Военный шенген: Обзор концепции
Анализ "Военного Шенгена" - инициативы ЕС и НАТО по созданию единого пространства для быстрого перемещения войск и военной техники по Европе. Разбор целей, маршрутов, препятствий и стратегических последствий.
В Европы набирает обороты концепция, известная как «Военный Шенген». Это масштабная инициатива Европейского Союза и НАТО, направленная на создание единого пространства для быстрого и беспрепятственного перемещения войск и военной техники через национальные границы стран-участниц.
По аналогии с Шенгенской зоной, отменившей паспортный контроль для граждан, «Военный Шенген» призван устранить бюрократические и логистические барьеры, которые десятилетиями замедляли мобильность вооруженных сил на континенте. Данный обзор исследует истоки, цели, вызовы и стратегические последствия этой амбициозной концепции.
Тезис 1: «Военный Шенген» — это инициатива ЕС и НАТО по созданию единого пространства для быстрого перемещения войск и военной техники по Европе с минимальными бюрократическими препонами.
Статьи по теме
Истоки и исторический контекст
✅ Идея не нова. Её активное обсуждение началось задолго до текущих событий.
Тезис 2: Идея активно продвигается с 2017 года по инициативе США и стран Прибалтики из-за недовольства медлительностью существующих процедур.
В 2017 году была официально запущена программа ЕС «Военная мобильность» (Military Mobility). Одним из ключевых инициаторов был бывший командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес. Он активно критиковал неповоротливость европейских систем, указывая, что согласование переброски войск из Германии в Польшу могло занимать несколько недель.
Известен случай, когда американская бронетанковая колонна, следовавшая в Венгрию, была задержана на австрийской границе из-за запрета на движение тяжелой техники по выходным и требований пограничников предъявить визы.
Ключевые цели и заявленные мотивы
Официально провозглашенная цель «Военного Шенгена» — укрепление обороноспособности Европы в условиях новой безопасности.
Тезис 3: Обеспечение оперативной переброски подкреплений, прежде всего американских, с баз в Западной Европе к границам России и Белоруссии («восточный фланг» НАТО).
Как заявил глава Объединенного командования НАТО по тыловому обеспечению и логистике генерал Александер Зольфранк, «война России против Украины оказалась войной на истощение, а война на истощение — это битва логистик».
В НАТО опасаются, что в случае кризиса существующие процедуры не позволят быстро усилить «восточный фланг» — протяженностью около 4000 км, куда входят страны Балтии, Польша, Румыния и другие. Задача — подготовить «театр военных действий» до того, как может быть приведена в действие 5-я статья Устава НАТО о коллективной обороне.
Основные маршруты и «пилотные» проекты
Не все маршруты считаются равнозначными. Аналитики и стратеги выделяют ключевое направление.
Тезис 4: Основной транспортный коридор проходит через Нидерланды (порты) → Германия → Польша, с дальнейшим ответвлением в страны Балтии.
Логика проста:именно в порты Нидерландов (Роттердам) прибывает основное количество американской техники и подразделений из-за океана. Далее самый эффективный путь лежит через промышленное сердце Германии в Польшу, которая считается главным восточным «хабом» НАТО.
Тезис 5: В январе 2024 года Германия, Нидерланды и Польша подписали первую практическую декларацию о создании такого коридора.
Этот шаг стал первым конкретным шагом на пути от слов к делу. Декларация направлена на сокращение бюрократии и координацию логистики вдоль этой критически важной оси.
Правовая и институциональная база
Реализация такой масштабной концепции требует мощной институциональной поддержки. В ЕС ключевой структурой является Программа «Военная мобильность» в рамках Постоянного структурированного оборонного сотрудничества (PESCO). После 2022 года план был актуализирован (Military Mobility 2.0) и рассчитан до 2026 года.
Он включает меры по улучшению транспортной инфраструктуры, гармонизации стандартов перевозок (например, для опасных грузов и военной техники) и упрощению таможенных процедур. В идеале, конечной целью является получение одного разрешения на транзит через всю Европу с остановками только для дозаправки и отдыха.
Препятствия на пути реализации
Несмотря на политическую волю, путь «Военного Шенгена» усыпан препятствиями.
Тезис 6: Реализацию тормозят национальные бюрократические процедуры, неприспособленность инфраструктуры Восточной Европы и высокие финансовые затраты.
1️⃣ Бюрократия: Как отмечают в НАТО, даже для учений требуется согласование множества деталей: от длины военной колонны до получения разрешений на пролет для каждого самолета, перевозящего боеприпасы.
2️⃣ Инфраструктура: Дороги и мосты в Восточной Европе часто не рассчитаны на вес современных танков (как показала история с Abrams на Украине). Железнодорожная колея в разных странах может отличаться, а тоннели иметь слишком низкие просветы.
3️⃣ Финансы: Модернизация инфраструктуры требует колоссальных инвестиций. По оценкам, только на создание «топливопровода» из Германии в Польшу потребуются значительные средства.
Скрытые мотивы и «побочные выгоды»
Эксперты указывают, что проект имеет не только военное, но и экономическое измерение.
Тезис 7: Многие страны видят в проекте возможность получить финансирование из бюджета ЕС/НАТО для модернизации своей гражданской инфраструктуры под видом военной необходимости.
Как отмечает Вадим Козюлин из Дипломатической академии МИД РФ, «любая армейская инициатива, организованная под антироссийские лозунги – это возможность решить старые проблемы в области экономики и инфраструктуры».
Особенно активны в напоминании о «Военном Шенгене» страны Прибалтики, чья логистическая инфраструктура развита слабо. Таким образом, проект рискует превратиться в долгий процесс «перетягивания лоскутного финансового одеяла».
Участие нейтральных страны: случай Швейцарии
Показательной стала ситуация со Швейцарией, страной с многовековым статусом нейтралитета.
Тезис 8: Даже нейтральная Швейцария присоединилась к проекту в 2024 году, что свидетельствует о его политической значимости.
В 2024 году Евросовет одобрил заявку Швейцарии на участие в проекте «Военная мобильность». Это вызвало ожесточенные внутренние дебаты. Министр обороны Виола Амхерд, инициатор сближения с ЕС и НАТО, заявила об отставке под давлением консервативных сил.
Её оппоненты из Швейцарской народной партии заявили, что это втянет страну в иностранные конфликты. Однако правительство аргументировало шаг необходимостью вносить вклад в европейскую безопасность, что отражает сдвиг в понимании нейтралитета в Берне.
Взгляд из Москвы: оценка угрозы и ответные меры
В России «Военный Шенген» воспринимается как прямая угроза.
Тезис 9: Кремль рассматривает «Военный Шенген» как прямую угрозу и инструмент нагнетания напряженности, обещая симметричные ответные меры.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прямо заявил: «Это не что иное, как нагнетание напряженности в Европе, которое имеет свои последствия». Он подчеркнул, что именно НАТО движется к границам России, а не наоборот, и это не может не вызывать ответных мер.
Тезис 10: Для России проект означает качественное улучшение способности НАТО к наращиванию группировки у её границ, что требует адекватного планирования обороны.
Военные эксперты в России видят в этом реализацию стратегии «петли Анаконды», сформулированной Збигневом Бжезинским, целью которой является стратегическое окружение России. Указывается, что создание коридоров направлено на сосредоточение у границ РФ группировки до 300 тысяч военнослужащих. В качестве асимметричного ответа упоминается размещение тактического ядерного оружия в Белоруссии.
Заключение
«Военный Шенген» — это сложный, многогранный проект, находящийся на стыке военной стратегии, большой политики и экономики.
Тезис 11: Несмотря на активизацию дискуссий, реализация концепции столкнется с многочисленными сложностями и займет многие годы.
Его реализация будет медленной и болезненной из-за бюрократии, инфраструктурных проблем и конкуренции за финансирование. Однако недооценивать его нельзя — европейцы настроены серьезно.
Тезис 12: «Военный Шенген» является не только военным, но и крупным экономико-инфраструктурным проектом, способным изменить транспортные связи внутри ЕС.
В конечном счете, «Военный Шенген» представляет собой долгосрочный вызов. Для НАТО и ЕС — это вызов в области интеграции и преодоления внутренних разногласий. Для России — это вызов, требующий тщательного анализа, сдержанности, но и принятия адекватных мер для обеспечения собственной национальной безопасности в условиях меняющейся военно-логистической архитектуры Европы.
Детализация
Цифры
- Протяженность «восточного фланга» НАТО: ~4000 км.
- Военная группировка НАТО у границ России и Белоруссии: 306 тысяч человек.
- Целевые военные расходы: Страны ЕС в рамках НАТО признали необходимость выделять на безопасность 5% от ВВП, из которых 2% можно направлять на инфраструктуру.
- Бюджет Швейцарии на модернизацию армии: 13 млрд швейцарских франков до 2030 года.
- Расходы Швейцарии на оборону: Планируется увеличение до 1% ВВП к 2032 году (в 2023 г. — 0,74%).
Даты
- 2017 г.: Начало обсуждения идеи «военного Шенгена», создание программы «Военная мобильность».
- 2018 г.: Создание командного штаба НАТО по переброске сил в Европе; представление Плана действий ЕС по военной мобильности.
- 2022 г.: Представление обновленной версии плана — Military Mobility 2.0 (рассчитан до 2026 г.).
- Январь 2024 г.: Германия, Нидерланды и Польша подписали декларацию о создании военного коридора.
- Ноябрь 2024 г.: Заявление главы логистики НАТО Александера Зольфранка о необходимости «военного Шенгена».
- 2024 г.: Одобрение заявки Швейцарии на участие в проекте «Военная мобильность».
Факты
1. Концепция «Военного Шенгена»: ЕС и НАТО работают над созданием системы быстрого и беспрепятственного перемещения войск и военной техники по Европе, аналогичной шенгенской зоне для граждан. Цель — устранение бюрократических и логистических барьеров.
2. Цель и направленность: Основная заявленная цель — подготовка к потенциальному конфликту с Россией. Планируется обеспечить быструю переброску сил, прежде всего, с Запада (через порты Нидерландов) на «восточный фланг» НАТО (Польша, страны Балтии).
3. Ключевой маршрут: Главным транспортным коридором считается линия Амстердам (Нидерланды) — Берлин (Германия) — Варшава (Польша) с дальнейшим выходом в Прибалтику.
4. История инициативы:
- Идея активно обсуждается с 2017 года. Одним из инициаторов был бывший командующий армией США в Европе генерал Бен Ходжес.
- В 2018 году был представлен «План действий по военной мобильности» ЕС.
- В январе 2024 года Германия, Нидерланды и Польша подписали декларацию о создании такого военного коридора.
5. Проблемы и препятствия:
- Бюрократия: Согласование переброски войск между странами может занимать недели (пример: из Германии в Польшу).
- Инфраструктура: Дороги и мосты в Восточной Европе не рассчитаны на тяжелую технику, разная ширина железнодорожной колеи.
- Финансирование: Проекты требуют огромных затрат.
- Отсутствие единого военного пространства: Исторически инфраструктура строилась в рамках национальных государств.
6. Скрытые мотивы: Эксперты отмечают, что под лозунгами «военной необходимости» страны (особенно Прибалтика) могут решать старые проблемы с инфраструктурой за счет общих средств ЕС и НАТО (строительство дорог, мостов).
7. Участие Швейцарии: Нейтральная Швейцария в 2024 году получила одобрение Евросовета на присоединение к проекту «Военная мобильность» (PESCO), что вызвало внутренние споры о соблюдении нейтралитета.
8. Реакция России: Официальные лица РФ (Дмитрий Песков) расценивают создание «военного Шенгена» как нагнетание напряженности в Европе и подготовку к конфронтации. Россия заявляет, что не планирует нападать на страны НАТО, но будет принимать ответные меры для обеспечения своей безопасности.
Опубликовано:


