Развитие Единой опорной сети России

Стратегия развития Единой опорной транспортной сети России: ключевые принципы, направления и особый фокус на Арктике. Повышение доступности, надёжности и устойчивости транспорта до 2035 года.

Развитие Единой опорной сети России

🇷🇺 Основы развития ключевой транспортной сети страны

Единая транспортная система России призвана связать воедино всю страну, обеспечив надежное сообщение между регионами.

Как формируется и развивается Единая опорная сеть

Это основа всей транспортной системы, объединяющая самые важные объекты всех видов транспорта: дороги, железнодорожные пути, аэропорты, порты и логистические центры.

Правила формирования Сети

Сеть включает объекты, которые обеспечивают самые важные маршруты:

Свыше 70% всех пассажирских и грузовых перевозок между регионами и странами, а также более 30% перевозок в крупных городах.

1️⃣ Связь между федеральными округами и областными центрами.

2️⃣ Международные перевозки грузов и пассажиров.

3️⃣ Туристические маршруты и доступ к культурным объектам.

4️⃣ Связь сырьевых и промышленных зон с рынками сбыта.

5️⃣ Транспортное сообщение с отдаленными регионами, такими как Арктика, Дальний Восток и Крым.

6️⃣ Наиболее загруженные направления в крупных городах.

Статьи по теме

Правила развития Сети

Принцип 1: Обеспечение транспортной доступности

Задачи: 2 часа в пути между близко расположенными крупными городами (до 250 км), 5 часов — для городов на расстоянии до 500 км, 12 часов — для городов на расстоянии до 1000 км.

1️⃣ Создание комфортных условий для поездок между городами.

2️⃣ Сокращение времени доставки грузов.

3️⃣ Ускорение прохождения границы: не более 3 часов для автотранспорта и 6 часов для ж/д транспорта.

4️⃣ Планируется увеличить долю перевозок по воде и железной дороге, так как это дешевле и экологичнее.

Принцип 2: Ликвидация узких мест

1️⃣ Устранение участков дорог, железнодорожных путей и в портах, которые ограничивают пропускную способность и вызывают заторы.

2️⃣ Планируется развитие «безлимитной инфраструктуры» с нулевой протяженностью «узких мест».

3️⃣ Будет применяться оптимизация движения, строительство новых путей и использование цифровых технологий.

Принцип 3: Надежность и безопасность

Цель — достижение «нулевой смертности» на дорогах.

1️⃣ Приведение всей инфраструктуры в нормативное состояние к 2035 году.

2️⃣ Своевременный ремонт и модернизация.

3️⃣ Внедрение современных систем безопасности для всех видов транспорта.

Принцип 4: Устойчивое развитие

1️⃣ Приоритет — проекты, снижающие вредное воздействие на окружающую среду.

2️⃣ Поддержка экологичных видов транспорта (железнодорожный, водный).

3️⃣ Внедрение альтернативных источников энергии и наилучших доступных технологий.

Как управляют Сетью

☑️ Разрабатывается генеральная схема развития, которая регулярно обновляется.

☑️ Ведется постоянный мониторинг состояния объектов.

☑️ Финансирование осуществляется как из бюджета, так и за счет частных инвестиций.

Ключевые направления развития

Развитие международных транспортных коридоров

1️⃣ Направление «Запад — Восток»: создание скоростного автомобильного сообщения от Беларуси до Сибири. Сокращение времени пути.

2️⃣ Направление «Север — Юг»: развитие дорог и железнодорожных путей к портам Черного и Каспийского морей.

3️⃣ Высокоскоростная магистраль Москва — Казань.

4️⃣ Развитие Северного морского пути.

Развитие портовой инфраструктуры

✅ Устранение нехватки мощностей в портах для ключевых грузов (уголь, зерно, сжиженный газ, удобрения).

✅ Синхронизация развития портов с подъездными путями (дорогами и ж/д путями).

Развитие сети аэропортов

➡️ Поддержка и модернизация существующих аэропортов.

➡️ Устранение ограничений пропускной способности в крупных аэропортах.

➡️ Особое внимание — аэропортам в Арктике и на Дальнем Востоке, где часто нет альтернативных видов транспорта.

Развитие транспортной сети в крупных городах

▶️ Строительство и развитие метрополитена, городских электричек и трамвайных линий.

▶️ Создание выделенных полос для автобусов.

▶️ Строительство обходов крупных городов для разгрузки центра.

▶️ Внедрение интеллектуальных транспортных систем.

Развитие логистической инфраструктуры

➡️ Создание сети крупных мультимодальных логистических центров («грузовых деревень»).

➡️ Модернизация пунктов пропуска через границу.

➡️ Внедрение современных технологий (роботы, ускоренная разгрузка).

Улучшение внутренних водных путей

  • Обеспечение гарантированных глубин для судоходства.
  • Ликвидация «узких мест» на реках и каналах.

Особое развитие в Арктической зоне

Арктика — важный для национальной безопасности и экономики регион.

1️⃣ Авиация: Реконструкция 21 аэродрома. Авиасообщение — часто единственный круглогодичный транспорт.

2️⃣ Морские порты: Строительство и модернизация портов (Мурманск, Архангельск, Сабетта и др.).

3️⃣ Железная дорога: Ключевой проект — «Северный широтный ход», который свяжет Сибирь с портами.

4️⃣ Автомобильные дороги: Строительство дорог для связи населенных пунктов и сырьевых центров.

5️⃣ Северный морской путь: > Цель — обеспечить круглогодичную навигацию к 2030 году. Для этого будет расширяться ледокольный флот и создаваться спасательная инфраструктура.

Ключевые цифры

Принципы развития опорной сети транспортного комплекса

  • Протяженность опорной сети автомобильных дорог (на 2021 г.) – 138 тыс. км.
  • Протяженность опорной сети железных дорог (на 2021 г.) – 39 тыс. км.
  • Планируемая протяженность опорной сети железных дорог (с учетом строительства) – 41,9 тыс. км.
  • Количество аэропортов в опорной сети гражданской авиации (ключевые точки) – 92.
  • Количество аэропортов в опорной сети для обеспечения транспортной доступности – 107.
  • Количество морских портов в опорной сети (экспортно-импортные операции) – 17.
  • Количество морских портов в опорной сети (удаленные территории и северный завоз) – 16.
  • Минимальная мощность мультимодальных транспортно-логистических центров – 200 тыс. TEU в год.
  • Целевое время прохождения автомобильных пунктов пропуска – не более 3 часов.
  • Целевое время прохождения железнодорожных пунктов пропуска – не более 6 часов.
  • Прогнозируемый рост объема грузовых перевозок к 2035 г. (к 2019 г.) – 17%.
  • Доля перевозок внутренним водным транспортом (цель на 2035 г.) – 3%.
  • Доля перевозок железнодорожным транспортом (цель на 2035 г.) – 21%.
  • Протяженность узких мест на федеральных автодорогах – более 7,5 тыс. км.
  • Протяженность узких мест на железных дорогах (прогноз на 2030 г. без мер) – 23,7 тыс. км.
  • Количество аэродромов, требующих реконструкции до 2035 г. – более 180.
  • Целевое увеличение транзитной пропускной способности Единой глубоководной системы – 13 млн тонн.
  • Доля региональных автодорог опорной сети в нормативном состоянии – 57%.
  • Эксплуатационная протяженность ж/д линий с просроченным ремонтом (на 2020 г.) – 8,9 тыс. км.

2. Ключевые направления развития Единой опорной сети

  • Сокращение времени в пути Екатеринбург – Санкт-Петербург (авто) – с 30 до 17,5 часов.
  • Сокращение времени в пути Москва – Адлер (ж/д) – с 32 до 16 часов.
  • Увеличение провозной способности ж/д подходов к портам Азово-Черноморского бассейна (к 2035 г.) – 131-161 млн тонн.
  • Увеличение провозной способности ж/д подходов к портам Северо-Западного бассейна (к 2035 г.) – 195-230 млн тонн.
  • Увеличение провозной способности Восточного полигона железных дорог (к 2035 г.) – 240-305 млн тонн.
  • Сокращение времени в пути Уфа – Краснодар (авто) – с 24 до 12 часов.
  • Количество проектов городских электричек в агломерациях – не менее 7.
  • Доля дорожной сети 105 агломераций, приведенной в нормативное состояние (к 2030 г.) – 85%.
  • Количество крупных мультимодальных транспортно-логистических центров (грузовые деревни) – не менее 10.

3. Развитие морских портов, аэропортовой и железнодорожной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации

  • Население Арктической зоны РФ – 2,4 млн человек.
  • Вклад Арктической зоны в ВВП России – 6,2%.
  • Количество аэродромов в Арктической зоне РФ – 39.
  • Количество аэродромов, планируемых к реконструкции до 2030 г. – 21.
  • Уровень авиационной подвижности на удаленных территориях РФ – 0,58 поездок/чел. в год.
  • Уровень авиационной подвижности на удаленных территориях Норвегии – 4,2 поездки/чел. в год.
  • Уровень авиационной подвижности на удаленных территориях Австралии – 3,3 поездки/чел. в год.

Опубликовано: