Перспективы складского рынка Подмосковья

Открытие ЦКАД кардинально меняет логистику Подмосковья. Анализ новых складских кластеров, ставок аренды и перспективных направлений. Как скоростная магистраль влияет на развитие рынка и транспортные издержки.

Перспективы складского рынка Подмосковья

💯 Запуск Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) — ключевое инфраструктурное событие для Московского региона.

Этот масштабный проект не только разгрузил МКАД и вылетные магистрали, но и создал новые векторы развития для складского рынка. Доступность территорий, удобство транзита и близость к трудовым ресурсам формируют новые логистические коридоры.

В статье рассмотрим, как ЦКАД влияет на ставки аренды, какие направления становятся наиболее привлекательными для девелоперов и какие перспективы открываются перед арендаторами складов в Подмосковье.

Статьи по теме

ЦКАД – что это?

Перспективы складского рынка Подмосковья

ЦКАД — проект развития инфраструктуры Московской области — автомобильная магистраль общей протяженностью 336 км, из которых на платной основе будут эксплуатироваться 260 км. Проект призван разгрузить МКАД и вылетные автомагистрали от потока транзитных большегрузных автомобилей.

Трасса проходит по территории Московской области в 50 км от Москвы.

График запуска участков:

  • Пусковой участок №1 — 2014–2021 гг.
  • Пусковой участок №3 — 2018–2020 гг.
  • Пусковой участок №4 — 2018–2020 гг.
  • Пусковой участок №5 — 2017–2021 гг.
  • Пусковой участок №2 — 2025–2029 гг.

8 июля 2021 г. после открытия пускового участка №1 от Калужского до Симферопольского шоссе, а также развязок ЦКАД-4 и трассы М-5, ЦКАД-5 и трассы М-10, Центральная кольцевая автомобильная дорога была официально запущена. Реализация западного ответвления ЦКАД, так называемой ЦКАД-2, состоящей из второго этапа / пускового участка ЦКАД-1 и непосредственно части магистрали ЦКАД-2, будет запущена позднее.

Ключевые федеральные автомагистрали

Перспективы складского рынка Подмосковья

Кольцевая магистраль ЦКАД имеет пересечение практически со всеми федеральными автодорогами, соединяющими Москву со столицами иностранных государств, а также административными центрами субъектов РФ. Благодаря этому перемещение между ключевыми магистралями можно осуществлять не только через А-107 и МКАД, но и через новую кольцевую автодорогу.

Скоростной режим в 110 км/час позволяет преодолевать расстояния в кратчайшие сроки. Скоростное ограничение планируют увеличить до 130 км/час.

Для большего удобства применена инновационная система Free Flow, которая позволяет безостановочно проходить пункты оплаты.

Стоимость проезда:

  • Грузовой автотранспорт (4-я категория) по системе T-Pass: около 1300–1600 рублей за полукольцо, между соседними магистралями — от 150 до 400 рублей.
  • Легковой автотранспорт: около 400–500 рублей за «полукольцо» и 60–90 рублей за отрезки между соседними магистралями.

Ключевые международные маршруты

Перспективы складского рынка Подмосковья

Помимо федеральных трасс ЦКАД также становится частью международных транспортных коридоров — как европейских (трассы категории E), так и азиатских (трассы категории АН), проходящих через Москву. Скоростная магистраль ЦКАД позволит транзитному транспорту, следующему по пути международных маршрутов, избежать пробок при проезде через Московский регион и сэкономить время.

Отдельно стоит отметить проходящий по северной части ЦКАДа транснациональный инфраструктурный проект «Западная Европа — Западный Китай».

Население и трудовые ресурсы

Перспективы складского рынка Подмосковья

Города-спутники Москвы остаются ключевым источником трудовых ресурсов, в том числе для развития складского сегмента в регионе, и увеличившаяся доступность к таковым трудовым ресурсам после открытия ЦКАД делает ряд направлений еще более привлекательными для развития.

Пять ключевых направлений (Горьковское, Новорязанское, Ярославское, Симферопольское и Каширское) становятся наиболее привлекательными как с точки зрения уже существующего объема населения (и, соответственно, трудовых ресурсов), так и с точки зрения нового жилого строительства.

Таблица 1: Ключевые показатели по объему населения и средним заработным платам по ключевым направлениям

Источник: Росстат, Colliers

НаправлениеНаселение, тыс. чел.Трудовые ресурсы, тыс. чел.Средняя зарплата, руб./мес.
Горьковское1 35042442 042
Новорязанское1 31745343 728
Ярославское1 04642143 231
Симферопольское88038042 148
Каширское53621942 559
Минское53521544 571
Ленинградское53424944 231
Дмитровское49320243 915
Новорижское45820043 092
Киевское1686243 936

Жилая недвижимость

Перспективы складского рынка Подмосковья

Наиболее активно жильем застраиваются сейчас Новорязанское, Ярославское и Каширское направления, что в перспективе пяти лет даст прирост экономически активного населения от 50 до 70 тыс. человек по каждому из направлений.

Складские мощности

Перспективы складского рынка Подмосковья

Таблица 2: Ключевые показатели складского рынка вдоль ЦКАД, II кв. 2021

Источник: Colliers

Примечание: Уровень вакантности отражает свободное предложение в уже построенных складских комплексах/зданиях и не включает проекты BTS или субаренду. Ставка аренды не включает операционные расходы и НДС (20%).

ЛокацияОбщее предложение, тыс. м²Вакантность, %Ставка аренды, руб./м²/год
ЦКАД-11 8191,5%4 400
ЦКАД-31 9722,3%
ЦКАД-41 5301,3%4 300
ЦКАД-57112,6%
ЦКАД (сумма)6 0311,8%
Московский регион18 4782,9%

Запланированные проекты

Перспективы складского рынка Подмосковья

  1. ОЭЗ «Максимиха»

    • Местоположение: 40 км от МКАД по трассе М-4 «ДОН»
    • Класс: А
    • Территория: 2 236 га
    • Ввод: 2021; BTS
  2. ИП «Белый Раст»

    • Местоположение: Дмитровский г. о., вблизи с. Белый Раст
    • Класс: А
    • Территория: 606 га
    • Ввод: 2021; BTS
  3. ИП «Клин»

    • Местоположение: Клин, Волоколамское ш., 4
    • Класс: А
    • Территория: 40 га
    • Ввод: 2021; BTS
  4. ИП «Домодедово»

    • Местоположение: Симферопольское ш., д. Домодедово
    • Класс: А
    • Территория: 988 га
    • Ввод: BTS
  5. ИП «Южный»

    • Местоположение: На пересечении М4 и ЦКАД в 31 км от МКАД
    • Класс: А
    • Территория: 77 га
    • Ввод: BTS
  6. ИП «Пушкино 2»

    • Местоположение: 20 км по Ярославскому ш.
    • Класс: А
    • Территория: 70 га
    • Ввод: BTS
  7. Victoria Industrial Park

    • Местоположение: Ногинский район, 40 км от МКАД
    • Класс: А
    • Территория: 350 га
    • Ввод: 2021; BTS
  8. СК «Ориентир Запад»

    • Местоположение: Истра, с. Петровское
    • Класс: А
    • Территория: 107 га
    • Ввод: BTS

Наиболее востребованные направления

  • Ленинградское направление (М-10, М-11): Ключевой логистический коридор между Москвой и Санкт-Петербургом.
  • Южное направление (М-2, М-4): Соединяет с южными городами европейской части России.
  • Европейское направление (М-1, М-3): Связывает Москву с Минском и Киевом.
  • Потенциально перспективные направления:
    • Восточное направление (М-7, будущая М-12): Потенциал развития сообщения с Казахстаном и Китаем.
    • Северо-восточное направление (М-8): Привлекательно due густонаселенности и количества трудовых ресурсов.

ЦКАД и складской рынок: дальнейшее развитие

Плюсы ЦКАД:

  • Увеличение скорости перемещения грузов благодаря отсутствию светофоров и пунктов оплаты.
  • Удобство транзитного сообщения: экономия времени и топлива за счет объезда Москвы.

Минусы ЦКАД:

  • Ценообразование тарифов за проезд. Риск удорожания конечного продукта.
  • Несовершенство проектировочных решений (небольшое число дорожных развязок, наличие «бутылочного горлышка»).

Наиболее перспективными с точки зрения развития складских мощностей могут стать развилки с трассами М-11, Ленинградским шоссе, М-5, М-4, Киевским и Минским шоссе.

Большим потенциалом для развития также обладают направления Горьковского и Ярославского шоссе.

Ключевым фактором может стать экономия времени перевозчиками. Возможно формирование цепочек распределительных центров вблизи ЦКАД для оперативной деятельности компаний, ставящих в приоритет скорость доставки.

Московский регион остается ключевым общероссийским транспортным хабом (59% всего качественного складского предложения в России), при этом 20% российских складов сосредоточено в зоне влияния ЦКАД/А-107.

Заключение

ЦКАД стала катализатором трансформации складского рынка Подмосковья, сместив фокус с традиционных направлений на новые, перспективные логистические коридоры. Несмотря на такие вызовы, как стоимость проезда и необходимость доработки инфраструктуры, преимущества в виде скорости доставки, экономии топлива и доступа к трудовым ресурсам очевидны. В долгосрочной перспективе можно ожидать формирования новых индустриальных кластеров и дальнейшего роста деловой активности вблизи магистрали, что укрепит статус Московского региона как главного логистического хаба страны.

Важные определения

ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) — скоростная платная автомагистраль протяженностью 336 км, проходящая в 50 км от Москвы. Основная цель — разгрузка МКАД и транзитных магистралей от большегрузного транспорта.

BTS (Built-to-Suit) — проект строительства складского или индустриального объекта по индивидуальным требованиям конкретного арендатора-заказчика.

Индустриальный (логистический) парк (ИП) — специально организованная территория с готовой инфраструктурой для размещения складских и производственных объектов (например, ИП «Белый Раст»).

Ставка аренды (руб./м²/год) — базовая стоимость аренды складских площадей, как правило, не включающая операционные расходы (OPEX) и НДС.

Уровень вакантности (%) — доля свободных складских площадей от общего объема предложения на рынке или в конкретном кластере.

Опубликовано: