Возвратная миграция в России

В последние годы Россия столкнулась с жесточайшим дефицитом кадров на рынке труда и новыми угрозами связанными с наплывом мигрантов из бывших социалистических республик СССР, что вынудило правительство пересмотреть подходы к миграционной политике.

Возвратная миграция в России

Как заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников на Всероссийской неделе охраны труда, Россия на длительный период переходит к модели возвратной миграции, основанной на принципе "приехал, подработал, уехал". Этот подход предполагает, что страна будет привлекать иностранных работников для решения проблемы трудодефицита, но не будет поощрять их постоянное проживание с семьями.

Дефицит кадров как драйвер изменения миграционной политики

Текущая ситуация на российском рынке труда характеризуется аномально низким уровнем безработицы (2,2-2,3% в 2025 году), что является историческим минимумом. При этом экономика продолжает расти – в 2023-2025 годах рост составлял более 4% в год. Однако за этими позитивными цифрами скрывается серьезный структурный дисбаланс:

Отрасли с наибольшим дефицитом кадров:

  • Обрабатывающая промышленность – около 391 000 вакансий
  • Торговля и ритейл – более 347 000 вакансий
  • Транспорт и логистика – порядка 219 000 вакансий
  • Строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и IT-сфера

2 Причины кадрового дефицита:

  • Демографический провал 1990-2000-х годов, приведший к снижению численности молодежи
  • Эмиграция и мобилизация 2022-2023 годов, когда страну покинуло или было мобилизовано около 1-2 миллионов человек трудоспособного возраста
  • Рост оборонного сектора, который переманивает сотрудников из гражданских отраслей
  • Низкая производительность труда, которая в России значительно ниже, чем в развитых странах

Суть модели возвратной миграции

Модель возвратной миграции, предложенная Минэкономразвития, основана на трех ключевых принципах:

  1. Временный характер пребывания – мигранты приезжают только на период работы
  2. Отсутствие семей мигрантов – Россия не обязана обеспечивать образование и социальные услуги негражданам
  3. Четкая целевая направленность – привлечение трудовых ресурсов исключительно для компенсации дефицита кадров

Как отметил Решетников: "Нам здесь не нужны ни семьи, ни учить в школах неграждан своей страны мы не обязаны. Поэтому этот процесс выстраивается, но на миграцию, думаю, что никто всерьез полагаться долгосрочно не готов".

Дополнительные причины перехода к возвратной миграции

Помимо экономических факторов, на решение о переходе к модели возвратной миграции повлияли и социально-политические обстоятельства:

1. Агрессивность приезжих в отношении местного населения

В 2025 году отмечается значительный рост преступности среди мигрантов. За первые пять месяцев года количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось на 10% по сравнению с предыдущим годом и составило 18 873 деяния. Особую тревогу вызывает рост особо тяжких преступлений на 57% (с 3 878 до 6 000 случаев) и половых посягательств на 22%.

Как отметил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин: "Антисоциальное поведение приезжих, в том числе женщин и их детей, имеет серьезный деструктивный потенциал. Криминальные сводки и социальные сети пополняются новыми и новыми инцидентами, которые накаляют общественное недовольство".

2. Склонность мигрантов создавать этнические преступные группировки и социальные анклавы

В России исторически присутствуют этнические преступные группировки, которые формируются по национальному признаку и занимаются различными видами незаконной деятельности. С 1998 года в МВД существуют специальные подразделения по борьбе с этнической преступностью, что подтверждает серьезность этой проблемы.

Наиболее активны следующие этнические ОПГ:

Азербайджанские – специализируются на "крышевании" рынков, наркоторговле, контроле торговли цветами и фруктами

Армянские – занимаются распределением строительных подрядов, конвертацией валюты, выводом денег за рубеж

Грузинские – традиционно специализируются на квартирных кражах, угонах автомобилей, наркобизнесе

Создание этнических анклавов и закрытых сообществ затрудняет интеграцию мигрантов в российское общество и способствует росту социальной напряженности.

3. Работа мигрантов на спецслужбы недружественных стран

Логика усиления миграционного контроля предполагает подобные риски, котоорые имеют реальные резонансные факты. Массовый и неконтролируемый приток иностранцев может создавать угрозы национальной безопасности, включая возможности для ведения разведывательной деятельности и влияния на социально-политические процессы в стране.

Меры по ужесточению миграционной политики

Власти России в последние годы последовательно ужесточают миграционное законодательство:

  • С февраля 2025 года работает реестр контролируемых лиц – база данных МВД, в которую вносят незаконно находящихся в России иностранцев
  • Для лиц из реестра введены серьезные ограничения: запрет на покупку недвижимости и транспорта, ограничения на перемещение, банковские ограничения
  • Внесен законопроект о запрете на въезд членов семей трудовых мигрантов, что позволит снизить миграционный приток на 15-20%

Повышение производительности труда как альтернатива массовой миграции

Ключевым элементом решения проблемы дефицита кадров является повышение производительности труда. Как отметил Решетников, для этого разработан отдельный проект. Основные направления работы:

  • Внедрение передовых технологий и цифровизация производственных процессов
  • Модернизация оборудования – степень износа основных фондов в России выросла на 3,3% за последние годы
  • Развитие платформенной экономики, которая позволяет эффективнее вовлекать трудовые ресурсы
  • Инвестиции в человеческий капитал – переобучение и повышение квалификации сотрудников

Заключение

Переход к модели возвратной миграции представляет собой компромисс между экономической необходимостью и социально-политической стабильностью. С одной стороны, Россия нуждается в трудовых ресурсах для поддержания экономического роста и реализации крупных проектов. По словам Владимира Путина, российская экономика должна развиваться быстрее, чем мировая, чтобы обеспечить стабильность государственных финансов.

С другой стороны, неконтролируемая миграция создает риски для социальной стабильности и национальной безопасности. Рост преступности среди мигрантов, формирование этнических анклавов и потенциальные угрозы со стороны спецслужб недружественных стран требуют усиления контроля за миграционными потоками.

Успех новой миграционной политики будет зависеть от сбалансированности подходов и эффективности мер по повышению производительности труда. Как отметил профессор РАНХиГС Александр Щербаков, дефицит кадров нужно покрывать подготовкой квалифицированных специалистов, а не привлечением неквалифицированной или иностранной рабочей силы.

В ближайшие годы России предстоит найти оптимальный баланс между использованием временной трудовой миграции и инвестициями в развитие собственного человеческого капитала – только такой подход позволит обеспечить устойчивое развитие экономики при сохранении социальной стабильности.