Кадровый потенциал отрасли беспилотной авиации России

Ключевым фактором, определяющим динамичное развитие сферы беспилотной авиации, выступает наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов. Однако в настоящее время наблюдается значительный дисбаланс.

Стремительное внедрение инновационных технологий существенно опережает возможности образовательной системы по подготовке кадров необходимого профиля и уровня.

Этот разрыв приводит к возникновению так называемых «зон дефицита компетенций» — ситуаций, при которых актуальные навыки и знания сотрудников перестают соответствовать быстро меняющимся требованиям отрасли и технологическим реалиям. Ликвидация данного кадрового разрыва приобретает критическую важность для обеспечения эффективного и безопасного внедрения и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) во всех сегментах экономики.

В связи с этим, формирование целостной системы непрерывного образования и профессионального развития, а также создание надежного механизма независимой оценки и подтверждения квалификаций становятся не просто важными, а стратегически необходимыми задачами для устойчивого роста отрасли. При этом закладывать интерес и базовые знания в области БАС целесообразно уже на ранних этапах, начиная с младшего школьного возраста. Это возможно реализовать через расширенную сеть организаций дополнительного образования, предлагающих углубленные программы технической и инженерной направленности, что позволит сформировать мощный кадровый резерв для будущего технологического лидерства.

Текущая ситуация в системе дополнительного образования

В настоящее время в детских и мобильных технопарках «Кванториум» реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направлениям:

  • «Беспилотные авиационные системы (проектирование, сборка, программирование и др.)»;
  • «Геоинформационные системы и технологии»;
  • другие смежные по тематике направления.

По этим программам занимаются не менее 100 тыс. детей от 7 до 17 лет, а более 600 тыс. детей охвачены профильными мероприятиями (техно-марафоны, фестивали, чемпионаты и соревнования).

В рамках программ осуществляется:
  • изучение устройства БАС;
  • моделирование и конструирование БАС;
  • разработка полезной нагрузки;
  • программирование БАС;
  • изучение основ картографии, дистанционного зондирования Земли, применения БАС для съемки территорий.

Таким образом, представляется целесообразным продолжать развивать систему дополнительного образования детей как начальную ступень в подготовке кадров для отрасли и создавать необходимую инфраструктуру во всех общеобразовательных организациях.

Профессиональное образование и переподготовка

Понимание основ БАС со школьного возраста упрощает и ускоряет подготовку кадров на уровнях среднего профессионального образования (СПО), обеспечивая потребность отрасли в специалистах средней квалификации.

Ситуация в СПО

  • До 2023 года велась подготовка по специальности «оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». Спрос на нее в 2021 году составлял почти 2,5 тыс. человек.
  • По специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем» в 2021 году было принято на обучение не более 2 тыс. человек.

С учетом высокого спроса со стороны работодателей в 2023 году подготовка по этим специальностям актуальна. Для образовательных организаций СПО критически важна не только разработка программ, но и обеспечение соответствующей инфраструктуры, включая полигоны и современную материально-техническую базу.

Важным аспектом является расширение работы по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для преподавания специальных знаний в сфере БАС школьникам и студентам СПО.

Переподготовка кадров: Для быстрого удовлетворения кадровых потребностей необходим комплекс мер по:

  • Повышению квалификации действующих работников транспортной отрасли.
  • Переподготовке специалистов, уже обладающих прикладным опытом в смежных отраслях (геодезисты, маркшейдеры, агрономы, строители).

Кадровая стратегия и прогнозы

Реализация программы подготовки специалистов в области БАС базируется на системном подходе в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем». Необходима гармонизация совместной деятельности множества образовательных организаций, которую может координировать один головной вуз.

Прогноз спроса на кадры: По экспертным оценкам,спрос на кадры в отрасли может достичь миллиона специалистов к 2030 году.

  • ~60%: операторы БАС, руководители проектных команд, специалисты прикладных направлений (строительство, геодезия), внешние пилоты.
  • ~30%: разработчики, технологи и профильные программисты.
  • Наиболее востребованы специалисты инженерно-технического профиля.

Востребованные профессии будущего

  • Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации
  • Инженер производства малой авиации
  • Аналитик эксплуатационных данных
  • Технолог рециклинга летательных аппаратов
  • Программист систем автоматизированного управления
  • Специалист по системам «антибеспилотные авиационные системы»
  • Разработчик интеллектуальных робототехнических систем и др.

Ключевые механизмы наращивания кадрового потенциала

Для стремительного развития отрасли приоритетными являются:

  1. Внедрение динамично обновляющегося цифрового реестра кадров в сфере БАС, который свяжет данные о потребностях отрасли, трудовой и образовательной деятельности специалистов.
  2. Обеспечение гибких форм организации учебного процесса по программам профобучения и ДПО в соответствии с отраслевым заказом.
  3. Подготовка профессорско-преподавательского состава на базе центров компетенций.
  4. Развитие других инструментов системы непрерывного образования и подтверждения квалификаций.