Обзор самолёта Ил-114-300

Ил-114-300 — модернизированная версия регионального турбовинтового самолёта Ил-114, разработанного ОКБ Ильюшина. Предназначен для эксплуатации на местных воздушных линиях, включая регионы со слабой аэродромной инфраструктурой и сложным климатом.

Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север

Самолёт способен выполнять рейсы на короткие и неподготовленные ВПП, обеспечивая экономичные пассажирские и грузовые перевозки.

Самолёт Ил-114-300

Производство будет организовано на мощностях Производственного комплекса №1, являющегося филиалом «РСК «МиГ» в городе Луховицы (Московская область). В кооперации по выпуску участвуют ПАО «ВАСО», АО «Авиастар-СП» и АО «АэроКомпозит» (все входят в состав ОАК). Программа создания Ил-114-300 координируется с деятельностью «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК, входит в Ростех), которая занимается разработкой двигателей ТВ7-117СМ-01 и ТВ7-117СТ-01 (последний создается АО «ОДК-Климов» с 2014 года).

Согласно плану поставок Ил-114-300 до 2030 года, предусмотрена передача до 100 самолетов. Как сообщает газета «Ведомости», из них 50 единиц предназначены для коммерческих авиаперевозчиков, 35 — для государственных заказчиков, включая Минобороны РФ, и 15 — для экспорта. Ил-114-300 оснастят модернизированным комплексом авионики ЦПНК-114М2, разработанным АО НИИАО и АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (РПКБ).

Лётно-технические характеристики

Габариты

  • Длина: 26,877 м
  • Высота: 9,324 м
  • Размах крыла: 30 м
  • Площадь крыла: 81,9 м²
  • Диаметр фюзеляжа: 2,86 м

Масса

  • Максимальная взлётная масса: 23,5 т
  • Максимальная полезная нагрузка: 6500 кг

Топливо

  • Ёмкость топливных баков: 8780 л

Скорость и дальность

  • Крейсерская скорость: до 500 км/ч
  • Дальность полёта
    • С максимальным количеством пассажиров (64 чел.): 1900 км   - С максимальным запасом топлива (нагрузка 1300 кг): 5000 км

Взлётно-посадочные характеристики

  - Требуемая длина ВПП: 1400 м

Вместимость

  • Пассажиров: 64 чел. (стандартная компоновка, возможна до 68 мест)
  • Экипаж: 2 пилота

Двигатели

  • два турбовинтовых ТВ7-117СМ-01 (~2650 л.с. каждый) с шестилопастными винтами.

Авионика

  • цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2.

Особенности и модернизация

  • Адаптация к условиям: Ил-114-300 спроектирован для работы в суровом климате, включая низкие температуры и грунтовые аэродромы.
  • Экономичность: низкий расход топлива (~590 кг/ч) и эксплуатационные расходы делают его конкурентоспособным для региональных перевозок.
  • Модернизация: по сравнению с базовым Ил-114 обновлены двигатели, авионика, улучшены шумоизоляция салона, надёжность и ресурс.
  • Универсальность: подходит для пассажирских, грузовых, патрульных и медицинских рейсов.

История и производство

  • Первый полёт Ил-114 состоялся в 1990 году, но серийное производство затормозилось из-за кризиса 90-х.
  • Программа Ил-114-300 запущена в 2016 году, первый полёт — декабрь 2020 года.
  • Производство ведётся на заводах ПАО «Ил» и в Луховицах (РСК «МиГ»). Планируемый выпуск — до 12 самолётов в год к 2025 году.
  • Сертификация ожидается в 2023–2024 годах.

Применение

  • Основные заказчики: российские региональные авиакомпании («Ангара», «Полярные авиалинии»), государственные структуры.
  • Заменяет устаревшие Ан-24 и Ан-26. Используется для местных перевозок, спецзадач (патрулирование, медэвакуация).

Преимущества

  • Высокая надёжность в сложных условиях эксплуатации.
  • Низкие эксплуатационные расходы по сравнению с аналогами (ATR-42, Dash 8).
  • Полная отечественная разработка, минимизирующая зависимость от импорта.

Недостатки

  • Ограниченный опыт коммерческой эксплуатации.
  • Конкуренция с проверенными зарубежными самолётами.
  • Задержки в сертификации и масштабировании производства.

Перспективы

Ил-114-300 играет ключевую роль в программе импортозамещения российской авиации. К 2030 году ожидается эксплуатация около 100 самолётов. Государственная поддержка обеспечивает стабильное развитие проекта.

Post Scriptum

По поручению президента России разрабатывается региональный самолет, направленный на обеспечение транспортной доступности страны. Программа обновления и возобновления серийного выпуска Ил-114-300 осуществляется при содействии Минпромторга РФ.
«Успешный полет третьего опытного Ил-114-300 — важный этап на пути к сертификации. Включение самолета в испытательную программу ускорит процесс и позволит вовремя завершить все необходимые этапы», — отметил замминистра промышленности и торговли РФ Геннадий Абраменков.

Ил-114-300 полностью собран из российских компонентов и систем, оснащен двигателями ТВ7-117СТ-01, произведенными петербургским предприятием «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. Этот двигатель, сертифицированный в декабре 2022 года, по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги, обладая повышенной мощностью на взлетном режиме и новым воздушным винтом АВ112-114 с тягой 4 тонны.

Новый Ил-114-300 отличается улучшенными летно-техническими характеристиками, увеличенным использованием композитов и оснащен современным цифровым пилотажно-навигационным комплексом. Практически все ключевые системы самолета модернизированы, особое внимание уделено эргономике кабины экипажа.

Ил-114-300 — это региональный пассажирский самолет, рассчитанный на 68 мест. Он придет на смену Ан-24, ATR-42/72, Bombardier Q-300 и CRJ-100/200 на местных авиалиниях. Самолет способен выполнять рейсы с небольших аэродромов с бетонным или грунтовым покрытием и предназначен для эксплуатации, в том числе, в арктических регионах.

Очередной опытный Ил-114-300 совершил первый полет в день рождения выдающегося авиаконструктора Сергея Ильюшина, под руководством которого создавались десятки самолетов для военной и гражданской авиации. Среди них — знаменитый Ил-14, долгие годы служивший надежным решением для внутренних авиалиний.

Ил-114-300 продолжает традиции своего предшественника, воплощая новейшие достижения авиастроения. При его разработке использовались современные технологии и опыт эксплуатации Ил-14 и Ил-114, что позволило создать самолет, идеально подходящий для региональных перевозок в России. Он рассчитан на работу в сложных климатических условиях и на аэродромах с минимальной инфраструктурой, что делает его ключевым элементом для развития местных авиамаршрутов.