Гжельские глины Подмосковья
В сердце России, всего в 60 километрах к юго-востоку от Москвы, раскинулся старинный гончарный край – Гжель. Его слава зиждется не на алмазах, а на скромном, но удивительном даре природы – уникальных глинах подаривших миру знаменитый сине-белый фарфор.
Белое золото Русской земли
Первые документальные свидетельства о ценности гжельских недр восходят к далекому XIV веку. В 1339 году великий князь Иван Калита в своей духовной грамоте (завещании) особо упомянул гжельские волости как источник ценного сырья. Его внук, Дмитрий Донской, в 1389 году подтвердил важность этих земель, также завещая их своим наследникам. Уже тогда глина Гжели была стратегическим ресурсом Московского княжества. Чем же она была так хороша? Прежде всего, своей чистотой, пластичностью и разнообразием. Здесь добывали:
- Белые ("тощие") глины: Малопластичные, но исключительно чистые по содержанию кремнезема (SiO₂) и глинозема (Al₂O₃), с минимальным содержанием красящих оксидов железа. Идеальны для фарфора и фаянса.
- Красные ("жирные") глины: Богатые оксидом железа (Fe₂O₃), очень пластичные, но менее огнеупорные. Шли на кирпич, грубую посуду, изразцы.
- Слоистые ("пестрядь") и серо-зеленые глины: Использовались для промежуточных изделий, чернолощеной керамики.
Царский указ и Аптекарский приказ
Настоящий расцвет гжельского гончарного промысла начался в XVII веке. Царь Алексей Михайлович Романов, осознавая исключительные свойства местных белых глин, издал в 1663 году знаменательный указ: "...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". Гжельская глина стала официальным сырьем для Московского Аптекарского приказа! Каждый год отсюда в столицу поставляли десятки возов отборного белого сырья для изготовления тиглей, ступок, банок и реторт. Это было первое государственное признание качества гжельской глины.
Ломоносов и поиск секрета фарфора
В середине XVIII века, в эпоху императрицы Елизаветы Петровны, Россия страстно желала разгадать секрет китайского фарфора. Великий ученый Михайло Васильевич Ломоносов активно включился в поиски подходящих глин. В 1744 году он лично исследовал образцы из Гжели. Его вердикт был восторженным: "Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская... которой нигде не видал я белизною превосходнее". Хотя сам секрет фарфора (использование каолина и пегматита в определенных пропорциях при высокотемпературном обжиге) в Гжели раскроют позже, Ломоносов точно указал на уникальный потенциал местного сырья.
Рождение русского фарфора: Братья Куликовы
Переломный момент наступил в начале XIX века. В 1800-1802 годах крестьяне-гончары из деревни Володино, братья Терентий и Анисим Куликовы, проводили упорные опыты. Их целью был полуфаянс – более тонкая и белая керамика, чем традиционная гжельская майолика. Ключом к успеху стало открытие богатых залежей особо чистой белой глины близ деревни Минино. Используя эту глину и разработав правильный состав массы, Куликовы около 1804 года наладили производство тонкого полуфаянса с подглазурной росписью кобальтом. Секрет мастера хранили строго, работая в специально построенной глухой мастерской с высокой трубой. Однако тайна раскрылась: к 1810-1820 годам в Гжельской волости работало уже около 25 фабрик, выпускавших полуфаянс!
Золотой век Гжели: Цифры и факты
Период 1820-1840-х годов стал настоящим золотым веком Гжели. Производство достигло невиданных масштабов:
- Более 50 заводов и фабрик (крупных, с наемными рабочими) и свыше 2000 кустарей-одиночек трудились в регионе.
- Гжельские глины добывались в десятках карьеров глубиной от 3 до 15 саженей (6-30 метров).
- Годовой объем производства только фаянсовой посуды исчислялся сотнями тысяч штук. Например, фабрика Лаптевых выпускала до 300 000 изделий в год.
- Продукция расходилась по всей России и за границу – на знаменитые Нижегородскую, Ирбитскую, Украинскую ярмарки, в Персию и Османскую империю.
- Знаменитая сине-белая гамма утвердилась как канон именно в этот период. Оксид кобальта (CoO), дающий после обжига при 1320-1400°C глубокий синий цвет, стал визитной карточкой Гжели. Интересно, что до обжига роспись выглядит почти черной!
- Технология требовала двойного обжига: первый ("утельный") при 900-1000°C для закрепления черепка, затем нанесение глазури и второй, высокотемпературный ("политой") обжиг. Брак на этой стадии мог достигать 30% – цена качества была высока.
Упадок и возрождение
К концу XIX века гжельская промышленность столкнулась с жесткой конкуренцией крупных фарфоровых заводов (Кузнецовских) и изменением вкусов. Многие мелкие производства закрылись. Революция 1917 года и последующая национализация окончательно изменили уклад. Однако сама глина оставалась востребованной. В 1920-30-е годы ее добывали для нужд промышленности.
Настоящее возрождение художественной Гжели началось после Великой Отечественной войны. Усилиями искусствоведа А. Б. Салтыкова, химика Н. И. Бессарабовой и энтузиастов-художников (во главе с Натальей Бессарабовой) в 1945-46 годах на базе артели "Художественная керамика" (позже Гжельский фарфоровый завод) была заново создана и систематизирована технология производства и знаменитой кобальтовой росписи, основанная на традиционных местных глинах. К 1970-м годам завод стал флагманом отрасли.
Гжельская глина сегодня
Хотя знаменитый сине-белый фарфор по-прежнему ассоциируется с Гжелью, ситуация с сырьевой базой изменилась:
- Истощение месторождений: Многие исторические карьеры белых глин выработаны или затоплены. Их разработка в промышленных масштабах нерентабельна или экологически сложна.
- Импортное сырье: Основное сырье для производства фарфора на Гжельском заводе сегодня – украинские каолины (Глуховецкое месторождение) и высококачественные глины из других регионов России. Местные глины иногда используются как добавки или для экспериментальных работ.
- Значение наследия: Тем не менее, гжельская глина остается символом и основой исторической идентичности края. Ее свойства, позволившие создать уникальную школу керамики, – это фундамент, на котором стоит слава Гжели. Геологи продолжают изучать оставшиеся залежи как часть культурного ландшафта.
Заключение
Гжельские глины – это больше чем минеральное сырье. Это страницы русской истории, записанные в земле. От княжеских грамот XIV века до царских указов XVII, от восторгов Ломоносова до смелых опытов братьев Куликовов, от шумных ярмарок золотого века до послевоенного возрождения – вся судьба этого края неразрывно связана с его белым и красным золотом. Сегодня, глядя на изящную сине-белую чашку, мы видим не просто фарфор, а многовековой труд землекопов и гончаров, химиков и художников, превративших скромную подмосковную глину в символ русского искусства и национальной гордости. Гжельская глина – это материализованная история России, обожженная в горне времени.