Инициативное бюджетирование в России

Обзор развития инициативного бюджетирования в России за 2022 год: охват регионов, финансирование, популярные проекты и проблемы реализации. Анализ данных от Минфина РФ о вовлечении граждан в распределение бюджетных средств.

Инициативное бюджетирование

🇷🇺 Развитие инициативного бюджетирования в России: комплексный обзор за 2022 год

Инициативное бюджетирование стало важным инструментом прямой демократии в России, позволяющим гражданам непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств. В 2022 году эта практика охватила 76 регионов страны, где было реализовано более 29 тысяч проектов на общую сумму 44,46 млрд рублей. Мониторинг Минфина РФ показывает как достижения, так и вызовы этого механизма.

Определение

Инициативное бюджетирование — это механизм непосредственного участия граждан в определении направлений расходования бюджетных средств через выдвижение, обсуждение и отбор проектов для реализации. Это форма прямой демократии, которая позволяет жителям решать, на какие конкретные нужды их территории следует направить бюджетные ассигнования.

География и разнообразие практик

в 2022 году

В 2023 году мониторинг развития инициативного бюджетирования охватил подавляющее большинство регионов страны — 83 субъекта Российской Федерации. При этом, непосредственно данные для глубокого анализа были предоставлены и обобщены по 76 регионам, которые на практике реализуют различные механизмы участия граждан в распределении бюджетных средств. Важно отметить, что город Москва, хотя и имеет восьмилетний опыт вовлечения горожан через мощные цифровые платформы, такие как «Активный гражданин» и «Наш город», в силу методологических особенностей в этот федеральный мониторинг не попала.

По итогам 2022 года на территории этих 76 субъектов РФ поддерживалась 441 практика, предусматривающая участие граждан в принятии бюджетных решений. Это число само по себе говорит о постоянно растущем разнообразии и масштабе этого инструмента прямой демократии. Внутри этого массива все практики принято делить на два ключевых типа. Традиционные практики инициативного бюджетирования, которых насчитывалось 334, представляют собой устоявшиеся, классические модели. Остальные 105 практик относятся к специализированным или смежным.

Смежные практики ИБ — это целевые программы, сфокусированные на решении проблем в рамках конкретного тематического направления. Яркими примерами служат программы благоустройства дворов, развития дорожной инфраструктуры или, как в случае Республики Дагестан, поддержки проектов, направленных на развитие туризма. Эти практики отличаются специфической методологией организации участия граждан. К этой же категории нередко относят и разовые муниципальные инициативы, которые еще не оформились как ежегодное, регламентированное мероприятие с гарантированным финансированием.

Инициативное бюджетирование

Региональная карта инициативного бюджетирования

от лидеров до проблем

Анализ региональной картины позволяет условно разделить все субъекты Федерации на несколько групп по уровню развития ИБ. В одну группу входят регионы, где реализация ИБ отсутствовала полностью; в 2022 году к ним относились, например, Еврейская автономная область, Камчатский край и ряд республик Северного Кавказа. Другая группа — это регионы с единственным механизмом реализации. Однако наиболее многочисленной является группа, где инициативное бюджетование представлено комплексом от одной до пяти практик (60 регионов). И наконец, выделяются регионы с интенсивным развитием, которые целенаправленно наращивают как число практик, так и другие количественные и качественные показатели.

Среди регионов-лидеров по тем или иным параметрам можно выделить Новгородскую область, которая сохраняет лидерство по количеству региональных механизмов ИБ — 8 практик. Вслед за ней с отрывом следует Республика Башкортостан с 5 практиками. Что касается муниципального уровня, то здесь абсолютным лидером стал Краснодарский край, на территории которого реализуется 60 муниципальных практик, что красноречиво говорит о развитости местного самоуправления в регионе.

Реализация проектов в 2022 году столкнулась с рядом серьезных вызовов. Ключевой проблемой, о которой сообщили многие регионы, стал резкий рост стоимости материалов и оборудования. Эта ситуация, сложившаяся на фоне санкционного давления и общих макроэкономических трудностей, вынуждала проводить перерасчет смет, увеличивались сроки поставок, что, в свою очередь, вело к срыву сроков выполнения работ по муниципальным контрактам. Регионы искали и находили выход: так, в Приморском крае была предусмотрена возможность выделения дополнительных ассигнований из местного бюджета, а в Тверской области разрешили замену оборудования на аналогичное с сохранением технических характеристик.

Другой острой проблемой, препятствующей устойчивому развитию ИБ, является отсутствие четких механизмов содержания и эксплуатации созданных объектов общественной инфраструктуры после их ввода в строй. Кроме того, отмечались случаи, когда юридические и физические лица отказывались от своих обязательств по софинансированию, а удаленность и сложные климатические условия некоторых территорий вели к срывам поставок.

Инициативное бюджетирование

Финансовая основа

объемы, структура и вклад граждан

Финансирование остается кровеносной системой инициативного бюджетирования. В 2022 году общая стоимость всех реализованных проектов ИБ достигла исторического максимума в 44,46 млрд рублей. Это на 5 млрд рублей, или примерно на 13%, больше, чем было освоено в предыдущем, 2021 году.

Основным источником финансирования, как и прежде, остаются бюджеты всех уровней. Их совокупный вклад составил 41,4 млрд рублей, или 93,14% от всех расходов. Если рассматривать структуру бюджетных источников подробнее, то видно, что основная нагрузка ложится на бюджеты субъектов Российской Федерации. Их вклад является основополагающим и в 2022 году достиг 23,9 млрд рублей, что составляет 53,74% от общей стоимости проектов. Значительную роль играет и федеральный центр: объем средств федерального бюджета увеличился более чем на 1 млрд рублей и составил 9,96 млрд рублей (22,41%). Не стоит сбрасывать со счетов и местные бюджеты, чье участие также выросло до 7,55 млрд рублей (16,99%).

