Цифровизация воздушного пространства России
Россия начала комплексную цифровизацию аэронавигации. Разрабатывается проект внедрения ключевых услуг: D-ATIS, DCL, CPDLC и 4D-навигации на базе сетей «борт-земля».
Цели: повышение безопасности полетов, эффективности использования воздушного пространства и пропускной способности.
Россия приступила к реализации беспрецедентного по своему масштабу национального проекта, направленного на полномасштабное внедрение цифровых технологий в аэронавигационном комплексе. Ведущие отраслевые предприятия — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ФГУП «ГосНИИ ГА» — объединяют усилия для разработки системного проекта внедрения передовых сервисов:
- цифрового автоматического информирования экипажей (D-ATIS),
- цифрового получения разрешений на взлет (DCL),
- цифровой связи между пилотом и диспетчером (CPDLC) и
- высокоточного четырехмерного наведения (4D-навигация).
Ключевой целью данной инициативы является кардинальное повышение уровня безопасности, пропускной способности и эффективности использования воздушного пространства страны.
Статья: Сети «борт-земля»
Стратегическая инициатива по цифровой трансформации
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») выступило заказчиком крупной научно-исследовательской работы (НИР), нацеленной на разработку дорожной карты цифровизации национального воздушного пространства. Подчеркивается, что подобное комплексное исследование, охватывающее весь спектр современных цифровых услуг, проводится в России впервые.
Соответствующая информация была обнародована на портале государственных закупок 2 сентября 2025 года. На проведение всех необходимых исследований и разработку проектной документации из федерального бюджета выделено 47,9 миллиона рублей. Исполнителем работ по госконтракту назначен главный научный центр отрасли — Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ФГУП ГосНИИ ГА).
Ключевые технологические сервисы будущего
Центральной задачей проекта является создание детального плана по имплементации четырех критически важных цифровых услуг:
D-ATIS (Digital – Automatic Terminal Information Service): Отечественный сервис для полностью цифровой передачи метеорологических данных и актуальной аэродромной информации (работающих ВПП, давления и т.д.) непосредственно в кабину воздушного судна, исключающий ошибки при радиотелефонном обмене.
DCL (Digital Clearance Delivery): Технология цифрового получения диспетчерского разрешения на взлет, что значительно разгрузит эфир и ускорит процедуру подготовки к вылету.
CPDLC (Controller–Pilot Data Link Communications): Система текстового обмена сообщениями между диспетчером и экипажем, позволяющая передавать стандартные команды и запросы в виде структурированных данных, минимизируя недопонимание.
4D-навигация (4-Dimensional Trajectory Based Operations — TBO): Высокоточное управление полетом по заданной пространственно-временной траектории, где четвертым измерением является время. Это позволяет воздушному судну прибывать в указанные точки маршрута с точностью до секунды, что является основой для синхронизации потоков и оптимизации воздушного движения.
Внедрение этих сервисов планируется осуществлять на базе перспективных отечественных сетей цифровой передачи данных «борт-земля», соответствующих высочайшим международным стандартам.
Научная новизна и практическая значимость
Как указано в техническом задании, данное исследование является пионерным для России. Его практическая ценность заключается в создании единого плана действий («дорожной карты») для перехода от голосового обмена к интегрированным данным в системе ОВД.
В рамках НИР предстоит выполнить обширный комплекс задач: провести глубокий анализ мирового и отечественного опыта применения D-ATIS, DCL, CPDLC и 4D-навигации; изучить действующую нормативно-правовую базу на предмет соответствия новым технологиям; *₽проанализировать интенсивность воздушного движения для определения приоритетных направлений внедрения; дать точную оценку** готовности инфраструктуры российских аэродромов, центров ОВД и парка воздушных судов (как коммерческих, так и общего назначения) к работе с новыми сервисами.
Технологические стандарты и ожидаемые результаты
Технологической основой для будущей цифровой экосистемы станут сети передачи данных, соответствующие строгим требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В работе будут учтены ключевые документы ИКАО, включая:
- Руководство по ОВЧ-линии цифровой связи (VDL) режима 2 (Doc 9776)
- Руководство по применению каналов передачи данных при ОВД (Doc 9694)
- Global Operational Data Link Document (GOLD Manual, Doc 10037)
Кроме того, за основу будут взяты международные технические стандарты организаций RTCA (США) и EUROCAE (Европа), такие как DO-258A/ED-100A и DO-280B/ED-110B, что обеспечит будущую совместимость с глобальными системами.
Ключевыми результатами масштабной НИР станут:
- Конкретные предложения по перечню и очередности внедряемых услуг.
- Проект создания необходимой наземной и бортовой инфраструктуры.
- План доработок существующих систем автоматизации УВД (КСА УВД, КСА ПИВП, КСА АКДП).
- Разработанная концепция применения траекторных операций (TBO) в России.
- Детальные проекты программ и методик испытаний для сервисов DCL и CPDLC.
- Проекты новых инструкций для диспетчеров и пилотов.
- Научно обоснованные предложения по масштабному обновлению нормативно-правовой базы.
- Комплексное технико-экономическое обоснование всего проекта цифровизации.
Реализация этого проекта заложит фундамент для создания в России современной, конкурентоспособной и высокобезопасной системы управления воздушным движением, соответствующей глобальным тенденциям «умной» аэронавигации.
Важные определения
D-ATIS (Digital – Automatic Terminal Information Service): Цифровой сервис для автоматической передачи экипажу метеорологической и аэродромной информации (работающая ВПП, давление, ветер и др.) в виде текста, что исключает ошибки при радиообмене.
DCL (Digital Clearance Delivery): Цифровая система для получения диспетчерского разрешения на взлет (клеренса) через текстовый канал связи, что сокращает время и нагрузку на голосовой эфир.
CPDLC (Controller–Pilot Data Link Communications): Система защищенного текстового обмена стандартизированными сообщениями между диспетчером и пилотом, дополняющая голосовую связь.
4D-навигация (4-Dimensional Trajectory Based Operations): Высокоточное управление полетом по заданной траектории, где четвертым измерением является время. Позволяет воздушному судну прибывать в указанные точки маршрута с точностью до секунды.
Сети «борт-земля»: Цифровые каналы передачи данных между воздушным судном и наземными службами, обеспечивающие обмен информацией для всех указанных выше услуг.
Траекторные операции (TBO - Trajectory Based Operations): Концепция управления воздушным движением, основанная на обмене и точном соблюдении заданной четырехмерной (4D) траектории полета.