Кадровый потенциал отрасли беспилотной авиации России
Ключевым фактором, определяющим динамичное развитие сферы беспилотной авиации, выступает наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов. Однако в настоящее время наблюдается значительный дисбаланс.
Стремительное внедрение инновационных технологий существенно опережает возможности образовательной системы по подготовке кадров необходимого профиля и уровня.
Этот разрыв приводит к возникновению так называемых «зон дефицита компетенций» — ситуаций, при которых актуальные навыки и знания сотрудников перестают соответствовать быстро меняющимся требованиям отрасли и технологическим реалиям. Ликвидация данного кадрового разрыва приобретает критическую важность для обеспечения эффективного и безопасного внедрения и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) во всех сегментах экономики.
В связи с этим, формирование целостной системы непрерывного образования и профессионального развития, а также создание надежного механизма независимой оценки и подтверждения квалификаций становятся не просто важными, а стратегически необходимыми задачами для устойчивого роста отрасли. При этом закладывать интерес и базовые знания в области БАС целесообразно уже на ранних этапах, начиная с младшего школьного возраста. Это возможно реализовать через расширенную сеть организаций дополнительного образования, предлагающих углубленные программы технической и инженерной направленности, что позволит сформировать мощный кадровый резерв для будущего технологического лидерства.
Текущая ситуация в системе дополнительного образования
В настоящее время в детских и мобильных технопарках «Кванториум» реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направлениям:
- «Беспилотные авиационные системы (проектирование, сборка, программирование и др.)»;
- «Геоинформационные системы и технологии»;
- другие смежные по тематике направления.
По этим программам занимаются не менее 100 тыс. детей от 7 до 17 лет, а более 600 тыс. детей охвачены профильными мероприятиями (техно-марафоны, фестивали, чемпионаты и соревнования).
В рамках программ осуществляется:
- изучение устройства БАС;
- моделирование и конструирование БАС;
- разработка полезной нагрузки;
- программирование БАС;
- изучение основ картографии, дистанционного зондирования Земли, применения БАС для съемки территорий.
Таким образом, представляется целесообразным продолжать развивать систему дополнительного образования детей как начальную ступень в подготовке кадров для отрасли и создавать необходимую инфраструктуру во всех общеобразовательных организациях.
Профессиональное образование и переподготовка
Понимание основ БАС со школьного возраста упрощает и ускоряет подготовку кадров на уровнях среднего профессионального образования (СПО), обеспечивая потребность отрасли в специалистах средней квалификации.
Ситуация в СПО
- До 2023 года велась подготовка по специальности «оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». Спрос на нее в 2021 году составлял почти 2,5 тыс. человек.
- По специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем» в 2021 году было принято на обучение не более 2 тыс. человек.
С учетом высокого спроса со стороны работодателей в 2023 году подготовка по этим специальностям актуальна. Для образовательных организаций СПО критически важна не только разработка программ, но и обеспечение соответствующей инфраструктуры, включая полигоны и современную материально-техническую базу.
Важным аспектом является расширение работы по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для преподавания специальных знаний в сфере БАС школьникам и студентам СПО.
Переподготовка кадров: Для быстрого удовлетворения кадровых потребностей необходим комплекс мер по:
- Повышению квалификации действующих работников транспортной отрасли.
- Переподготовке специалистов, уже обладающих прикладным опытом в смежных отраслях (геодезисты, маркшейдеры, агрономы, строители).
Кадровая стратегия и прогнозы
Реализация программы подготовки специалистов в области БАС базируется на системном подходе в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем». Необходима гармонизация совместной деятельности множества образовательных организаций, которую может координировать один головной вуз.
Прогноз спроса на кадры: По экспертным оценкам,спрос на кадры в отрасли может достичь миллиона специалистов к 2030 году.
- ~60%: операторы БАС, руководители проектных команд, специалисты прикладных направлений (строительство, геодезия), внешние пилоты.
- ~30%: разработчики, технологи и профильные программисты.
- Наиболее востребованы специалисты инженерно-технического профиля.
Востребованные профессии будущего
- Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации
- Инженер производства малой авиации
- Аналитик эксплуатационных данных
- Технолог рециклинга летательных аппаратов
- Программист систем автоматизированного управления
- Специалист по системам «антибеспилотные авиационные системы»
- Разработчик интеллектуальных робототехнических систем и др.
Ключевые механизмы наращивания кадрового потенциала
Для стремительного развития отрасли приоритетными являются:
- Внедрение динамично обновляющегося цифрового реестра кадров в сфере БАС, который свяжет данные о потребностях отрасли, трудовой и образовательной деятельности специалистов.
- Обеспечение гибких форм организации учебного процесса по программам профобучения и ДПО в соответствии с отраслевым заказом.
- Подготовка профессорско-преподавательского состава на базе центров компетенций.
- Развитие других инструментов системы непрерывного образования и подтверждения квалификаций.