Культурно-географическое районирование России
В статье рассматриваются вопросы прикладного культурно-географического районирования России. Опираясь на опыт предшественников, автор предлагает систему критериев районирования: история освоения территории, ее этнокультурная специфика и др.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова © 2014 г. В.Н. Калуцков
На основе данных критериев предлагается авторская схема культурно-географического районирования, которая используется для решения задач географического образования. На первом иерархическом уровне выделено 12 культурно-географических регионов России. При назывании ряда регионов (Русский Север, Русский Юг, Русский Запад) используются номинативные традиции гуманитарных наук. Разработана модель описания культурно-географического региона, которая включает себя следующие позиции: образ региона, природа региона, геоистория региона и субрегионы, основные региональные акторы, региональное сообщество, основные города и места региона.
Постановка проблемы. Уже более 20 лет Россия существует как новое государство с новыми политическими границами, новыми хозяйственными и культурными связями, с новыми (или хорошо забытыми старыми и переосмысленными) региональными и местными идентичностями. Однако существует лишь несколько работ, авторы которых пытаются осмыслить эту новую реальность в схемах культурно-географического и культурно-ландшафтного районирования. Вместе с тем наряду с задачами разработки теории культурно-географического районирования велики и прикладные потребности в таких изысканиях – особенно в сферах туризма и культурного наследия, в области образования и воспитания.
Автор в течение нескольких лет читает курс "География России" на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Курс "География России" входит в число обязательных предметов для бакалавров, специализирующихся по регионоведению России. На географических факультетах курс с таким названием, как правило, не читается. Обычно он заменяется специальными курсами по физической и по социально-экономической географии России. Тем самым, образцы учебных программ "Географии России" отсутствуют.
С другой стороны, учебный план подготовки регионоведов носит явно выраженную гуманитарную направленность, он ориентирован на подготовку специалистов по культурным (социокультурным) регионам. Следовательно, и курс "География России" должен быть гуманизирован, по сути это должен быть курс по культурной географии России.
Первая часть программы данной учебной дисциплины (она читается на первом курсе в первом семестре) посвящена общим и специальным вопросам географии России – исторической, физической, экономической, социальной, этнической, конфессиональной, языковой географии.
Во второй части программы курса (она читается во втором семестре) представлена региональная культурная география страны.
Тем самым культурно-географическое районирование России представляет собой важное теоретико-методологическое основание курса "География России". Подчеркнем, что образовательные цели предъявляют специфические требования к районированию страны. Принципы выделения регионов должны быть четкими (дидактичными) и отражать особенности культурного пространства страны, а количество выделенных регионов (особенно на первом иерархическом уровне) должно быть невелико.
Наряду с составом и границами для культурно-географических регионов особое значение имеет их название. Желательно использование привычных, уже вошедших в культуру, традиционных топонимов. В случае отсутствия таковых топонимы-новоделы должны быть компактны, образны и отражать сущность выделенного региона.
Таблица 1. Культурно-ландшафтное районирование России (по Ю.А. Веденину)
Культурно-ландшафтные области | Культурно-ландшафтные районы |
---|---|
I. Русская Европа | Русский Север. Новгородско-Псковская земля. Санкт-Петербург. Центральные Русские земли. Русское Черноземье. Русское Предкавказье. Русские степные Поволжско-Приуральские земли. Русский промышленный Урал. |
II. Русская Азия | Русская Западная Сибирь. Русская Восточная Сибирь. Русский Дальний Восток. |
III. Многонациональная Поволжско-Уральская область | Коми. Удмуртия. Татарстан. Башкирия. Мордовия. Чувашия. Марий-Эл. |
IV. Многонациональный Северный Кавказ | Дагестан. Калмыкия. Чечня. Ингушетия. Осетия. Кабарда. Черкесия. Балкария. Карачай. Адыгея. |
V. Многонациональная Северная Евразия | Северные Приуральско-Таймырские земли. Эвенкия. Якутия. Чукотка. Корякско-Камчатские земли. |
VI. Многонациональная Южная Сибирь | Алтай. Хакасия. Тува. Бурятия. |
VII. Карельская область | Карелия. |
Пространственные реалии и их отражение в работах по культурно-географическому районированию России. Культурно-географическое районирование России должно отражать важнейшие свойства культурного пространства страны – такие, как целостность, центрированность, полимасштабность.
Свойство целостности культурного пространства страны. Хотя полиэтничность представляет собой важную характеристику культурного пространства России, но его скрепом в силу исторических особенностей является русский фактор. Русские не только самый многочисленный, но и самый "пространственно распространенный" народ страны.
В культурно-ландшафтном районировании Ю.А. Веденина "русский фактор" учтен и как критерий в выделении регионов первого уровня (преимущественно русские и полиэтничные регионы) и в названии выделов разного иерархического уровня, например, Русская Европа или Русский Север (табл. 1). И в нашем случае целостность культурного пространства страны отражается в названиях ряда выделенных регионов доуральской России; для регионов исторического ядра страны используется прилагательное русский: Русский Центр, Русский Север, Русский Юг.
Свойство центрированности можно считать одним из основных в организации российского пространства. О централизации (и даже сверхцентрализации) культурного пространства России много писал В.Л. Каганский. Новгород, Киев, Владимир, Сарай, Петербург, Москва – российско-евразийские столичные центры, каждый из которых формировал свое культурное пространство, но история распорядилась таким образом, что историческое и современное российское пространство нужно рассматривать преимущественно как москвоцентричное.
Подчеркнем, что центрированность представляет собой не только важное свойство российского пространства, но и саму возможность его существования. Особенно это характерно для Зауралья. Хотя за столетия освоения Сибири сложился сибирский менталитет, определенное региональное мироощущение, но в силу размеров территории культурные связи внутри сибирских регионов не такие мощные, как в европейских регионах России.
При выполнении работ по культурно-географическому районированию центрированность (сверхцентрированность) российского пространства отражается в номинации регионов, в широком использовании термина центр в названии культурных регионов (Русский Центр), а также в ориентационном топонимическом центрировании (Русский Запад, Русский Север – географическая ориентация относительно Центра, Москвы) и в позиционном топонимическом центрировании с использованием терминологических пар "ближний – дальний" (Ближняя Сибирь, Дальний Восток – геопозиционирование относительно Центра страны).
Свойство полимасштабности связано с масштабированием пространства. В процессе районирования свойство полимаштабности проявляется в выделении контрастных, резко отличающихся по площади культурных регионов России: с одной стороны, огромные Дальняя Сибирь и Дальний Восток, значительные по территории Русский Север и Русский Юг, а с другой – почти точка на мелкомасштабной карте – Московский регион. Вместе с тем, несмотря на незначительность физических размеров, такие регионы-центры (Московский и Петербургский) отличаются высокой плотностью культурного пространства.
Первым российским географом, осуществившим культурно-географическое районирование нашей страны в ее постсоветских границах, был Ю.А. Веденин.
Он выполнил классификацию и районирование культурных ландшафтов России сквозь призму тематики культурного наследия. Как справедливо замечает автор, тематика наследия требует ландшафтного (целостного) подхода к её решению. При этом декларируется важный принцип – необходимость использования не одного, а системы критериев.
На первом этапе районирования использовались этнический и исторический критерии (история формирования культурного пространства страны) и собственно критерий наследия. В результате были выделены крупные моноэтнические (русские) и полиэтнические регионы России, или согласно автору культурно-ландшафтные области (табл. 1). На втором этапе районирования для выделения более мелких регионов (культурно-ландшафтных районов) в моноэтнических русских областях использовались такие критерии, как время освоения, роль в истории формирования Российского государства, место в мировой и национальной культуре.
Полученные результаты позволяют понять культурно-пространственное своеобразие современной России, в которой крупные полиэтничные регионы расположены на периферии (исключение составляет Поволжско-Уральская область), а русские регионы – в основном в центре страны.
В основе культурно-географических разработок Р.Ф. Туровского лежит представление о культурных пространствах, позволяющее "втягивать" разные культурные аспекты (этнографический, диалектологический и др.), и традиционная в социально-экономической географии схема "центр – периферия". Автор рассматривает восемь иерархических уровней культурных ландшафтов: культурный мир, область, страна, край, земля, местность, община, объект. В исследовании основное внимание уделяется региональному уровню.