Внебюджетное софинансирование, хотя и является меньшей частью, также демонстрирует интересную динамику. Его общий объем в 2022 году увеличился на 216 млн рублей и достиг 3,05 млрд рублей. При этом традиционные взносы от граждан и юридических лиц несколько сократились. На этом фоне особенно впечатляющим выглядит взрывной рост новой формы участия — инициативных платежей граждан. Эта практика, которую начали применять с 2021 года, показала увеличение более чем в 33 раза, достигнув суммы в 802,25 млн рублей. Отчасти такой скачок объясняется изменениями в методологии мониторинга, которые позволили учесть платежи и в региональных практиках.

Особого внимания заслуживает и нефинансовый, трудовой вклад населения. Безвозмездная работа, предоставление материалов, экспертная поддержка — все это вносит существенный вклад в реализацию проектов. В 2022 году оценка этого вклада в финансовом эквиваленте выросла на 45% и составила почти 600 млн рублей. Важно, что во многих регионах этот трудовой вклад регламентирован специальными нормативными актами, что придает ему официальный статус.

Средняя стоимость одного реализованного проекта в 2022 году продолжила рост, увеличившись на 160 тысяч рублей и достигнув 1,51 млн рублей. Средний объем бюджетных средств на один проект также вырос, составив 1,41 млн рублей. При этом объем внебюджетной поддержки уже пять лет остается стабильным — около 100 тысяч рублей на проект.

Проекты и приоритеты

что хотят и что получают граждане

В 2022 году общее количество реализованных проектов инициативного бюджетирования увеличилось, но не так значительно, как можно было ожидать. Прирост составил всего 257 проектов, а общее число — 29 371, что не позволило перевалить за психологически важную отметку в 30 тысяч проектов.

При этом данные мониторинга выявили тревожную тенденцию: количество проектных предложений, заявленных гражданами, существенно сократилось по сравнению с пиковыми значениями 2020-2021 годов. Одной из главных причин называется отсутствие единой системы учета таких предложений. Тем не менее, в 2022 году граждане подали более 258 тысяч идей. Это означает, что в конечном итоге был реализован каждый одиннадцатый предложенный проект, что наглядно демонстрирует высокий уровень конкурентности и отбора.

Что же чаще всего предлагают и реализуют граждане? Традиционно самым популярным направлением остаются проекты, связанные с дорожной сферой. На ремонт и обустройство автомобильных дорог, тротуаров и пешеходных переходов пришлось 15,85% от всех реализованных проектов. Второй по популярности категорией стали проекты по организации мест массового отдыха и объектов благоустройства (13,94%).

Настоящим прорывом года стало комплексное благоустройство дворов. Эта категория проектов не просто вошла в топ-3, но и продемонстрировала самый значительный прирост — ее доля почти удвоилась по сравнению с 2021 годом, достигнув 11,35%. Это говорит о том, что запрос на комфортную и благоустроенную среду непосредственно рядом с домом для граждан крайне актуален.

Не теряют своей актуальности и такие направления, как строительство детских игровых площадок (8,32%), проекты в сфере физической культуры и массового спорта (7,33%), а также работы по организации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения (6,78%). При этом заметно сократилась доля так называемых событийных проектов (праздников, фестивалей), что, вероятно, связано с изменением приоритетов в постпандемийный период.

Охват населения

сколько россиян ощутили пользу от ИБ

Ключевым показателем эффективности инициативного бюджетирования является доля благополучателей — то есть тех граждан, чья жизнь так или иначе улучшилась в результате реализованных проектов. В 2022 году этот показатель составил 38,92% от общей численности населения тех регионов, где ИБ реализуется. Если же пересчитать этот показатель в общероссийском масштабе, то получается, что благополучателями проектов ИБ стали 33,93% населения страны. Это доказывает, что инициативное бюджетование давно перестало быть точечной практикой и превратилось в масштабный механизм, затрагивающий интересы каждого третьего россиянина.

Среди субъектов Российской Федерации есть явные лидеры по охвату населения. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре практики благоустройства дворовых территорий затрагивают интересы 100% населения региона. Высокие показатели и у Челябинской области (91,7%), Тамбовской области (87,5%), Республик Коми и Марий Эл (84,5% и 83,8% соответственно). Важно понимать, что во многих регионах одновременно действует несколько практик ИБ, и охват населения рассчитывается для каждой из них отдельно. В зависимости от направленности практики (например, благоустройство городской среды против ремонта конкретного клуба) группа благополучателей может варьироваться от небольшого коллектива до почти всего населения муниципалитета или региона.

Заключение

Инициативное бюджетирование в России продолжает набирать обороты, демонстрируя устойчивый рост как по количеству реализованных проектов, так и по объему финансирования. Несмотря на возникающие трудности — рост цен на материалы, проблемы с содержанием объектов — этот механизм доказал свою эффективность в решении локальных проблем. С каждым годом все больше россиян ощущают на себе положительный эффект от реализованных инициатив, что укрепляет доверие между гражданами и властью.

Важные определения

Традиционные практики ИБ — устоявшиеся, классические модели инициативного бюджетирования с отработанной методологией.

Смежные практики ИБ — специализированные программы, направленные на решение проблем в конкретных тематических направлениях (благоустройство, дорожное строительство, туризм).

Инициативные платежи — новая форма софинансирования проектов ИБ со стороны граждан, демонстрирующая высокие темпы роста.

Благополучатели — граждане, чьи интересы затрагиваются в результате реализации проектов инициативного бюджетирования.

Трудовой вклад — безвозмездная работа населения, предоставление материалов и экспертной поддержки в рамках реализации проектов ИБ.

Опубликовано: