Трамвай «Воевода»

На международной выставке ИННОПРОМ-2025, прошедшей в Екатеринбурге, компании «ПК Транспортные системы» и «Трансмашхолдинг» представили инновационный низкопольный трамвай 71-952 «Воевода», который станет новым словом в российском городском транспорте.

Этот современный пятисекционный состав длиной 37,5 метра сочетает в себе вместительность метрополитена и маневренность классического трамвая, предлагая решение для мегаполисов с высокой плотностью пассажиропотока. Вместимость трамвая достигает 400 пассажиров (с возможностью увеличения до 500 в семисекционной версии), что делает его уникальным для российского рынка легкорельсового транспорта.

Трамвай 71-952 Воевода

Технические характеристики

  • Количество секций кузова: 5
  • Количество кабин водителя: 2
  • Ширина колеи, мм: 1524
  • Диапазон рабочих температур, °С: от -40 до +40
  • Длина по кузову, мм: < 37500
  • Ширина по кузову, мм: < 2500 ±10%
  • Масса, т: < 59
  • Минимальный радиус проходимых кривых, м: 16
  • Количество мест для сидения: 72
  • Вместимость:
    • номинальная (5 чел/м2), чел.: 280
    • максимальная (8 чел/м2), чел.: 400
  • Площадь низкого пола, %: 100
  • Количество дверей (в т.ч. двойных): 14(10)
  • Количество тележек (в т.ч. поворотных): 4(2)
  • Мощность двигателей, кВт: 8x72
  • Емкость аккумуляторных батарей, А/ч: 8x200
  • Конструкционная скорость, км/ч: 75
  • Время разгона вагона до 40 км/ч, сек.: 11
    • При номинальных нагрузке и напряжении в контактной сети при движении на прямолинейном горизонтальном участке пути с уклонами не более ±0,3% по сухим и чистым рельсам.
  • Автономный ход, км: 15
    • При скорости до 25 км/ч и при уклоне не более 0,2%, км.

Уникальная конструкция и технические характеристики

Трамвай «Воевода» выделяется своей модульной конструкцией, позволяющей гибко адаптировать состав под нужды конкретного города. Основу его конструкции составляют четыре тележки, из которых две являются поворотными, что обеспечивает исключительную маневренность. Это первое подобное решение в российском легкорельсовом транспорте, позволяющее трамваю с легкостью преодолевать повороты радиусом от 16 метров. Благодаря автономному ходу до 100 км, «Воевода» может использоваться даже на маршрутах с ограниченной инфраструктурой, что особенно актуально для развивающихся уральских агломераций.

Салон трамвая спроектирован с акцентом на комфорт и функциональность. Он оснащен 14 дверьми для быстрой посадки и высадки, а ширина салона увеличена на 50 мм, что добавляет пространства для пассажиров. Внутри предусмотрены:

  • Климат-контроль и современная система вентиляции для комфортных поездок в любое время года.
  • USB-розетки для зарядки устройств.
  • Специальные зоны для маломобильных пассажиров, родителей с колясками и велосипедистов.
  • Эргономичные сидения, из которых 72 предназначены для сидячих мест.

Инновационные технологии и безопасность

«Воевода» оснащен передовыми технологиями, повышающими безопасность и эффективность эксплуатации. Ключевым элементом является система активной помощи водителю на базе российского искусственного интеллекта. Она включает функции мониторинга внимания водителя и автоматической остановки в случае опасности. Технология рекуперации энергии позволяет экономить до 30% электроэнергии, возвращая её в сеть при торможении. Эти решения не только снижают эксплуатационные расходы, но и минимизируют экологический след транспорта.

Высокая локализация и планы производства

«За последние три года мы инвестировали более 2,3 млрд рублей в развитие производственных мощностей, достигнув 95% локализации компонентов, включая двигатели и редукторы, – подчеркнул генеральный директор «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин. – «Воевода» – это не просто трамвай, а новый сегмент транспорта, способный изменить подход к организации перевозок в городах-миллионниках».

Серийное производство трамвая запланировано на 2026 год на заводах в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе. Ориентировочная стоимость одного вагона составляет 250 млн рублей, но она может варьироваться в зависимости от объема заказов. Как отметил коммерческий директор компании Александр Мирошник в интервью «КП-Екатеринбург», запуск производства будет зависеть от поступления крупных контрактов от городов.

Перспективы эксплуатации

После презентации на выставке «ИННОПРОМ» трамвай отправится в Санкт-Петербург, где начнет работать на городских маршрутах. Однако один из вагонов, возможно, останется в Екатеринбурге для проведения испытаний на местных линиях. Это позволит оценить адаптацию трамвая к реальным условиям эксплуатации в уральском регионе, где плотность населения и сложные климатические условия требуют особой надежности транспорта.

Значение для городов

«Воевода» представляет собой перспективное решение для крупных российских городов, где транспортная инфраструктура нуждается в модернизации. Его высокая вместимость, экологичность и технологичность делают его очень актуальным в будущем крупных российских городов.

Трамвай 71-952 «Воевода» открывает новые перспективы для модернизации транспортной инфраструктуры крупных российских городов. Его высокая вместимость (до 400–500 пассажиров) и способность работать на сложных маршрутах с малыми радиусами поворотов делают его идеальным решением для мегаполисов, таких как Екатеринбург, Санкт-Петербург или другие города-миллионники. Автономный ход до 100 км позволяет использовать трамвай в агломерациях с ограниченной электрической инфраструктурой, а экологичные технологии, включая рекуперацию энергии, способствуют снижению углеродного следа и экономии ресурсов.

«Воевода» также отвечает социальным запросам: продуманный дизайн салона с зонами для маломобильных граждан, родителей с колясками и велосипедистов делает транспорт инклюзивным. Интеллектуальные системы безопасности на базе российского ИИ повышают надежность перевозок, минимизируя риски, связанные с человеческим фактором.

Заключение

«Воевода» – это не просто трамвай, а шаг к созданию нового стандарта общественного транспорта в России. Сочетание вместительности, маневренности, экологичности и современных технологий делает его конкурентоспособным на международном уровне. Запуск серийного производства в 2026 году и потенциальные испытания в Екатеринбурге станут важным этапом для масштабирования проекта, который может изменить облик российских городов, сделав их мобильнее, комфортнее и устойчивее.