Первый, самый высокий, иерархический уровень образует культурный мир, который соответствует цивилизации А. Тойнби или С. Хантингтона. Основным критерием выделения культурного мира выступает религиозное учение, которое задает общую систему ценностей, например, Православный мир, Исламский мир. Цивилизация представляет собой наднациональное образование, включающее в себя многочисленные этносы. В политико-географическом плане цивилизациям соответствуют империи – Римская, Византийская, Российская и др.
Название второго, промежуточного, уровня – область. Стране (третий уровень иерархии), которая понимается как этнокультурная единица, а не государство, соответствует определенное этническое сообщество со своей системой ценностей.
В сложно устроенных странах, отличающихся большим природным разнообразием, сложной историей, территориальной дифференциацией культуры, дополнительно выделяются края.
Базовой единицей культурно-ландшафтного районирования, по мнению Р.Ф. Туровского, является земля, или культурный ландшафт в узком смысле слова (четвертый уровень). В физико-географическом смысле ему соответствует ландшафт, или ландшафтный район. Это компактная территория в пределах страны, которая характеризуется сходством культурных и природных ландшафтных признаков.
К сожалению, автор, выполнив обстоятельную теоретическую и фактологическую работу, не составил карты культурно-географического районирования России.
Работа по районированию России, и в особенности по историко-культурному районированию, – одно из приоритетных направлений деятельности А.Г. Манакова. Автор на основе сопоставления таксонов разных видов географического районирования (политико-географического, социально-экономического, физико-географического, культурно-географического) разработал иерархию историко-культурных районов, от культурного мира до местности и ареала. Кроме того, в поле авторских интересов анализ и сопоставление результатов специальных гуманитарных работ по районированию (этнографических, диалектологических, топонимических) с пространственно-географическими закономерностями.
Результаты исследований А.Г. Манакова выступают хорошим подспорьем для разработок по культурно-географическому районированию страны.
Критерии и результаты прикладного культурно-географического районирования
Как и Ю.А. Ведениным, на первом иерархическом уровне, при выделении крупных культурно-географических регионов нами использовались исторический (история формирования культурного пространства страны) и этнокультурный критерии. Вместе с тем в наименовании регионов с прилагательным русский подчеркивается не столько их этничность, преобладание по численности русского населения, сколько их роль в формировании русской культуры и русской идентичности.
В результате прикладного культурно-географического районирования страны было выделено 12 крупных культурно-географических регионов России: Московский регион, Петербургский регион, Русский Центр, Русский Север, Русский Юг, Русский Запад, Поволжье, Урал, Северный Кавказ, Ближняя Сибирь, Дальняя Сибирь и Дальний Восток (рисунок; табл. 2).
Выделенные регионы частично соответствуют культурно-ландшафтным областям Ю.А. Веденина (табл. 1).
На втором этапе районирования при выделении субрегионов, или культурно-ландшафтных районов по Ю.А. Веденину использовались природные критерии – зональный принцип (лесные и степные субрегионы), принцип соотношения гор и равнин (горные и равнинные субрегионы). Для анализа этого уровня и характеристики субрегионов требуется дополнительно исследование.
При проведении границ между крупными культурно-географическими регионами в качестве рабочей (операционной) единицы был выбран Субъект Федерации. Согласно данному принципу границы между культурно-географическими регионами всегда проходят по границам тех или иных Субъектов Федерации. Автор осознает некоторые недостатки такого подхода, но положительные моменты (функциональность, возможность использования региональной статистики и др.) преобладают.
Модель описания региона и обеспечивающие ее понятия и термины. В сравнении с физико- и экономико-географическими исследованиями в культурно-географической разработке особенно важен "человеческий фактор" и потому при описании культурно-географических регионов используются такие понятия, как образ региона, региональный ландшафт, региональный актор (деятель), региональное сообщество. Хотя описание культурно-географического региона носит образно-географический и историко-культурный характер, следует подчеркивать связь этих понятий с природными, хозяйственными и политическими особенностями страны.
Модель описания культурно-географического региона включает 6 основных позиций: – образ региона, состав и границы региона, – природа и репрезентативные охраняемые природные территории, – региональная геоистория и изменение культурно-географического статуса региона, – региональные акторы, выдающиеся уроженцы и деятели региона, – региональное сообщество, – наиболее значимые города и места региона; субрегионы.
Таблица 2. Культурно-географические макрорегионы России и их состав
№ | Культурно-географические регионы России | Состав региона |
---|---|---|
1 | Московский регион | Москва, Московская область |
2 | Петербургский регион | Санкт-Петербург, Ленинградская область |
3 | Русский Центр | Ярославская, Костромская, Ивановская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Брянская, Тверская области |
4 | Русский Север | Мурманская, Архангельская, Вологодская области, республики Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ |
5 | Русский Запад | Псковская, Новгородская, Смоленская, Брянская, Калининградская области |
6 | Русский Юг | Курская, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Белгородская, Ростовская области, Краснодарский край, Ставропольский край, республика Крым, г. Севастополь, республика Адыгея |
7 | Поволжье | Кировская область, республики Марий Эл, Чувашия, Удмуртия, Нижегородская область, республики Мордовия, Татарстан, Пензенская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области, республика Калмыкия |
8 | Северный Кавказ | республики Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня, Дагестан |
9 | Урал | Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, республика Башкортостан |
10 | Ближняя Сибирь | Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская, Томская, Курганская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край, Кемеровская область |
11 | Дальняя Сибирь | республики Хакасия, Алтай, Красноярский край, республика Саха-Якутия, Иркутская область, республики Тува, Бурятия, Забайкальский край |
12 | Дальний Восток | Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская, Сахалинская области, Приморский край |
1. Образ региона
Состав по Субъектам Федерации и границы региона
Под образом региона понимается система стереотипных представлений о регионе, существующих в массовом сознании. Он может быть задан известной стихотворной строкой или строкой из песни, "крылатым выражением" и т. п.
Географические образы региона представляются одной из важнейших его характеристик. Более того, если выделенный культурно-географический регион не может быть репрезентирован системой ярких географических образов, это вызывает сомнение в точности районирования. Поэтому большое значение имеет имя культурно-географического района. Региональный топоним, как, например, Русский Север, должен быть укоренен в культуре и / или обладать хорошим образопорождающим потенциалом; здесь широко привлекаются материалы фольклора, литературные источники, живопись, исторические источники, материалы Интернета.
Как мы указывали выше, основная операционная единица с учетом задач разработки был принят Субъект Федерации, поэтому состав региона представляет собой совокупность Субъектов Федерации, в пределах границ последних.
Таблица 3. Изменение культурного статуса региона в культурном пространстве страны (на примере Русского Севера)
Этапы геоистории региона, века | VIII–XI | XII–XV | XVI–XIX | XX–XXI |
---|---|---|---|---|
Культурный статус | "Земля незнаемая" и зарубежье | "Чудская" ресурсная периферия Заволочье | Русско-"чудская" культурная провинция Поморье | Русская культурная провинция Русский Север |
2. Природа и репрезентативные охраняемые природные территории региона
Природа играет значительную роль и в обособлении, и в функционировании культурно-географических районов; кроме того, природные образы занимают важное место в образной карте региона. При описании природы анализируется физико-географическое положение региона относительно крупных природных объектов, характеризуются наиболее значительные формы рельефа, реки и озера, приводится описание природных зон региона.
Особое внимание уделяется характеристике тех свойств природы, которые связаны с особенностями традиционной региональной культуры. Это позволяет лучше понять навыки исторически сложившегося традиционного природопользования (земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства, собирательства), экологические традиции регионального сообщества, выявить устойчивые природные образы региона.
Раздел завершается кратким описанием наиболее известных охраняемых природных территорий, заповедников и национальных парков, обладающих статусом Всемирного природного наследия, а также других охраняемых территорий, наиболее полно репрезентирующих природные особенности региона и играющих важную роль в региональных образах и брендах.
3. Региональная геоистория
По этапам формирования регионального культурного ландшафта и изменение культурно-географического статуса региона от этапа к этапу
Данный раздел относится к наиболее значимым в культурно-географическом описании региона. Под региональной геоисторией понимается история региона, воплощенная в его культурном ландшафте. Такой подход развивает идеи геоистории, или пространственной истории страны, высказанные еще Ф. Броделем. При этом ландшафт (региональный культурный ландшафт) представляет собой продукт взаимодействия региональной культуры и природы региона.
Этап геоистории региона соотносится с качественно новым состоянием регионального культурного ландшафта; оно связано с изменением культурно-географического статуса региона в стране и / или с хозяйственно-культурными сдвигами. Можно утверждать, что этап региональной геоистории соответствует страту регионального культурного ландшафта.
Культурный статус региона определяется положением региона в культурном пространстве страны. Культурный статус региона может быть задан такими геокультурными понятиями, как центр, провинция, периферия, граница, а также также такими, как зарубежье и "земля незнаемая". Наиболее высоким статусом, как правило, обладают регионы, которые на рассматриваемом этапе геоистории относятся к центру и провинции, наиболее низким – регионы зарубежья и регионы – "белые пятна".
На примере Русского Севера хорошо видно, как меняется культурный статус региона на разных этапах его геоистории (табл. 3), по мере его освоения русскими – от "земли незнаемой" и зарубежья к "пушной периферии", а затем и провинции (самоназвание помор как важный культурный индикатор появляется в начале XVI века). Характерная тенденция, отражающая изменение культурного статуса данного региона в стране, – смена его названия: от новгородоцентричного Заволочья к москвоцентричному Поморью и Русскому Северу.
4. Региональные акторы
Выдающиеся уроженцы и деятели региона
Важным элементом описания культурно-географического региона выступает представление о региональном акторе. Региональный актор – выдающийся уроженец, чей образ неразрывно связан с регионом, или личность, чья деятельность оставила след в региональном культурном ландшафте или способствовала созданию нового образа региона. К примеру, с уроженцем Русского Севера М.В. Ломоносовым связан образ данного региона. С другой стороны, имя Ломоносова широко представлено в региональном культурном ландшафте названиями селений, улиц, организаций, памятниками, музеями. Другой пример такой связи –деятельность предпринимателей Демидовых на Урале.
5. Региональное сообщество
При описании регионального сообщества основное внимание уделяется вопросам названия и самоназвания регионального сообщества, региональной идентичности, характеристике региональных традиций, описанию типичных региональных этносов и конфессий. Подобный социо-региональный анализ позволяет лучше понять основные тренды развития региона, важные региональные культурные метки и вернакулярные границы. Основная направленность такого анализа заключается в стремлении понять внутренние культурно-географические процессы.
6. Наиболее значимые города и места региона
Субрегионы
В данном разделе характеризуются региональные столицы (исторические и современные), другие крупные и малые города. Из хозяйственных объектов внимание обращается на организации и предприятия, которые стали региональными символами (как Уралвагонзавод или Уралмаш) и на знаковые региональные промыслы (каслинское литье для Урала).
Рассмотрение основных знаковых городов и мест региона способствует лучшему пониманию его сложной полимасштабной пространственной организации. Сложные регионы делятся на субрегионы, которые различаются спецификой природных условий, исторических или культурных особенностей.
Интересная тема – символические региональные памятники, отражающие этапы геоистории региона и представляющие основных региональных акторов. В заключении раздела дается описание важнейших объектов историко-культурного наследия региона, имеющих статус Всемирного или национального наследия.
Культурно-географические макрорегионы России и их краткое описание
Во-первых, выделяется два центральных региона – Московский и Петербургский. Согласно культурно-географической типологии оба региона относятся к типичным узловым районам. Хотя Петербург повлиял на русское культурное пространство (Ленинградские или Петербургские улицы встречаются почти во многих городах России), но, все же, Москва – это и главный центр, и основной центрирующий механизм пространства России:
Этот образ тонко передан Мариной Цветаевой:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.
Если для Петербургского региона гением места выступает Петр Великий, то для Москвы выделить такого актора – большая проблема: ландшафт и образ Москвы создан целым кругом государственных деятелей, духовных лидеров и деятелей культуры России.
Ныне эти регионы не только крупнейшие культурные центры России, но самые большие мегаполисы.
Словно подчеркивая центрирующее российское пространство свойство столицы, вокруг Москвы сформировался регион Русский Центр. Образуя периферию Московского узлового региона, он имеет форму бублика. Русский Центр примерно соответствует Центральным Русским землям Ю.А. Веденина. Регион образуют в основном земли древнерусских княжеств Северо-Восточной Руси с историческими городами, обладающими самобытной архитектурой (Владимир, Суздаль и Ярославль вошли в список Всемирного культурного наследия). Важную роль в формировании регионального культурного ландшафта сыграла усадебная культура XVIII-XIX вв. Уже не одно столетие регион испытывает сильное влияние Москвы, но, тем не менее, сохранил свою культурную самобытность в качестве типичной русской провинции.
К северу от Москвы, занимая северную половину Русской равнины, располагается регион, внесший огромный вклад в формирование русского народа и его духовной культуры – Русский Север. Символично, что три памятника Всемирного культурного наследия, расположенных в регионе, и поныне являются не только туристическими, но и духовными центрами – Соловки, Кижи и Ферапонтов монастырь. Для культурно-географических исследований название Русский Север наиболее адекватно (в отличие от его других географических номинаций – Север Европейской территории России, Северо-Запад России).
Южная граница региона почти совпадает с южной границей тайги. К региону относятся не только Мурманская, Архангельская, Вологодская области, но и Карелия, Коми и Ненецкий автономный округ. Северно-русские и финно-угорские зем
Помимо общего – южного – геопозиционирования для данной территории характерен фронтирный характер освоения. В пределах лесостепной зоны фронтир в XVI–XVII вв. продвигался, опираясь на военно-хозяйственную стратегию засечных черт, а в степи и в кавказских предгорьях – на стратегию укрепленных линий (XVIII–XIX вв.).
Культурно-географический регион Русский Юг состоит из двух субрегионов – Ближнего и Дальнего Русского Юга. К субрегиону Ближний Русский Юг (примерно соответствует Русскому Черноземью Ю.А. Веденина) относятся в основном лесостепные земли (Курская, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Белгородская области). Большую роль в истории субрегиона играла дворянская усадебная культура. Русское лесостепье питало творчество таких корифеев отечественной культуры, как Тургенев, Бунин, Платонов.
В состав Дальнего Русского Юга (частично совпадает с Русским Предкавказьем, по Ю.А. Веденину) вошли преимущественно степные казачьи земли, вошедшие в состав государства только XVIII–XIX вв. (нынешние Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край, республика Крым, город Севастополь, республика Адыгея).
Название культурно-географического – граничного – региона Русский Запад опирается на такие терминологические формы, как западно-русские земля, западно-русские говоры, которые используются в исторической науке и диалектологии. Русский Запад включает обладающие мощным культурным потенциалом древнерусские земли Брянской, Смоленской, Новгородской и Псковской областей, а также советский геополитический осколок – Калининградскую область. Ю.А. Веденин называет регион Новгородско-Псковской землей (табл 1). Почти 1000-летняя "пограничная" история региона наложила значительный отпечаток на ландшафт; в постсоветское время регион снова стал пограничным.
Река Волга выступает важным культурным конфигуратором полиэтничного региона Поволжье. В состав региона входят Субъекты Федерации, расположенные в средней и нижней части волжского бассейна. Интересно, что взятая из известной песни образно-географическая формула "Волга – русская река" и ныне, и исторически не соответствует этнокультурным реалиям полиэтничного региона. Волга не только русская, но и татарская (Итиль), марийская, чувашская и калмыцкая река. В природном и геоисторическом отношениях Поволжье обладает чертами сходства с регионом Русский Юг. В обоих случаях фронтирный характер освоения региона в XVI–XVIII вв. обеспечивала стратегия засечных черт и укрепленных линий.
Другой регион, еще более разнообразный в этнокультурном, конфессиональном, языковом и природном отношении – Северный Кавказ – образуют 6 северокавказских республик. Границы региона почти совпадают с границами Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Ставропольского края).
Границы Уральского культурно-географического региона в значительной степени совпадают с границами Уральского экономического района; и это не случайно, поскольку горнозаводской ландшафт является важным региональным культурным индикатором. В его составе Пермский край, Свердловская и Челябинская область, а также Оренбургская область, переходная от Урала к Туркестану (Казахстану и Средней Азии), и Башкирия, которая также представляет собой пограничный край между Поволжьем и Уралом.
Геоисторический образ региона хорошо передан А.Т. Твардовским в поэме "За далью даль":
Урал!
Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
Настоящим гением места, по сути создавшим горнозаводской уральский ландшафт, следует признать Акинфия Демидова, который основал свыше двадцати городов-заводов. Важную роль в поэтизации и мифологизации региона сыграл знаменитый писатель П.П. Бажов, автор таких известных произведений, как "Хозяйка медной горы" и "Малахитовая шкатулка".
К Уралу примыкает Ближняя Сибирь (более привычное название региона – Западная Сибирь). Название культурно-географического региона Ближняя Сибирь учитывает не только его географическое положение примыкания к Европейской России, но и постоянно действующий вектор освоения, направленный от исторического центра.
Среди зауральских земель она первой стала осваиваться поморами еще в XIV–XV вв. и уже в конце XV в. русский (московский) великий князь (в результате военного похода Ивана III) получает "сибирский титул" – великого князя Югорского, князя Кондинского и Обдорского. И на более поздних этапах геоистории в советское и постсоветское время Ближняя Сибирь быстрее других зауральских земель осваивалась и осваивается в сельскохозяйственном, транспортном и промышленном отношениях.
Регион Дальняя Сибирь примерно соответствует физико-географическому региону Восточная Сибирь. Данный топоним-новодел хорошо соотносится с традиционным названием соседнего региона – Дальний Восток.
Дальняя Сибирь обладает огромным природно-культурным потенциалом (отметим только памятники Всемирного природного наследия "Убсунурскую котловину" в Туве, фантастические "Ленские столбы" в Якутии и "Плато Путорана" в Красноярском крае), но, вне сомнения, образ региона задается национальным достоянием – озером Байкал. Этот огромный полиэтничный регион включает Алтай, Хакасию, Красноярский край, Иркутскую область, Забайкальский край, Якутию, Туву и Бурятию. Дальняя (Восточная) Сибирь характеризуется повсеместным распространением вечной мерзлоты и резко континентальным климатом, которые по-прежнему оказывают сильное влияние на ее культурные особенности, хозяйственные и бытовые условия жизни.
Подобно Дальней Сибири Дальний Восток насыщен природными образами (вулканы и гейзеры Камчатки, женьшень, уссурийский тигр и уссурийская тайга). Другой образ, неразрывно связанный с Дальним Востоком, – край Русской земли, естественный восточный предел русского культурного пространства и ландшафта. Муссонный климат относится к важным природным индикаторам региона.
Заключение
Выполненный вариант прикладного культурно-географического районирования отражает основные свойства российского культурного пространства – его центрированность, полимаштабность, значительную роль природных факторов (не только в Зауралье, но и в европейской части России).
Среди культурно-географических макрорегионов выделяются узловые (Московский, Петербургский, Русский Центр) и граничные (Русский Запад). При выделении Урала как культурно-географического региона в качестве культурного маркера использовался ареал горно-заводского ландшафта. Вместе с тем в обособлении большинства регионов ведущую роль играют природные факторы: эти культурно-географические регионы формируются либо на основе крупных природных морфоструктур (Ближняя, Дальняя Сибирь), либо — на базе зональных комплексов (Русский Север, Русский Юг).
Модель описания культурно-географического региона включает следующие позиции: природа и репрезентативные охраняемые природные территории, региональная геоистория и изменение культурно-географического статуса региона, выдающиеся уроженцы и деятели региона, региональное сообщество, наиболее значимые города и места региона; субрегионы.
Представленный вариант культурно-географического районирования страны и модель культурно-географического описания региона был использован для решения образовательных задач, при чтении курса "География России" для регионоведов на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. И этот опыт оказался удачным.
В тоже время очевидно, что схем культурно-географического районирования России может быть создано множество. Все зависит от авторских подходов, направленности, поставленных задач. Важно что Россия представляет собой уникальный пространственно-культурный феномен, который всегда будет привлекать внимание исследователей.
Опубликовано: