Аналитика: Проблемы транспортного комплекса России

Анализ проблем транспорта России: отставание инфраструктуры, низкая мобильность населения, высокие логистические издержки, цифровизация и вызовы для всех видов транспорта.

Проблемы транспортного комплекса России

🚗🚛🚎⛴️ Проблемы и ключевые инфраструктурные вызовы транспортного комплекса Российской федерации

Недостаточное финансирование, дефицит и климатическая уязвимость транспортной инфраструктуры

Россия исторически отстает от развитых стран по плотности дорожной сети. Хотя ситуация медленно улучшается, разрыв в качестве и развитии инфраструктуры продолжает расти.

Ключевой факт: Уровень покрытия территории России автомобильными дорогами в 2–4 раза ниже, чем в других странах, если учитывать плотность населения и суровые климатические условия.

В стране до сих пор нет сети высокоскоростных магистралей, которые улучшили бы связность регионов. Внутренний водный транспорт также находится в упадке: грузооборот здесь в 5–8 раз ниже, чем, например, в Китае. Парк судов крайне старый: > 86% пассажирских и 94% грузовых судов старше 20 лет.

Многолетнее недофинансирование привело к деградации не только водных путей, но и железнодорожной сети и аэродромной инфраструктуры, которая сильно изношена.

Статьи по теме

Ключевой факт: Среднегодовые инвестиции в транспорт в России составляли всего 2,3% ВВП, что в 1,4 раза ниже среднемировых показателей.

При этом 70% этих денег тратится на поддержание старой инфраструктуры, и только 30% — на строительство новой (в мире это соотношение 50/50). Развитию мешает также нехватка компетенций подрядчиков.

Изменение климата — это двойной вызов: с одной стороны, оно угрожает инфраструктуре (таяние вечной мерзлоты, изменение уровня рек), а с другой — открывает новые возможности, такие как увеличение навигации в Арктике и развитие Северного морского пути.

Проблемы транспортного комплекса России

Пассажирские перевозки

Транспортная подвижность россиян (количество поездок) в 2–4 раза ниже, чем у жителей развитых стран. При этом поездки сконцентрированы в крупных городах, а у жителей удаленных регионов, особенно Дальнего Востока, мобильность крайне низка.

Ключевой факт: Более 3,7 млн человек живут дальше чем в 2 часах езды от ж/д станции или аэропорта, а 4 млн — дальше 4 часов от города с населением свыше 50 тыс. человек.

Прямое авиасообщение между регионами слабое: 61% внутренних рейсов проходит через Москву. В крупных городах люди теряют много времени в пробках, уровень дорожной аварийности высок, а общественный транспорт изношен: 75% транспортных средств старше 15 лет.

Грузовые перевозки

Логистика в России неэффективна и дорога.

Ключевой факт: Из-за недостаточного развития мультимодальных перевозок (когда груз везут разным транспортом) и несбалансированной структуры перевозок экономика несет дополнительные издержки в размере около 750 млрд рублей в год.

Логистические издержки составляют 14,2% ВВП, что выше мирового уровня (11%). Уровень контейнеризации перевозок в 2–3 раза ниже, чем у лидеров. Значительная часть несырьевых грузов перевозится фурами на расстояния свыше 1000 км, что экономически невыгодно и экологически вредно.

Развитие цифровых технологий

Транспортный комплекс России отстает в цифровизации.

Ключевой факт: Производительность труда на транспорте в России в 2–4 раза ниже, чем в развитых и некоторых развивающихся странах.

Ежегодно в бумажном виде оформляется более 3 млрд перевозочных документов. В сложных международных перевозках может быть задействовано до 40 посредников, что замедляет и удорожает процесс. Отрасль также страдает от нехватки квалифицированных кадров.

Проблемы в части железнодорожного транспорта

Многие железнодорожные линии работают на пределе пропускной способности, особенно остро эта проблема стоит на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб). Более 17% путей требуют срочного ремонта.

Ожидается, что доля контейнерных перевозок к 2035 году вырастет до 35–45%, что потребует развития соответствующей инфраструктуры. Отсутствует высокоскоростное железнодорожное сообщение, а существующая тарифная модель не отвечает современным экономическим вызовам. Парк локомотивов сильно изношен и требует массового обновления.

Проблемы в части автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Дорожная сеть перегружена, особенно near крупных городов. 53,6% региональных и местных дорог не соответствуют нормативам.

Ключевой факт: Более 40 000 населенных пунктов, включая 190 с населением свыше 1000 человек, не имеют связи с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.

Доля скоростных дорог в России менее 0,5%, что в 3–7 раз ниже, чем в ЕС, США, Канаде и Китае. Несмотря на снижение, смертность в ДТП все еще высока — 11,5 человек на 100 тыс. населения (цель к 2030 году — снизить до 4). Автомобильный транспорт также является основным загрязнителем воздуха, так как 55% автопарка не соответствует экологическому стандарту Евро-3.

Проблемы в части городских и пригородных пассажирских перевозок

Города страдают от пробок, неэффективного и изношенного общественного транспорта. Средний возраст автобусного парка — 16,5 лет. Трамваи и троллейбусы в многих городах старше 20–30 лет.

Отмечается низкое качество транспортного планирования, отсутствие приоритета общественного транспорта и недостаточное развитие пешеходной инфраструктуры и велодорожек. Для обновления только автобусного парка в крупнейших агломерациях требуется 36 тысяч новых автобусов.

Проблемы в части воздушного транспорта

Авиационная подвижность россиян крайне неравномерна. Жители 20 крупнейших агломераций летают в среднем 2,6 раза в год, а в остальных регионах — всего 0,26 раза.

Ключевой факт: Для жителей удаленных и труднодоступных территорий, где авиация — единственный круглогодичный транспорт, подвижность составляет 0,58 поездки в год. В Норвегии и Австралии этот показатель в 5–8 раз выше.

Развитию местных авиаперевозок мешают высокая стоимость авиабилетов, дороговизна авиационного керосина на Дальнем Востоке и в Арктике, а также плохое состояние многих региональных аэропортов. Кроме того, более 85% пассажирских перевозок выполняется на иностранных самолетах, что приводит к оттоку капитала за рубеж.

Проблемы в части внутреннего водного транспорта

Главные проблемы — устаревшая инфраструктура и судоходные гидротехнические сооружения. Только 42,5% из них соответствуют нормативам безопасности, а более 42% сооружений старше 76 лет.

Мелководные участки не позволяют загружать суда полностью, что ухудшает экономику перевозок. Грузопотоки переключаются на автомобильный и железнодорожный транспорт, что увеличивает вредные выбросы и нагрузку на дороги.

Проблемы в части морского транспорта

Перед морским транспортом стоят серьезные вызовы:

  • Стратегический риск: 98% экспортных грузов перевозится судами под иностранным флагом.
  • Дисбаланс мощностей: Нехватка мощностей для перевалки руды, зерна и удобрений на Северо-Западе, но избыток для других грузов.
  • Ограничения портов: Крупным портам не хватает глубины для приема крупнотоннажных судов.
  • Проблемы с подъездными путями: Пропускная способность железных дорог к портам ограничена.
  • Сильный износ вспомогательного флота.

Проблемы в части пунктов пропуска и международных транспортных коридоров

Пункты пропуска через границу не соответствуют современным требованиям, что снижает конкурентоспособность российской транспортной системы и не позволяет в полной мере использовать транзитный потенциал страны. Узлы и коридоры не имеют достаточных резервов пропускной способности и не объединены в единую, эффективную систему.

Вызовы, связанные с обороноспособностью и мобилизационной готовностью

Транспортный комплекс играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности страны. Перед ним стоит задача поддержания мобилизационной готовности, включая своевременное обновление техники, инфраструктуры и обеспечение потребностей государства и населения в военное время. Также необходимо повышение антитеррористической защищенности объектов транспорта.

Ключевые цифры

Финансы, дефекты и климат

Уровень покрытия территории сетью автомобильных дорог – в 2–4 раза ниже. Уровень использования сети внутренних водных путей – в 5–8 раз ниже. Грузооборот на 1000 км внутренних водных путей – 1323 тыс. тонно-километров (в 8 раз ниже КНР). Доля судов старше 20 лет – 86% (пассажирские) и 94% (грузовые). Среднегодовые инвестиции в транспорт (2014–2019) – 2,3% ВВП (в 1,4 раза ниже среднемировых). Доля инвестиций в новые объекты – 30% (в мире – около 50%).

Пассажирские перевозки

Уровень транспортной подвижности населения – в 2–4 раза ниже развитых стран. Более 70% поездок в дальнем сообщении – на 30% населения. Более 3,7 млн человек живут дальше 2 часов от ж/д станции или аэропорта. Более 4 млн человек – дальше 4 часов от города с населением >50 тыс. Доля внутренних авиаперевозок через Москву – 61%. Потери времени в пробках – в 4–10 раз выше. Смертность в ДТП – в 1,5–2 раза выше. Доля ТС старше 15 лет – 75%. Уровень вредных выбросов (NO₂) – в 1,5 раза выше.

Грузовые перевозки

Совокупные избыточные издержки – около 750 млрд руб./год. Логистические издержки к ВВП – 14,2% (в мире – 11%). Уровень развития мультимодальных перевозок – в 1,5–3 раза ниже. Доля мультимодальных перевозок резинотехнических изделий – в 3 раза ниже, зерна – в 2 раза ниже, товаров народного потребления – в 1,5 раза ниже. Уровень контейнеризации – в 2–3 раза ниже. Доля перевозок несырьевых грузов автотранспортом на маршрутах >1000 км – более 30%.

Развитие цифровых технологий

Производительность труда на транспорте – 1,2 млн руб. ВВП на занятого в год (в 3 раза ниже развитых стран, в 2 раза ниже лидеров среди развивающихся). Бумажных перевозочных документов – более 3 млрд ежегодно. Участников отправки в международных мультимодальных перевозках – до 40.

Железнодорожный транспорт

Доля участков с узкими местами – более 10% по протяженности. Электрифицировано – 50% путей. Протяженность участков с просроченным сроком ремонта – 23,9 тыс. км (17% развернутой длины). Прогнозируемая доля контейнеризации к 2035 году – 35–45%. Доля ж/д сообщения в пассажирских перевозках в дальнем следовании – снизилась с 43% до 30%.

Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство

Доля региональных и местных дорог не в нормативном состоянии – 53,6%. Более 40000 населенных пунктов не имеют связи с сетью автодорог. Доля федеральных дорог в режиме перегрузки – 21%. Доля скоростных дорог и автомагистралей – менее 0,5% (в 3–7 раз ниже передовых стран). Смертность в ДТП в среднем по РФ – 11,5 чел./100 тыс. населения (цель на 2030 г. – 4 чел./100 тыс.). Доля автопарка, не соответствующего стандарту Евро-3 – 55%.

Городские и пригородные пассажирские перевозки

Парк автобусов – 850,9 тыс. единиц. Средний возраст автобусного парка – 16,5 лет. Доля автобусов старше 10 лет – 46%. Парк трамваев – 7,7 тыс. единиц, троллейбусов – 9 тыс. единиц, вагонов метро – 8,1 тыс. единиц. Требуется замена 36 тыс. автобусов (старше 15 лет) и дополнительно 27 тыс. единиц. Средний возраст трамваев в ряде городов – более 20 лет (до 30 лет), троллейбусов – 23 года.

Воздушный транспорт

Авиационная подвижность в 20 крупнейших агломерациях – 2,6 поездки/чел./год, в остальных регионах – 0,26 поездки/чел./год. Доля перевозок, минуя Москву – 39%. Авиационная подвижность на удаленных территориях – 0,58 поездки/чел./год (в 5–8 раз ниже Норвегии и Австралии). Темп роста перевозок на местных воздушных линиях (2015–2019) – 2,1% в год (на внутренних – 8,6%). Доля пассажирских перевозок на ВС иностранного производства – более 85%.

Внутренний водный транспорт

Доля судоходных гидротехнических сооружений, соответствующих нормативному уровню безопасности – 42,5%. Более 42% сооружений старше 76 лет. Возраст технического флота – более 40 лет.

Морской транспорт

Доля экспорта грузов судами под иностранным флагом – 98%. Ограничения по осадке в портах: Новороссийск – 13 м, Туапсе – 12 м, Санкт-Петербург – 11 м, Высоцк – 13,2 м. Износ вспомогательного флота – более 30 лет.

Опубликовано: