Виноградово: Литературное гнездо Подмосковья

Усадьба Виноградово в Москве: 400-летняя история от Пушкиных до наших дней. Место, где Крылов писал басни, а сейчас идёт реставрация. Узнайте о прошлом и будущем литературного гнезда.

Виноградово Литературное гнездо Подмосковья

На севере Москвы, в районе Долгопрудной аллеи и рядом с городом Долгопрудный, за высоким забором скрывается место с уникальной, почти четырёхвековой историей — усадьба Виноградово. Бывшая дворянская резиденция, объект культурного наследия федерального значения, сегодня она больше известна своими руинами, чем славным прошлым.

Однако именно здесь, на берегах Долгих прудов, на протяжении столетий переплетались судьбы знаменитых родов, рождались литературные шедевры и кипела интеллектуальная жизнь, позволившая назвать Виноградово одним из ярких «литературных гнёзд» Подмосковья. Эта статья — попытка восстановить связь времён и рассказать историю усадьбы, которая прошла путь от процветания через забвение и сегодня стоит на пороге долгожданного возрождения.

Местоположение на Яндекс.Картах

У истоков: Пушкины и первые владельцы

История Виноградова прослеживается с 1623 года, но свои корни она берёт в ещё более раннем периоде. В 1617 году эти земли были пожалованы Гавриилу Григорьевичу Пушкину — дальнему предку великого поэта. Это был человек яркой и противоречивой судьбы: думный дьяк, великий сокольничий, сподвижник Лжедмитрия I, он отличался хитроумием и умением лавировать в бурных водах политики.

Александр Сергеевич Пушкин, характеризуя своего предка в набросках к «Борису Годунову», отмечал: «Он обладал большими дарованиями как воин, придво рный и, в особенности, заговорщик...».

✅ Именно Гавриил Пушкин стал прототипом персонажа его знаменитой трагедии.

В 1638 году усадьба перешла по наследству внуку Гавриила Григорьевича — Матвею Степановичу Пушкину. Он владел ею почти полвека, и при нём в 1696 году была построена первая каменная Владимирская церковь, сменившая деревянную. Однако финал его владения был трагичным. Матвей Пушкин, известный независимостью суждений, был не согласен с политикой Петра I, а его сын Фёдор и вовсе принял участие в стрелецком бунте.

Царь был беспощаден: Фёдор был казнён, а Матвей с семьёй «с лишением чести» сослан в Енисейск. Эти события нашли отражение в стихотворении А.С. Пушкина «Моя родословная»:

Упрямства дух нам всем подгадил.

В родню свою неукротим,

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

После ссылки Пушкиных усадьба сменила нескольких владельцев, включая князей Долгоруковых и Вяземских, прежде чем обрести нового хозяина, который выведет её на новый уровень.

Расцвет при Глебовых: Формирование усадебного ансамбля

В 1758 году имение приобрёл генерал-аншеф и обер-прокурор Сената Александр Иванович Глебов. Человек могущественный и богатый, хоть и с сомнительной репутацией («лихоимец и хищник», по отзывам современников), он всерьёз занялся обустройством своей новой резиденции.

Глебов присоединил к Виноградову соседние земли и начал формирование целостного архитектурного ансамбля. При нём на берегу Долгого пруда был построен деревянный одноэтажный дом в классическом стиле, разбит регулярный парк с плодовыми садами и павильонами.

Главной заслугой Глебова стало строительство новой церкви Владимирской иконы Божией Матери (1772–1777 гг.). Храм, возведённый за Дмитровской дорогой, стал ярчайшим образцом раннего русского классицизма. Его уникальность — в редком треугольном плане, создающем необычный и гармоничный образ.

Архитектор точно не установлен, но авторство приписывается таким гигантам, как Василий Баженов или Матвей Казаков. Ансамбль дополнили колокольня и часовая башня, образующие вместе с церковью равносторонний треугольник.

💯 Этот храм, действующий по сей день, стал архитектурной доминантой всего комплекса.

Золотой век Бенкендорфов: «Столица мира и покоя»

Выйдя в отставку, Глебов поселился в Виноградове и завещал его своей падчерице — Елизавете Ивановне Бенкендорф. С 1790 года начался почти столетний «золотой век» усадьбы под владением этой семьи.

Новые хозяева основательно перестроили старый господский дом, развили хозяйство: появились оранжереи, парники, суконная фабрика. Именно при Бенкендорфах Виноградово приобрело славу «столицы мира и покоя», как его называли современники.

Усадьба стала одним из центров культурной жизни Подмосковья.

Её гостеприимными хозяевами были собраны цвет русской литературы и просвещения. Здесь бывали поэт Гавриил Державин, историк и писатель Николай Карамзин. В библиотеке усадьбы хранились книги с автографами Александра Пушкина.

Но самый яркий литературный след оставил Иван Андреевич Крылов. Баснописец прожил в Виноградове около года (1803–1804 гг.), и это время стало поворотным моментом в его творчестве.

Именно здесь, вдохновлённый юной дочерью хозяев Софьей Бенкендорф, он написал и впервые прочитал свои первые басни — «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Эти произведения, рождённые в атмосфере усадебного уюта и покоя, положили начало его всенародной славе. К сожалению, муза баснописца, Софья, рано умерла и была похоронена рядом с Владимирской церкви.

Век XX: Закат и забвение

В 1885 году наследники Бенкендорфов, не проявлявшие интереса к родовому гнезду, продали усадьбу московскому купцу Михаилу Бучумову. При оформлении сделки не были оговорены судьбы семейного архива, портретов и реликвий, которые бесследно исчезли. Бучумов превратил имение в доходное предприятие, вырубив часть парка под дачи.

Его непростые отношения с местными крестьянами закончились трагически: во время первой русской революции 1905 года господский дом был сожжён дотла.

Перед самой революцией имение выкупила вдова коммерции советника Эмма Максимовна Банза, представительница богатейшего рода обрусевших немцев Вогау. Она вместе со своим сыном от первого брака Рудольфом (Робертом) Васильевичем Германом решила возродить усадьбу.

На их средства архитектор Иван Васильевич Рыльский в 1911–1912 годах возвёл два новых здания: каменный дом Банзы в стиле неоклассицизма и причудливый деревянный дом Германа в стиле модерн с элементами барокко, который украсила двухъярусная башенка-бельведер с нарисованными часами.

Эти постройки стали последним архитектурным аккордом в истории усадьбы.

После 1917 года литературное гнездо превратилось в учреждение. Рудольф Герман, уходя, успел отдать главный дом под военный госпиталь, что, возможно, спасло его от немедленного разграбления. В советское время здесь размещались костно-туберкулёзный санаторий, дома отдыха для рабочих, а в годы Великой Отечественной войны — кабинеты местных властей и штаб партизанского отряда.

С 1959 года и вплоть до 2014-го в усадьбе работал кардиоревматологический детский санаторий «Долгие пруды». Утилитарное использование спасло стены от полного разрушения, но интерьеры были безвозвратно утрачены, а дух места — угас.

Архитектурные свидетели былой славы

Дом Банзы — каменное здание с элегантным портиком и колоннадой. Он выделяется выразительным декором: барельефы с ангелами, рогами изобилия, высокие фронтоны. Несмотря на запустение, в нём частично сохранились кессонированные потолки, дубовый паркет и метлахская плитка.

Именно Дом Германа с его башенкой стал визитной карточкой усадьбы и одновременно символом её разрушения. Это редкий для модерна пример обращения к формам барокко. Центр композиции — колонная терраса и та самая двухъярусная башенка с волютами и куполом-вазоном.

Ещё в конце XX века здесь сохранялись богатые интерьеры: кессонированные потолки, филенчатые двери, паркет, кафельные печи и камины. К 2020-м годам от этого великолепия почти ничего не осталось.

Битва за наследие: От забвения к реставрации

После закрытия санатория в 2014 году усадьба, лишённая хозяина, начала стремительно разрушаться. План передачи в аренду по программе «Рубль за метр» провалился. Памятник ветшал: интерьеры были разграблены, обрушились кровля и перекрытия. В июне 2021 года знаменитая башенка Дома Германа полностью завалилась на бок, а в августе того же года окончательно рухнула.

Это событие стало точкой невозврата и символом катастрофического состояния объекта федерального значения.

Общественный резонанс и внимание СМИ, в том числе поручение председателя СК Александра Бастрыкина, заставили власти действовать. Ключевым шагом стала передача усадьбы в собственность Москвы в 2020 году. Это позволило начать финансирование и организацию работ.

К марту 2022 года были проведены первоочередные противоаварийные мероприятия: дом Германа укрепили изнутри силовым каркасом, а снаружи окружили лесами.

В 2025 году мэр Москвы Сергей Собянин официально объявил о начале комплексной реставрации усадьбы Виноградово. Проект включает восстановление домов Германа и Банзы, а также исторического погреба.

Реставраторам предстоит вернуть к жизни часовую башенку, воссоздать веранды, интерьеры и фасады. Параллельно началось масштабное благоустройство парка: создание «Лесного променада» на эконастиле, амфитеатра, спортивного кластера и зон отдыха у пруда.

Заключение: Будущее литературного гнезда

Усадьба Виноградово прошла через всё: взлёты при Глебовых и Бенкендорфах, творческое горение эпохи Крылова, забвение и вандализм XX века. Сегодня у этого места есть уникальный шанс на вторую жизнь. Планы по созданию здесь культурного центра с коворкингами, выставочными залами и залом для бракосочетаний — это не просто возвращение исторического облика.

Это возможность возродить исконную функцию «литературного гнезда» — места, где рождается и живёт культура. Когда реставраторы завершат свою работу, Виноградово сможет вновь, как и два века назад, стать «столицей мира и покоя» — точкой притяжения для тех, кто ценит историю, искусство и красоту русской усадьбы.

Важные определения

1. Усадьба ВиноградовоБывшая дворянская резиденция на севере Москвы, объект культурного наследия федерального значения. Основана в XVII веке, известна как «литературное гнездо» благодаря владельцам из рода Пушкиных и Бенкендорфов, а также гостям-литераторам — Державину, Карамзину и Крылову.

2. Литературное гнездоНеформальное определение усадьбы или поместья, ставшего центром культурной и интеллектуальной жизни своего времени. Такие места, как Виноградово, притягивали писателей, поэтов и мыслителей, формируя творческую среду и влияя на развитие национальной культуры.

3. Дом ГерманаДеревянный усадебный дом в стиле модерн с элементами барокко, построенный в 1912 году по проекту архитектора И.В. Рыльского. Является архитектурной доминантой усадьбы, его визитной карточкой и главным символом запустения XX-XXI веков. Назван в честь последнего владельца — Рудольфа Германа.

4. Дом БанзыКаменный усадебный дом в стиле неоклассицизма, построенный в 1911 году. Более сдержанный по архитектуре, чем Дом Германа, но лучше сохранившийся. Назван в честь предпоследней владелицы усадьбы — Эммы Банза.

5. Владимирская церковьДействующий храм-памятник русского классицизма (1772–1777 гг.) на территории усадьбы. Примечателен уникальной треугольной планировкой, не имеющей аналогов в русской церковной архитектуре. Авторство приписывается В.И. Баженову или М.Ф. Казакову.

Опубликовано: