Возвратная миграция в России
В последние годы Россия столкнулась с жесточайшим дефицитом кадров на рынке труда и новыми угрозами связанными с наплывом мигрантов из бывших социалистических республик СССР, что вынудило правительство пересмотреть подходы к миграционной политике.
Как заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников на Всероссийской неделе охраны труда, Россия на длительный период переходит к модели возвратной миграции, основанной на принципе "приехал, подработал, уехал". Этот подход предполагает, что страна будет привлекать иностранных работников для решения проблемы трудодефицита, но не будет поощрять их постоянное проживание с семьями.
Дефицит кадров как драйвер изменения миграционной политики
Текущая ситуация на российском рынке труда характеризуется аномально низким уровнем безработицы (2,2-2,3% в 2025 году), что является историческим минимумом. При этом экономика продолжает расти – в 2023-2025 годах рост составлял более 4% в год. Однако за этими позитивными цифрами скрывается серьезный структурный дисбаланс:
Отрасли с наибольшим дефицитом кадров:
- Обрабатывающая промышленность – около 391 000 вакансий
- Торговля и ритейл – более 347 000 вакансий
- Транспорт и логистика – порядка 219 000 вакансий
- Строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и IT-сфера
2 Причины кадрового дефицита:
- Демографический провал 1990-2000-х годов, приведший к снижению численности молодежи
- Эмиграция и мобилизация 2022-2023 годов, когда страну покинуло или было мобилизовано около 1-2 миллионов человек трудоспособного возраста
- Рост оборонного сектора, который переманивает сотрудников из гражданских отраслей
- Низкая производительность труда, которая в России значительно ниже, чем в развитых странах
Суть модели возвратной миграции
Модель возвратной миграции, предложенная Минэкономразвития, основана на трех ключевых принципах:
- Временный характер пребывания – мигранты приезжают только на период работы
- Отсутствие семей мигрантов – Россия не обязана обеспечивать образование и социальные услуги негражданам
- Четкая целевая направленность – привлечение трудовых ресурсов исключительно для компенсации дефицита кадров
Как отметил Решетников: "Нам здесь не нужны ни семьи, ни учить в школах неграждан своей страны мы не обязаны. Поэтому этот процесс выстраивается, но на миграцию, думаю, что никто всерьез полагаться долгосрочно не готов".
Дополнительные причины перехода к возвратной миграции
Помимо экономических факторов, на решение о переходе к модели возвратной миграции повлияли и социально-политические обстоятельства:
1. Агрессивность приезжих в отношении местного населения
В 2025 году отмечается значительный рост преступности среди мигрантов. За первые пять месяцев года количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось на 10% по сравнению с предыдущим годом и составило 18 873 деяния. Особую тревогу вызывает рост особо тяжких преступлений на 57% (с 3 878 до 6 000 случаев) и половых посягательств на 22%.
Как отметил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин: "Антисоциальное поведение приезжих, в том числе женщин и их детей, имеет серьезный деструктивный потенциал. Криминальные сводки и социальные сети пополняются новыми и новыми инцидентами, которые накаляют общественное недовольство".
2. Склонность мигрантов создавать этнические преступные группировки и социальные анклавы
В России исторически присутствуют этнические преступные группировки, которые формируются по национальному признаку и занимаются различными видами незаконной деятельности. С 1998 года в МВД существуют специальные подразделения по борьбе с этнической преступностью, что подтверждает серьезность этой проблемы.
Наиболее активны следующие этнические ОПГ:
Азербайджанские – специализируются на "крышевании" рынков, наркоторговле, контроле торговли цветами и фруктами
Армянские – занимаются распределением строительных подрядов, конвертацией валюты, выводом денег за рубеж
Грузинские – традиционно специализируются на квартирных кражах, угонах автомобилей, наркобизнесе
Создание этнических анклавов и закрытых сообществ затрудняет интеграцию мигрантов в российское общество и способствует росту социальной напряженности.
3. Работа мигрантов на спецслужбы недружественных стран
Логика усиления миграционного контроля предполагает подобные риски, котоорые имеют реальные резонансные факты. Массовый и неконтролируемый приток иностранцев может создавать угрозы национальной безопасности, включая возможности для ведения разведывательной деятельности и влияния на социально-политические процессы в стране.
Меры по ужесточению миграционной политики
Власти России в последние годы последовательно ужесточают миграционное законодательство:
- С февраля 2025 года работает реестр контролируемых лиц – база данных МВД, в которую вносят незаконно находящихся в России иностранцев
- Для лиц из реестра введены серьезные ограничения: запрет на покупку недвижимости и транспорта, ограничения на перемещение, банковские ограничения
- Внесен законопроект о запрете на въезд членов семей трудовых мигрантов, что позволит снизить миграционный приток на 15-20%
Повышение производительности труда как альтернатива массовой миграции
Ключевым элементом решения проблемы дефицита кадров является повышение производительности труда. Как отметил Решетников, для этого разработан отдельный проект. Основные направления работы:
- Внедрение передовых технологий и цифровизация производственных процессов
- Модернизация оборудования – степень износа основных фондов в России выросла на 3,3% за последние годы
- Развитие платформенной экономики, которая позволяет эффективнее вовлекать трудовые ресурсы
- Инвестиции в человеческий капитал – переобучение и повышение квалификации сотрудников
Заключение
Переход к модели возвратной миграции представляет собой компромисс между экономической необходимостью и социально-политической стабильностью. С одной стороны, Россия нуждается в трудовых ресурсах для поддержания экономического роста и реализации крупных проектов. По словам Владимира Путина, российская экономика должна развиваться быстрее, чем мировая, чтобы обеспечить стабильность государственных финансов.
С другой стороны, неконтролируемая миграция создает риски для социальной стабильности и национальной безопасности. Рост преступности среди мигрантов, формирование этнических анклавов и потенциальные угрозы со стороны спецслужб недружественных стран требуют усиления контроля за миграционными потоками.
Успех новой миграционной политики будет зависеть от сбалансированности подходов и эффективности мер по повышению производительности труда. Как отметил профессор РАНХиГС Александр Щербаков, дефицит кадров нужно покрывать подготовкой квалифицированных специалистов, а не привлечением неквалифицированной или иностранной рабочей силы.
В ближайшие годы России предстоит найти оптимальный баланс между использованием временной трудовой миграции и инвестициями в развитие собственного человеческого капитала – только такой подход позволит обеспечить устойчивое развитие экономики при сохранении социальной стабильности.