Бюджетная политика Подмосковья в сфере межбюджетных отношений

Бюджетная политика Подмосковья в сфере межбюджетных отношений — это система мер, реализуемых Московской областью для регулирования финансовых отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований региона.

Она направлена на сбалансированное распределение доходов и расходов, обеспечение финансовой устойчивости муниципалитетов и поддержку их развития.

В Подмосковье эта политика учитывает высокую дифференциацию муниципалитетов: богатые районы, как Химки, получают меньше поддержки, тогда как менее обеспеченные, как Шатура, — больше дотаций. Например, в 2024 году около 40% муниципальных бюджетов области формировались за счёт областных трансфертов.

Цель — снижение финансовой зависимости муниципалитетов и развитие инфраструктуры региона.

Статьи по теме

Ключевые аспекты

  • Распределение налоговых доходов между областью и муниципалитетами (например, доли от НДФЛ, налога на имущество).
  • Предоставление межбюджетных трансфертов: дотаций для выравнивания бюджетной обеспеченности, субсидий на целевые программы (например, строительство школ), субвенций на делегированные полномочия (образование, соцзащита).
  • Стимулирование муниципалитетов к увеличению собственных доходов через гранты и поощрения.
  • Контроль за исполнением бюджетных обязательств на местах.

Детализация

Бюджетная политика Московской области в сфере межбюджетных отношений направлена на совершенствование финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями Московской области, повышение эффективности расходования межбюджетных трансфертов и обеспечение устойчивости бюджетной системы Московской области. Построение системы межбюджетных отношений в Московской области базируется на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Московской области № 253/2019-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Московской области», иных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области.

Бюджетная политика Московской области в сфере межбюджетных отношений сформирована в актуальных условиях воздействия на экономику внешних вызовов, с учетом принятых на федеральном уровне решений, обеспечивающих устойчивость экономики к внешним вызовам.

Приоритеты государственной политики Московской области в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Московской области будут направлены на :

  • содействие обеспечению сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов в связи со значительной дифференциацией по уровню бюджетной обеспеченности вследствие сложившейся структуры экономики муниципалитетов, размера территории, численности проживающего населения, обеспеченности инфраструктурой и т.п.;
  • снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;
  • сохранение подходов к предоставлению финансовой помощи в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета Московской области, в том числе на реализацию национальных проектов, реализуемых на федеральном уровне, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по вопросам местного значения;
  • финансовое обеспечение государственных полномочий Российской Федерации и Московской области, переданных органам местного самоуправления, из бюджета Московской области местным бюджетам, в том числе в рамках единой субвенции, формируемой с 2024 года, которая консолидирует несколько передаваемых полномочий.

Система межбюджетных отношений ориентирована как на достижение горизонтальной сбалансированности (снижению дифференциации местных бюджетов по уровню бюджетной обеспеченности), так и вертикальной сбалансированности местных бюджетов (сокращению разрыва между собственными доходами и расходами местных бюджетов).

Основным инструментом сглаживания диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области неизменно остается предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Московской области, в том числе заменяемых дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, которые позволяют сократить разрывы в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями, обеспечить выравнивание финансовых возможностей по осуществлению органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области прогнозируется на 2025 год в объеме 98,9 млрд рублей, что на 18,2 млрд рублей или на 22,5 % выше объема дотаций на 2024 год. При определении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Московской области в прогнозе налогового потенциала местных бюджетов учтены уровни собираемости налогов по отдельным источникам, налоговые расходы (технические налоговые льготы) по уплате земельного налога с организаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов муниципальных образований Московской области, а расчетные показатели общей стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств местных бюджетов, сформированы с учетом инфляционной составляющей.

В структуре межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на 2025-2027 годы сохранится преобладающая доля субсидий и субвенций :

  • объем субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в проекте бюджета Московской области на 2025 год составляет 113,6 млрд рублей, на 2026 год – 126,1 млрд рублей, на 2027 год – 99,7 млрд рублей;
  • субвенции на финансовое обеспечение государственных полномочий Российской Федерации и Московской области, переданных органам местного самоуправления, на 2025 год запланированы в объеме 146,6 млрд рублей, на 2026 год – 146,7 млрд рублей, на 2027 год – 146,4 млрд рублей.

В межбюджетных отношениях с муниципальными образованиями Московской области в 2025-2027 годах будет уделено особое внимание:

  • повышению качества управления муниципальными финансами;
  • информационному взаимодействию на предмет объективности планирования местных бюджетов и соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации в рамках оценки проектов решений о местных бюджетах (проектов изменений в решения о местных бюджетах);
  • реализации механизма стимулирования муниципальных образований, достигших наибольшего роста поступлений налоговых и неналоговых доходов;
  • соблюдению условий заключенных соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов;
  • проведению взвешенной муниципальной долговой и бюджетной политики, направленной на поддержание финансовой устойчивости и сохранение умеренной долговой нагрузки на местные бюджеты;
  • безусловному исполнению принятых расходных обязательств.

Экономика данных

Компании, люди, географические координаты, населённые пункты, инфографика, аналитика, карточки объектов, сайты, контакты, адреса, искусственный интеллект, большие данные, фиас, кладр, октмо, окато, оквэд, огрн, инн, кпп, окпф.

Данные Московской области

Репозитории

  1. GitVerse
  2. GitLab
  3. GitHub

Telegram

@mosregdata