Сахалинское демографическое чудо
В мире существует очень мало примеров, когда страны, совершившие так называемый второй демографический переход, смогли повысить рождаемость до и выше уровня простого воспроизводства населения (примерно 2,1 ребенка на женщину).
В Европейском союзе этого смогла добиться Франция, где суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,6 ребенка на женщину в 1994 году до 2,07 ребенка на женщину в 2010 году. При этом Франция инвестирует в семейную политику 5–6% ВВП, из которых 43–46% направляются в семьи с тремя и более детьми.
В России существует более успешный опыт повышения рождаемости — опыт Сахалинской области, где введение новых мер поддержки многодетных семей вывело регион в число лидеров по рождаемости в России (рис. 18). В Сахалинской области в 2011–2016 годах за счет введения масштабных мер поддержки многодетных семей суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,56 до 2,16 ребенка на женщину, достигнув уровня воспроизводства.
Статьи по теме
Темпы роста СКР — лучшие в мире в этом столетии.
В дальнейшем суммарный коэффициент рождаемости снизился, но до 2021 года оставался выше уровня 1,9 ребенка на женщину, что соответствует целевым ориентирам Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года.
В 2022 году СКР снизился до 1,8 в результате сокращения мер поддержки многодетных семей, что только подтверждает наступление эффекта роста СКР от поддержки многодетных семей.
Суммарный коэффициент рождаемости, Россия, Дальневосточный федеральный округ и Сахалинская область, 1988–2020 годы, детей на женщину репродуктивного возраста
Сахалинский опыт для России показателен тем, что это единственный островной субъект Федерации, полностью заселенный после Второй мировой войны в результате освобождения половины территории острова.
По этнонациональному составу населения Сахалин соответствует общероссийской структуре, а показатели рождаемости, в том числе СКР, до введения мер поддержки многодетных семей в многолетней динамике соответствовали общероссийским показателям.
Причем в Сахалинской области опережающими темпами росла рождаемость не только третьих и последующих, но также первенцев и вторых детей (рис. 19).
Это подтверждает гипотезу, что поддержка рождения третьего ребенка и многодетных семей оказывает влияние на рождаемость первых и вторых детей, поскольку даже среди бездетных молодых родителей есть те, кто хочет стать многодетными, и поддержка многодетных семей помогает быстрее и большему их числу реализовывать репродуктивные планы.
За 2011–2020 годы численность многодетных семей в Сахалинской области увеличилась в 3 раза, детей в многодетных семьях — в 3,2 раза. А число рожденных третьих и последующих детей в 2020 году сравнялось с числом первых и вторых, в то время как в 2020 году доля третьих и последующих рожденных детей в России составила 27%.
Крайне важно и то, что реализация сахалинских мер дала устойчивый результат: высокая рождаемость в Сахалинской области сохранилась в последующие годы, когда во всех остальных регионах страны рождаемость быстро сокращалась. Самые действенные меры, которые повлияли на рождаемость, по оценке семей, — жилищные, с учетом того, что на федеральном уровне ключевая роль в улучшении жилищных условий принадлежит материнскому (семейному) капиталу. Среди них следует выделить так называемые универсальные меры, предоставляемые без учета доходов семьи, прежде всего для многодетных семей.
Суммарный коэффициент рождаемости для всех детей и по очередности рождений, Россия (РФ), Сахалинская область (СО), 2011–2022 годы, детей на женщину
В 2016 году на пике роста рождаемости в Сахалинской области, когда СКР достиг максимума — 2,16 детей, АНО «Институт научно-общественной экспертизы» выполнил исследование репродуктивных планов населения и социального самочувствия семей с детьми в Сахалинской области. Для оценки влияния мер поддержки семей с детьми на готовность к рождению в семье еще одного ребенка был предложен комплекс мер, в который вошли как действующие федеральные и региональные меры, так и дополнительные (потенциальные) меры, которые были предложены респондентами при обсуждении в фокус-группах.
Результаты исследования показали, что главными мерами, оказавшими влияние на рост рождаемости, стали жилищные меры, среди которых всеми семьями, включая бездетных, приоритет был отдан действующей мере в Сахалинской области по погашению 50% кредита или ипотечного займа, но не более 2 млн рублей, при рождении третьего и последующих детей.
На втором месте для семей с 2 детьми, а для многодетных — на первом месте была названа мера бесплатного высшего профессионального образования для детей из многодетных семей. А на первом месте для многодетных родителей — ежемесячное пособие на каждого ребенка в многодетной семье, выплачиваемое до совершеннолетия младшего ребенка, размер которого в настоящее время составляет всего 2,5 тыс. рублей.
Выполненные расчеты показали, что реализация сахалинского комплекса мер поддержки на федеральном уровне потребовала бы дополнительных инвестиций на поддержку семей с детьми в объеме 1,5% ВВП, а всего — 2,7% ВВП.
Опубликовано: