власти, отказывается от пересмотра прошлого. Причина — не в практической нецелесообразности, а в идеологическом неприятии самой сути такой критики.

Признание исторических несправедливостей — рабства, геноцида, системной дискриминации — трактуется не как акт исцеления и примирения, а как «форма антигосударственности, направленная на дискредитацию» высшего проекта.

Цитата: Трамп не намерен извиняться перед афроамериканцами или коренным населением за прошлые несправедливости. «Для него это форма антиамериканизма, направленная на дискредитацию государства»

Прошлое должно служить исключительно цели легитимации текущей власти. Любая попытка критически переосмыслить его объявляется враждебной, ибо она ставит под сомнение моральный авторитет и чистоту самого института государства. Подданные, требующие признания своей боли и несправедливости, совершенной против них государством, автоматически маркируются как внутренние враги. Их опыт — ничто перед величественным фасадом государственного мифа.

Единство целого

Эти две аксиомы сливаются в единую, цельную доктрину.

💯 Государство-корпорация не может позволить себе извиняться, ибо это акт ответственности, а у него есть только права. Оно не может допустить критики своей истории, ибо это удар по его бренду и легитимности.

В этой системе ценность отдельного человека производна от его полезности для проекта. Его права, его память, его достоинство — разменная монета в большой игре по укреплению власти. Он — винтик, который можно заменить, и голос которого можно игнорировать.

Таким образом, возникает абстрактная, но узнаваемая модель: самодостаточный Левиафан, для которого собственное существование и могущество являются высшей и единственной добродетелью. Все остальное, включая совесть и справедливость, объявляется излишним и опасным для дела.