Государство и иные формы легитимности

Почему общество ищет новые источники авторитета помимо государства? Анализ кризиса легитимности, подъем корпораций, цифровых платформ и гражданского общества. Что государству делать в новой конкурентной среде источников легитимности.

Государство и иные формы легитимности

💯 Легитимность — это динамический договор, а не статус кво. Государство больше не является его единственным субъектом.

Понятие легитимности, введенное в научный оборот Максом Вебером, долгое время служило надежным компасом для понимания основ власти. Вебер выделял три идеальных типа:

  • традиционную (основанную на привычке и вере в священность издревле существующих порядков),
  • харизматическую (покоящуюся на исключительных качествах лидера) и, наконец,
  • рационально-правовую (проистекающую из веры в обязательность легального установления и деловой компетенции).

Именно рационально-правовая легитимность стала краеугольным камнем современного национального государства.

Однако в XXI веке этот камень дал трещину. Мы наблюдаем повсеместный феномен: общество все активнее ищет и находит источники авторитета за пределами государственных институтов.

Почему возникает это «стремление к иным формам легитимности»?

И что в этой новой, конкурентной среде должно делать государство, чтобы сохранить свою центральную роль? Эта статья призвана ответить на данные вопросы, анализируя причины кризиса, карту новых «игроков» и стратегии адаптации для традиционного государства.

Факторы, порождающие стремление к иным формам легитимности

Кризис доверия к государству не возникает на пустом месте. Он вызван комплексом взаимосвязанных факторов, которые подрывают веру граждан в то, что государство является единственным и главным арбитром их жизни.

Прежде всего, это кризис институтов и декларативность права.

Когда законы существуют на бумаге, но не работают на практике, когда правосудие зависит от статуса и толщины кошелька, а коррупция пронизывает все уровни власти, вера в рационально-правовую основу государства иссякает.

Кризис легитимности государства начинается с его неэффективности — когда законы не работают, институты коррумпированы, а социальные лифты сломаны.

Граждане перестают видеть в государстве гаранта справедливости и начинают воспринимать его как враждебную или, в лучшем случае, безразличную силу. Этот процесс усугубляется социально-экономическим неравенством.

Если государственная политика воспринимается как инструмент обогащения узкой группы элит, а социальные лифты не работают, то запрос на справедливость находит иные каналы для выражения.

Рост социального неравенства подрывает веру в справедливость государства, заставляя людей искать защиту и солидарность в иных сообществах.

Два других мощнейших фактора — глобализация и цифровизациябуквально взломали монополию государства на легитимность. Национальные границы становятся все более проницаемыми для капиталов, идей и альтернативных властных структур.

Глобализация создала "конкурентов" государству в лице транснациональных корпораций и глобальных СМИ, которые предлагают альтернативные модели организации жизни.

Одновременно цифровая революция породила новое публичное пространство — интернет, где формируются свои авторитеты и свои правила. В этом пространстве действуют силы, чья легитимность имеет совершенно иную природу.

Цифровое пространство породило новую форму власти — власть алгоритмов, чья легитимность основана на эффективности управления вниманием и данными, а не на демократических процедурах.

Наконец, действует глубинный кризис идентичности и поиск смысла.

В условиях размывания традиционных ценностей и роста неуверенности в завтрашнем дне люди ищут точки опоры в религиозных общинах, радикальных политических движениях, националистических группах или просто в закрытых сообществах по интересам. Эти группы предлагают четкие правила, чувство принадлежности и «моральную легитимность», которую государство зачастую уже не может предоставить.

Основные "иные формы легитимности" в современном мире

На арену вышли новые акторы, чья власть и авторитет оспаривают монополию государства. Их легитимность проистекает не из бюрократических процедур или исторической традиции, а из иных источников.

1️⃣ Одной из самых влиятельных форм является легитимность экспертного знания. В ситуации сложных вызовов, будь то пандемия или климатическая катастрофа, общество обращает взор к ученым и технократам.

Легитимность экспертного знания (наука, технологии) растет в условиях сложных вызовов (климат, пандемии), но ее конфликт с популистской политикой создает раскол в обществе.

Власть эксперта основана на компетенции и знании, а не на мандате избирателей. Эта легитимность крайне хрупка и постоянно сталкивается с контрлегитимностью, основанной на народном чувстве и недоверии к «ученым-заговорщикам».

2️⃣ Другой гигант — легитимность корпораций и брендов. Такие компании, как Apple, Google или Tesla, обладают колоссальным влиянием на повседневную жизнь людей, формируя не только потребительские привычки, но и культурные коды.

Корпорации обретают легитимность через "этический капитализм" и прямую коммуникацию с потребителями, иногда действуя быстрее и эффективнее государства.

Их власть легитимируется экономической эффективностью, способностью к инновациям и, все чаще, декларируемой социальной и экологической ответственностью. Они создают свои «экосистемы», внутри которых действуют свои правила, подчас более понятные и предсказуемые, чем государственные законы.

3️⃣ Не менее важна легитимность гражданского общества и сетевых структур. Международные организации, такие как Greenpeace или Amnesty International, или локальные активистские группы черпают свой авторитет в моральном превосходстве и прямом действии.

Гражданское общество является мощным источником "моральной легитимности", которая заставляет государство подстраиваться под запросы снизу.

Они не обладают административным ресурсом, но их сила — в способности мобилизовать общественное мнение и указывать государству на его провалы, выступая в роли «совести нации».

4️⃣ И, наконец, принципиально новая сила — легитимность "цифровых платформ". Социальные сети, поисковые системы и маркетплейсы регулируют поведение миллиардов людей с помощью алгоритмов. Их легитимность — это легитимность удобства, персонализации и эффективности.

Цифровое пространство породило новую форму власти — власть алгоритмов, чья легитимность основана на эффективности управления вниманием и данными, а не на демократических процедурах.

Они не избираются, но их решения (о ранжировании информации, о блокировке контента, о продвижении услуг) имеют не меньшее, а порой и большее влияние, чем решения государственных органов. Их власть анонимна, децентрализована и потому особенно трудно поддается регулированию.

Что делать государству? Стратегии адаптации и укрепления легитимности

Перед лицом этих вызовов государство не может просто так отступить или начать силовое подавление конкурентов. Единственно верной стратегией является адаптация и укрепление собственной легитимности через обновление и диалог.

1️⃣ Первым и самым сложным шагом является смена парадигмы: от монополии к партнерству. Государство должно признать, что оно больше не единственный центр власти в обществе.

Государство не должно бороться с иными формами легитимности, а должно учиться с ними сосуществовать и кооперироваться, признавая их роль и авторитет.

Это означает активное выстраивание диалога и создание инструментов взаимодействия с бизнесом, научным сообществом, НКО и активистами. Государственно-частное партнерство, общественные советы, экспертные рабочие группы — все это формы признания и интеграции иных видов легитимности.

2️⃣ Второе ключевое направление — цифровая трансформация и "электронное правительство". Чтобы конкурировать с удобством цифровых платформ, государство должно стать таким же удобным, быстрым и прозрачным.

Прозрачность и технологическая современность становятся новыми стандартами легитимности; "электронное правительство" — это необходимость, а не опция.

Цифровизация госуслуг, открытые данные, онлайн-участие в принятии решений — это не просто технические улучшения, а мощный инструмент восстановления доверия и демонстрации эффективности.

3️⃣ Третий, фундаментальный пункт — усиление социальной функции государства. В мире растущей нестабильности именно государство должно выступать гарантом социальной безопасности и справедливости.

Ключевой путь укрепления легитимности для государства — это демонстрация реальных результатов в повышении качества жизни, а не идеологическая пропаганда.

Справедливая налоговая система, доступное и качественное здравоохранение и образование, действенная поддержка уязвимых слоев населения — все это доказывает гражданам, что государство работает в их интересах. Легитимность завоевывается делами, а не словами.

4️⃣ И, наконец, основа основ — правовая реформа и верховенство права. Без этого все остальные меры будут иметь временный и поверхностный эффект.

Верховенство права — фундамент легитимности. Государство, которое само не соблюдает законы, не может требовать лояльности от граждан и проигрывает в конкуренции с более "прозрачными" формами власти.

Государство должно быть первым, кто неукоснительно соблюдает закон. Независимый и справедливый суд, решительная борьба с коррупцией как на высшем, так и на низшем уровне — это возвращает людям веру в то, что закон един для всех, и что государство является его защитником, а не главным нарушителем.

Легитимность — это динамический договор, а не статичный статус; сегодня государство больше не является его единственным субъектом.

Заключение

Эпоха монополии государства на легитимность подошла к концу. Современный мир плюралистичен, и в нем сосуществуют и конкурируют разные источники власти и авторитета. Однако это не означает неизбежный закат государства. Это означает необходимость глубокой трансформации.

Государство, которое хочет сохранить свою центральную роль, должно быть

  • достаточно гибким, чтобы признать новых акторов и учиться у них; достаточно современным, чтобы предлагать гражданам качественные и удобные сервисы;
  • достаточно сильным, чтобы гарантировать социальную справедливость; и
  • достаточно честным, чтобы самому неукоснительно следовать закону.

Легитимность в XXI веке — это не данность, а постоянная работа, результат ежедневного диалога с обществом и демонстрации реальной пользы для граждан. Только на этом пути государство может укрепить свой авторитет в сложном, многополярном мире новых легитимностей.

Важные определения

Легитимность (по М. Веберу) - признание власти правомерной и справедливой, основанное на:

  • Традиционной легитимности (вера в священность традиций)
  • Харизматической легитимности (авторитет лидера)
  • Рационально-правовой легитимности (подчинение закону)

Иные формы легитимности - альтернативные источники авторитета, конкурирующие с государством:

  • Легитимность экспертного знания (власть компетенции)
  • Легитимность корпораций (власть эффективности)
  • Легитимность гражданского общества (моральный авторитет)
  • Легитимность цифровых платформ (власть алгоритмов)

Верховенство права - принцип, при котором и государство, и граждане в равной степени подчиняются закону.

Опубликовано: