Киберпреступность: Подписание конвенции ООН
Новая Конвенция ООН против киберпреступности — первый за 20 лет глобальный договор, устанавливающий единые стандарты борьбы с киберпреступностью. Инициатива России, принятая большинством стран ООН, но критикуемая Западом как «договор о слежке».
🚷 Конвенция ООН против киберпреступности: исторический шаг или договор о слежке?
25 октября 2025 года в Ханое состоялось событие, которое в ООН называют «историческим»: церемония открытия к подписанию первой глобальной Конвенции ООН против киберпреступности. Этот документ, разрабатывавшийся почти пять лет, стал первым за два десятилетия юридически обязывающим международным инструментом в области борьбы с преступностью в киберпространстве.
Его появление знаменует попытку мирового сообщества создать универсальные правила игры в условиях, когда киберугрозы давно перешагнули национальные границы, а существующие механизмы сотрудничества оказались недостаточными или политически ангажированными.
Особую значимость этому событию придает ключевая роль России, которая не только выступила инициатором конвенции, но и на протяжении полутора десятилетий шла к этой цели, предлагая миру альтернативу сложившемуся порядку.
Что представляет собой конвенция?
Конвенция — это объемный 55-страничный документ, состоящий из девяти глав и 68 статей. Его официальное название отражает широту охвата: «Конвенция ООН против киберпреступности. Укрепление международного сотрудничества в борьбе с определенными преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-коммуникационных систем, и в обмене доказательствами в электронной форме, относящимися к серьезным преступлениям».
Главный тезис 1: Конвенция ООН против киберпреступности — это первый за 20 лет юридически обязывающий глобальный документ, устанавливающий единые стандарты борьбы с киберпреступностью.
Цели документа — усилить глобальную борьбу с киберпреступностью, а также поощрять и облегчать международное сотрудничество и техническую помощь в этой сфере. Он криминализирует широкий спектр правонарушений, выделяя 10-11 ключевых категорий:
Главный тезис 4: Документ определяет 10-11 категорий киберпреступлений, включая хакерские атаки, мошенничество, детскую порнографию и несанкционированное распространение интимных изображений.
- Неправомерный доступ и перехват данных
- Воздействие на электронные данные и воспрепятствование работе систем
- Подлог, хищение и мошенничество с использованием ИКТ
- Преступления, связанные с детской порнографией и сексуальной эксплуатацией
- Распространение интимных изображений без согласия
- Отмывание преступных доходов
Международное сотрудничество и механизмы реализации
Одним из самых практических аспектов конвенции является создание механизмов для оперативного взаимодействия.
Главный тезис 5: Конвенция обязывает страны-участницы создать круглосуточные национальные контактные центры для оперативного взаимодействия правоохранительных органов.
Эти центры должны работать в режиме 24/7 и обеспечивать неотложную помощь в проведении уголовных расследований. Координирующую роль в этом процессе будет играть Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC), а ключевым надзорным органом станет Конференция стран-участниц.
Путь к соглашению: История создания
Работа над конвенцией началась в 2019 году, однако ее идеологическая основа была заложена гораздо раньше. До этого момента основным многосторонним инструментом была Будапештская конвенция Совета Европы 2001 года. Несмотря на то, что к ней присоединились 68 стран, включая многих западных союзников, у нее был весомый недостаток — отсутствие подлинной глобальности и противоречивые положения.
Главный тезис 2: Россия сыграла ключевую роль в инициации и продвижении конвенции, выступая против Будапештской конвенции Совета Европы, которую она считает инструментом вмешательства в суверенитет.
Россия, а также Китай и другие страны, критиковали Будапештскую конвенцию, в частности, за статью 32.b, которая допускает трансграничные операции в компьютерных сетях без явного согласия другого государства. Это рассматривалось как угроза национальному суверенитету.
Главный тезис 9: Конвенция призвана преодолеть фрагментацию существующих механизмов сотрудничества (двусторонние договоры, Будапештская конвенция), которые считаются бюрократичными и неохватными.
Как отметчают эксперты, до сих пор сотрудничество было фрагментированным: двусторонние договоры были бюрократичны и медленны, а региональные инициативы, как Будапештская конвенция, не имели всемирного охвата. Новая конвенция призвана стать единым знаменателем.
Позиция России: Движущая сила и соавтор
Для России принятие конвенции стало дипломатическим достижением. Изначально российский проект конвенции был представлен еще в 2017 году, а дипломатическая работа в этом направлении велась около 15 лет.
Главный тезис 3: Один из главных принципов, закрепленных в конвенции, — защита государственного суверенитета, что позволяет странам отказывать в помощи, если запрос угрожает их национальной безопасности.
Этот принцип стал краеугольным камнем российской позиции. В МИД РФ выразили надежду, что новый договор заложит правовую основу для сотрудничества, исключающую несанкционированное вмешательство. При этом Россия изначально предлагала более широкий список из 23 видов преступлений, включая использование ИКТ для подстрекательства к экстремизму и терроризму, но этот подход не был полностью поддержан.
Противники и их аргументы: Западный лагерь
Конвенция была принята Генассамблеей ООН 24 декабря 2024 года большинством голосов, но не консенсусом. За нее проголосовали 79 государств, включая Россию, страны БРИКС, СНГ, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Однако против выступили 60 стран, включая США, Великобританию, Канаду, ЕС, Украину и Южную Корею.
Главный тезис 7: США, ЕС и их союзники выступили против конвенции, опасаясь, что она может стать инструментом для транснациональных репрессий и нарушений прав человека.
Их опасения заключаются в том, что документ может быть использован для преследования инакомыслящих, правозащитников и сотрудников технологических компаний, а также для злоупотребления запросами на предоставление электронных доказательств.
Главный тезис 8: Международные IT-компании и правозащитные организации критикуют документ, называя его «договором о слежке», легитимизирующим злоупотребления властей.
Отраслевое объединение Cybersecurity Tech Accord (включающее Microsoft, Dell и другие) открыто назвало конвенцию «договором о слежке». Правозащитная организация Access Now заявила, что документ легитимизирует злоупотребления государствами своими полномочиями в интернете.
Компромиссный характер документа
Итоговый текст конвенции — это результат сложных переговоров и вынужденного компромисса.
Главный тезис 6: Итоговый текст — результат компромисса между Россией (сторонницей широкого охвата, включая кибертерроризм) и западными странами (настаивавшими на узком, «компьютерном» подходе).
Как отметил ведущий эксперь, России не удалось добиться широкого охвата конвенции. Западные страны настаивали на ограничении чисто компьютерными преступлениями, в то время как Россия хотела включить и те преступления, которые просто совершаются с использованием компьютеров, например, терроризм. В итоге сошлись на более узком охвате.
Процесс вступления в силу и перспективы
Подписание конвенции открыто в Ханое до 31 декабря 2026 года.
Главный тезис 10: Для вступления в силу конвенции требуется ратификация 40 государствами. ООН надеется, что это произойдет к 2026 году.
Документ вступит в силу на 90-й день после сдачи на хранение 40-й ратификационной грамоты. Уже сейчас, несмотря на то, что документ еще не ратифицирован, ведется работа над его развитием.
Главный тезис 11: Россия уже начала работу над дополнительными протоколами для расширения списка преступлений, однако западные страны вряд ли к ним присоединятся.
Москва рассчитывает, что многие страны Африки и Азии поддержат эту инициативу, что позволит создать более широкий формат сотрудничества вне рамок основного документа.
Ожидаемые последствия и экспертная оценка
Мнения экспертов о практической эффективности конвенции разделились. С одной стороны, она создает долгожданную универсальную основу.
«У стран появится общий знаменатель, что расценивать киберпреступлением. Например, онлайн-мошенничество... всеми участниками должны будут рассматриваться как преступные деяния», — отмечает эксперь.
По мнению экспертного сообщества, конвенция позволит установить единые стандарты для уголовного законодательства и процедур расследования, лишая преступников возможности укрываться в «серых юрисдикциях».
С другой стороны, сохраняется значительный скепсис.
Главный тезис 12: Эксперты сходятся во мнении, что, хотя конвенция создает важную правовую основу, ее практическая эффективность в текущих геополитических условиях будет ограничена.**
Эксперты констатируют, что новая конвенция не «сильно облегчит ситуацию в текущих геополитических условиях». Они также обращают внимание, что широкие критерии для отказа в помощи (например, со ссылкой на угрозу суверенитету) могут стать серьезным ограничителем для универсального применения конвенции, особенно между странами с напряженными отношениями.
Заключение: Значение и будущее конвенции
Принятие Конвенции ООН против киберпреступности, безусловно, является вехой в истории международных отношений. Несмотря на компромиссный характер и наличие сильной оппозиции, сам факт появления под эгидой ООН универсального документа в столь конфликтной и важной сфере — это сигнал о готовности большей части мирового сообщества искать общие решения. Документ закладывает правовой фундамент для будущего, когда глобальное сотрудничество в области кибербезопасности может стать более стабильным и предсказуемым.
Однако конвенция не является панацеей. Ее реальная сила будет зависеть не только от скорости ратификации, но и от политической воли государств применять ее на практике, откладывая в сторону разногласия перед лицом общей транснациональной угрозы. «Пока у нас просто есть некий документ, который позволяет в будущем наладить взаимодействие», — резюмирует эксперт. Будущее покажет, сможет ли «Ханойская» конвенция оправдать свои «исторические» ожидания и стать по-настоящему рабочим инструментом для очищения глобального цифрового пространства от преступности.
Важные определения
Конвенция ООН против киберпреступности - первый глобальный юридически обязывающий документ, устанавливающий международные стандарты борьбы с преступлениями в киберпространстве.
Будапештская конвенция - конвенция Совета Европы 2001 года о киберпреступности, которую Россия критикует за допущение трансграничных операций без согласия государств.
Национальные контактные центры 24/7 - создаваемые странами-участницами круглосуточные центры для оперативного взаимодействия правоохранительных органов.
Транснациональные репрессии - опасения западных стран, что конвенция может быть использована для экстерриториальной слежки и преследования инакомыслящих.
Киберпреступления - 10-11 категорий преступлений, криминализируемых конвенцией, включая хакерские атаки, мошенничество, детскую порнографию и отмывание денег.
Основные термины
Информационно-коммуникационная система: Любое устройство или группа соединённых устройств, которые по команде программы осуществляют сбор, хранение и автоматическую обработку электронных данных.
Электронные данные: Любое представление фактов, информации или концепций в форме, пригодной для обработки в информационно-коммуникационной системе.
Данные о трафике: Любые электронные данные, относящиеся к сообщению, которые указывают на его источник, адресат, маршрут, время, дату, размер, продолжительность или тип услуги.
Данные о содержании: Любые электронные данные, относящиеся к содержанию сообщения (изображения, тексты, голосовые сообщения и т.д.), за исключением данных о трафике и абонентских данных.
Поставщик услуг: Любая государственная или частная структура, которая:
- предоставляет пользователям возможность обмена информацией через информационно-коммуникационную систему; или
- осуществляет обработку или хранение электронных данных от имени такого поставщика или пользователей.
Абонентские данные: Любые сведения о абонентах поставщика услуг (кроме данных о трафике или содержании), которые позволяют определить вид услуги, личность абонента, его адрес, реквизиты и т.д.
Персональные данные: Любая информация, относящаяся к определённому или определяемому физическому лицу.
Серьезное преступление: Преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырёх лет или более строгой мерой наказания.
Имущество: Любые активы, материальные или нематериальные, включая виртуальные активы.
Доходы от преступления: Любое имущество, приобретённое прямо или косвенно в результате совершения преступления.
Заморозка или арест: Временное запрещение передачи, отчуждения или передвижения имущества по постановлению суда.
Конфискация: Окончательное лишение имущества по постановлению суда.
Чрезвычайная ситуация: Ситуация, в которой существует значительный и неизбежный риск для жизни или безопасности любого физического лица.
Опубликовано:


