Развитие Единой опорной сети России
Стратегия развития Единой опорной транспортной сети России: ключевые принципы, направления и особый фокус на Арктике. Повышение доступности, надёжности и устойчивости транспорта до 2035 года.
🇷🇺 Основы развития ключевой транспортной сети страны
Единая транспортная система России призвана связать воедино всю страну, обеспечив надежное сообщение между регионами.
Как формируется и развивается Единая опорная сеть
Это основа всей транспортной системы, объединяющая самые важные объекты всех видов транспорта: дороги, железнодорожные пути, аэропорты, порты и логистические центры.
Правила формирования Сети
Сеть включает объекты, которые обеспечивают самые важные маршруты:
Свыше 70% всех пассажирских и грузовых перевозок между регионами и странами, а также более 30% перевозок в крупных городах.
1️⃣ Связь между федеральными округами и областными центрами.
2️⃣ Международные перевозки грузов и пассажиров.
3️⃣ Туристические маршруты и доступ к культурным объектам.
4️⃣ Связь сырьевых и промышленных зон с рынками сбыта.
5️⃣ Транспортное сообщение с отдаленными регионами, такими как Арктика, Дальний Восток и Крым.
6️⃣ Наиболее загруженные направления в крупных городах.
Статьи по теме
Правила развития Сети
Принцип 1: Обеспечение транспортной доступности
Задачи: 2 часа в пути между близко расположенными крупными городами (до 250 км), 5 часов — для городов на расстоянии до 500 км, 12 часов — для городов на расстоянии до 1000 км.
1️⃣ Создание комфортных условий для поездок между городами.
2️⃣ Сокращение времени доставки грузов.
3️⃣ Ускорение прохождения границы: не более 3 часов для автотранспорта и 6 часов для ж/д транспорта.
4️⃣ Планируется увеличить долю перевозок по воде и железной дороге, так как это дешевле и экологичнее.
Принцип 2: Ликвидация узких мест
1️⃣ Устранение участков дорог, железнодорожных путей и в портах, которые ограничивают пропускную способность и вызывают заторы.
2️⃣ Планируется развитие «безлимитной инфраструктуры» с нулевой протяженностью «узких мест».
3️⃣ Будет применяться оптимизация движения, строительство новых путей и использование цифровых технологий.
Принцип 3: Надежность и безопасность
Цель — достижение «нулевой смертности» на дорогах.
1️⃣ Приведение всей инфраструктуры в нормативное состояние к 2035 году.
2️⃣ Своевременный ремонт и модернизация.
3️⃣ Внедрение современных систем безопасности для всех видов транспорта.
Принцип 4: Устойчивое развитие
1️⃣ Приоритет — проекты, снижающие вредное воздействие на окружающую среду.
2️⃣ Поддержка экологичных видов транспорта (железнодорожный, водный).
3️⃣ Внедрение альтернативных источников энергии и наилучших доступных технологий.
Как управляют Сетью
☑️ Разрабатывается генеральная схема развития, которая регулярно обновляется.
☑️ Ведется постоянный мониторинг состояния объектов.
☑️ Финансирование осуществляется как из бюджета, так и за счет частных инвестиций.
Ключевые направления развития
Развитие международных транспортных коридоров
1️⃣ Направление «Запад — Восток»: создание скоростного автомобильного сообщения от Беларуси до Сибири. Сокращение времени пути.
2️⃣ Направление «Север — Юг»: развитие дорог и железнодорожных путей к портам Черного и Каспийского морей.
3️⃣ Высокоскоростная магистраль Москва — Казань.
4️⃣ Развитие Северного морского пути.
Развитие портовой инфраструктуры
✅ Устранение нехватки мощностей в портах для ключевых грузов (уголь, зерно, сжиженный газ, удобрения).
✅ Синхронизация развития портов с подъездными путями (дорогами и ж/д путями).
Развитие сети аэропортов
➡️ Поддержка и модернизация существующих аэропортов.
➡️ Устранение ограничений пропускной способности в крупных аэропортах.
➡️ Особое внимание — аэропортам в Арктике и на Дальнем Востоке, где часто нет альтернативных видов транспорта.
Развитие транспортной сети в крупных городах
▶️ Строительство и развитие метрополитена, городских электричек и трамвайных линий.
▶️ Создание выделенных полос для автобусов.
▶️ Строительство обходов крупных городов для разгрузки центра.
▶️ Внедрение интеллектуальных транспортных систем.
Развитие логистической инфраструктуры
➡️ Создание сети крупных мультимодальных логистических центров («грузовых деревень»).
➡️ Модернизация пунктов пропуска через границу.
➡️ Внедрение современных технологий (роботы, ускоренная разгрузка).
Улучшение внутренних водных путей
- Обеспечение гарантированных глубин для судоходства.
- Ликвидация «узких мест» на реках и каналах.
Особое развитие в Арктической зоне
Арктика — важный для национальной безопасности и экономики регион.
1️⃣ Авиация: Реконструкция 21 аэродрома. Авиасообщение — часто единственный круглогодичный транспорт.
2️⃣ Морские порты: Строительство и модернизация портов (Мурманск, Архангельск, Сабетта и др.).
3️⃣ Железная дорога: Ключевой проект — «Северный широтный ход», который свяжет Сибирь с портами.
4️⃣ Автомобильные дороги: Строительство дорог для связи населенных пунктов и сырьевых центров.
5️⃣ Северный морской путь: > Цель — обеспечить круглогодичную навигацию к 2030 году. Для этого будет расширяться ледокольный флот и создаваться спасательная инфраструктура.
Ключевые цифры
Принципы развития опорной сети транспортного комплекса
- Протяженность опорной сети автомобильных дорог (на 2021 г.) – 138 тыс. км.
- Протяженность опорной сети железных дорог (на 2021 г.) – 39 тыс. км.
- Планируемая протяженность опорной сети железных дорог (с учетом строительства) – 41,9 тыс. км.
- Количество аэропортов в опорной сети гражданской авиации (ключевые точки) – 92.
- Количество аэропортов в опорной сети для обеспечения транспортной доступности – 107.
- Количество морских портов в опорной сети (экспортно-импортные операции) – 17.
- Количество морских портов в опорной сети (удаленные территории и северный завоз) – 16.
- Минимальная мощность мультимодальных транспортно-логистических центров – 200 тыс. TEU в год.
- Целевое время прохождения автомобильных пунктов пропуска – не более 3 часов.
- Целевое время прохождения железнодорожных пунктов пропуска – не более 6 часов.
- Прогнозируемый рост объема грузовых перевозок к 2035 г. (к 2019 г.) – 17%.
- Доля перевозок внутренним водным транспортом (цель на 2035 г.) – 3%.
- Доля перевозок железнодорожным транспортом (цель на 2035 г.) – 21%.
- Протяженность узких мест на федеральных автодорогах – более 7,5 тыс. км.
- Протяженность узких мест на железных дорогах (прогноз на 2030 г. без мер) – 23,7 тыс. км.
- Количество аэродромов, требующих реконструкции до 2035 г. – более 180.
- Целевое увеличение транзитной пропускной способности Единой глубоководной системы – 13 млн тонн.
- Доля региональных автодорог опорной сети в нормативном состоянии – 57%.
- Эксплуатационная протяженность ж/д линий с просроченным ремонтом (на 2020 г.) – 8,9 тыс. км.
2. Ключевые направления развития Единой опорной сети
- Сокращение времени в пути Екатеринбург – Санкт-Петербург (авто) – с 30 до 17,5 часов.
- Сокращение времени в пути Москва – Адлер (ж/д) – с 32 до 16 часов.
- Увеличение провозной способности ж/д подходов к портам Азово-Черноморского бассейна (к 2035 г.) – 131-161 млн тонн.
- Увеличение провозной способности ж/д подходов к портам Северо-Западного бассейна (к 2035 г.) – 195-230 млн тонн.
- Увеличение провозной способности Восточного полигона железных дорог (к 2035 г.) – 240-305 млн тонн.
- Сокращение времени в пути Уфа – Краснодар (авто) – с 24 до 12 часов.
- Количество проектов городских электричек в агломерациях – не менее 7.
- Доля дорожной сети 105 агломераций, приведенной в нормативное состояние (к 2030 г.) – 85%.
- Количество крупных мультимодальных транспортно-логистических центров (грузовые деревни) – не менее 10.
3. Развитие морских портов, аэропортовой и железнодорожной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации
- Население Арктической зоны РФ – 2,4 млн человек.
- Вклад Арктической зоны в ВВП России – 6,2%.
- Количество аэродромов в Арктической зоне РФ – 39.
- Количество аэродромов, планируемых к реконструкции до 2030 г. – 21.
- Уровень авиационной подвижности на удаленных территориях РФ – 0,58 поездок/чел. в год.
- Уровень авиационной подвижности на удаленных территориях Норвегии – 4,2 поездки/чел. в год.
- Уровень авиационной подвижности на удаленных территориях Австралии – 3,3 поездки/чел. в год.
Опубликовано:


