Анализ автодорожной отрасли России
Для российской автодорожной отрасли в последние годы характерны подъемы и спады инвестиций, связанные с запуском (или отсутствием) масштабных инициатив и циклом реализации нацпроектов, а также преобладание финансирования за счет бюджета.
Анализ российской автодорожной отрасли: основные выводы и перспективы до 2030 года
Предыдущий пик активности пришелся на 2022–2023 годы, следующий возможен в 2027–2028 годах. Удерживать стабильные объемы вложений и снижать зависимость от государственных инвестиций можно уже сейчас за счет подготовки проектов с участием частных средств.
Периоды снижения инвестиций негативно влияют не только на состояние компаний в автодорожной и смежных отраслях, но и в отложенном виде на экономический рост в целом. Автодорожные проекты после их реализации за счет создания сопутствующих проектов в жилой, коммерческой, промышленной инфраструктуре могут дать до 2,9 руб. дополнительных средств на каждый инвестированный рубль, что является самым высоким показателем среди других инфраструктурных сфер.
Поддержать автодорожную отрасль во время спада можно частными инвестициями с помощью подготовки к запуску новых ГЧП-проектов. Сейчас в перспективных планах государства в дорожной отрасли преобладают проекты на стадии строительства и инициативы в рамках госзаказа.
ОТРАСЛЬ ДО 2025 ГОДА
Максимум трат на автодороги в рамках национальных проектов прежней формации пришелся на 2022 год (почти 775 млрд руб.). Тогда через комплексный план финансировалось строительство транспортного коридора «Европа — Западный Китай», вложения в другие мероприятия поступали через «Безопасные качественные дороги». Расходы бюджетов регионов на дорожное хозяйство прошли через пик в 2023 году (почти 2 трлн руб.), а у Росавтодора были повышенными в 2022 и 2024 годах.
Федеральные концессии в автодорогах в России перестали запускать еще до пандемии. Активность на рынке отраслевых концессий в 2021–2024 годах дороже 1 млрд руб. поддерживалась в основном за счет региональных проектов (98% вложений). Общий объем заявленных инвестиций в отраслевые концессии этих лет составил 748,4 млрд руб., или 39% от объема инвестиций в автодорожный сегмент за все время существования инструмента (с 2005 года).
Почти 70% вложений в 2021–2024 годах в автодорожные концессии приходились на проекты в Северо-Западном (47%) и Приволжском федеральных округах (23%). Тогда же было подписано самое крупное концессионное соглашение в сфере — по строительству и эксплуатации Широтной магистрали скоростного движения в Санкт-Петербурге (II–IV этапы; более 241 млрд руб.).
В условиях жесткой денежно-кредитной политики роль бюджетных средств в проектах возрастает. Если до 2020 года включительно доля бюджетных вложений в запущенных концессиях автодорожной сферы в среднем составляла 50%, то в 2021–2024 годах это значение выросло до 55%.
СООТНОШЕНИЕ НАЦПРОЕКТА И ПЛАНА ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Национальные проекты «Инфраструктура для жизни» (и его дорожная часть), а ранее «Безопасные качественные дороги» и комплексный план указывают финансирование с достижением целей майского указа и общественно значимых результатов (например, повышением качества дорог, снижением уровня ДТП и др.).
План дорожной деятельности, в свою очередь, координирует финансирование федеральных проектов и госпрограмм, имеющих отношение к отрасли, с мероприятиями и конкретными инициативами. Расходы, публикуемые в обоих документах, могут достаточно сильно пересекаться.
Ключевые документы финансирования и планирования в дорожной отрасли
Национальные проекты и планы:
- Национальный проект «Безопасные качественные дороги»
- Национальный проект «Инфраструктура для жизни» (дорожная часть)
- Комплексный план (автодорожные федпроекты)
Планы дорожной деятельности:
- План дорожной деятельности на 2023-2027 годы
- План дорожной деятельности на 2024-2028 годы
- План дорожной деятельности на 2025-2030 годы
Другие программы:
- Дорожные мероприятия в рамках госпрограмм («Развитие транспортной системы» и др.)
- Программы деятельности ГК «Автодор»
Временной охват документов: 2020-2030 годы
ОТРАСЛЬ С 2025 ГОДА
Согласно паспорту нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», в ближайшие шесть лет на ключевые автодорожные проекты собираются потратить около 8,3 трлн руб., в том числе:
- На «Развитие федеральной сети» — 5,8 трлн руб.
- На «Региональную и местную дорожную сеть» — 2,4 трлн руб.
Пик расходов на автодороги в рамках «Инфраструктуры для жизни» ожидается в 2028 году (1,67 трлн руб. против 1,07 трлн руб., планируемых в 2025-м).
Еще одним документом, регулирующим финансирование отрасли, является шестилетний план дорожной деятельности. В его рамках в 2025–2030 годах запланировано распределение 9,3 трлн руб., из которых:
- 7,2 трлн руб. относятся к госпрограммам
- 2,1 трлн руб. к отдельным инфраструктурным проектам
Максимум распределения средств в рамках плана, как и в случае нацпроектов, ожидается в 2028 году (1,74 трлн руб.).
В плане дорожной деятельности присутствуют 378 инициатив общей стоимостью более 3,2 трлн руб.:
- По количеству: почти треть (121 шт.) — сопутствующие дорожные проекты (комплексное обустройство дорог и др.)
- По стоимости: их общий объем составляет 69,1 млрд руб., или порядка 2% от всех вложений
- По стоимости преобладают проекты дороже 5 млрд руб. — 109 шт. на сумму 2,9 трлн руб.
- Стоимость проектов на федеральном уровне (1,64 трлн руб.) почти равна объему инвестиций в региональные и местные дороги (1,61 трлн руб.)
Объем федеральных средств, распределенных по конкретным проектам плана дорожной деятельности, заметно меньше их общей стоимости (3,2 трлн руб.) и составляет 2,1 трлн руб., или 1,6 трлн руб. в 2025–2030 годах. Это связано с тем, что:
- Часть проектов плана реализуется в концессионном формате и предполагает частные вложения
- Часть профинансирования из бюджета ранее
Уровень обеспечения федеральными средствами по категориям проектов:
- Проекты до 1 млрд руб. — 97% от счетной стоимости
- Проекты от 50 млрд руб. — лишь 43%
Несмотря на то, что многие из крупных проектов являются концессиями, такое низкое значение может говорить и о наличии рисков недофинансирования капиталовских инициатив.
Динамика расходов по годам
Расходы на федеральные дороги в рамках «Инфраструктуры для жизни»:
- 2025 год: 732 млрд руб.
- 2028 год: 1,24 трлн руб. (пик)
- Последние два года шестилетнего периода: на уровне 1 трлн руб.
Расходы на региональную и местную дорожную сеть (ежегодный рост в среднем на 7%):
- 2025 год: 337,4 млрд руб.
- 2030 год: 453,9 млрд руб.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОП-30 ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ АВТОДОРОЖНОГО РЫНКА ПО ОКРУГАМ
Данные по федеральным округам:
Южный федеральный округ (ЮФО)
- Объем капитальных вложений: 1413,2 млрд руб.
- Количество проектов: 9
Приволжский федеральный округ (ПФО)
- Объем капитальных вложений: 513,2 млрд руб.
- Количество проектов: 4
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)
- Объем капитальных вложений: 297,1 млрд руб.
- Количество проектов: 3
Дальневосточный федеральный округ (ДФО)
- Объем капитальных вложений: 162,7 млрд руб.
Сибирский федеральный округ (СФО)
- Объем капитальных вложений: 157,9 млрд руб.
Центральный федеральный округ (ЦФО)
- Объем капитальных вложений: 128,1 млрд руб.
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)
- Объем капитальных вложений: 66,3 млрд руб.
Не относится к федеральному округу
- Объем капитальных вложений: 24,5 млрд руб.
План дорожной деятельности в большей степени содержит информацию об уже запущенных и разыгранных на конкурсах проектах и меньше о тех, что готовятся к запуску. Такой подход не решает проблему долгосрочного планирования для потенциальных подрядчиков и концессионеров. Поэтому мы составили свой топ-30 перспективных проектов в автодорогах, конкурсы для которых еще не проведены и которые могут запустить до 2030 года.
Общий объем ожидаемых капитальных вложений в проекты топ-30 составляет почти 2,8 трлн руб., из них 80% приходится на Южный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.
Топ-5 регионов по объему возможных вложений:
- Краснодарский край — 1,38 трлн руб.
- Нижегородская область — 303 млрд руб.
- Санкт-Петербург вместе с Ленинградской областью — суммарно 252 млрд руб.
- Приморский край — 133 млрд руб.
- Башкирия — 131 млрд руб.
Мы полагаем, что создание пула перспективных проектов (причем не только автодорожных), чье финансирование и формат реализации согласованы с государством на более длинном горизонте, могло бы позитивно повлиять на развитие инфраструктуры в стране.
Такой план способствовал бы устойчивому развитию отрасли, поскольку фокусировал бы возможности государства, инвесторов, финансирующих организаций на согласованных задачах и помогал бы победировать финансовые ресурсы с наилучшим социально-экономическим эффектом.
ЧТО ПОДДЕРЖИТ ОТРАСЛЬ ДО 2030-ГО
В ближайшие годы ограничениями для запуска автодорожных концессионных проектов будут, по нашей оценке:
- Дефицит проработанных инициатив
- Вероятное снижение предложения со стороны регионов-лидеров
- Отсутствие опыта у остальных субъектов
- Невысокое количество межрегиональных проектов
- Низкий интерес крупных игроков к небольшим проектам
- Дефициты бюджетов субъектов
Стимулы развития сферы:
- Смягчение денежно-кредитной политики
- Продолжение повышения роли стратегического планирования (как на уровне отрасли, так и регионов)
- Развитие транспортных коридоров
- Необходимость достижения целевых показателей национальных проектов
- Потребность в загрузке и сохранении мощностей дорожно-строительной и смежных отраслей
Даже при относительно высоких значениях ключевой ставки авторам проектов доступны способы снижения финансовой нагрузки, например, в виде инструментов инфраструктурного меню:
- Инфраструктурные облигации
- Инфраструктурные бюджетные кредиты
- Казначейские инфраструктурные кредиты
Для их использования проекты должны пройти отбор, то есть быть конкурентоспособными по социально-экономическим эффектам и возвратности инвестиций по сравнению с инициативами из других регионов и сфер.
Хорошим инструментом поддержки отрасли могло бы также стать:
- Включение наиболее крупных и важных автодорожных проектов в периметр Фабрики проектного финансирования
- Отнесение их к проектам технологического суверенитета и структурной адаптации экономики
Существующая жесткая денежно-кредитная политика не мешает готовить концессионные автодорожные проекты к реализации уже сейчас, так как их финансовое закрытие и непосредственные инвестиции в строительство могут прийтись на период благоприятных условий заимствований.
Источник: анализ ВТБ Инфраструктурный Холдинг
Опубликовано: