Обзор самолёта Ил-114-300
Ил-114-300 — модернизированная версия регионального турбовинтового самолёта Ил-114, разработанного ОКБ Ильюшина. Предназначен для эксплуатации на местных воздушных линиях, включая регионы со слабой аэродромной инфраструктурой и сложным климатом.
Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север
Самолёт способен выполнять рейсы на короткие и неподготовленные ВПП, обеспечивая экономичные пассажирские и грузовые перевозки.
Производство будет организовано на мощностях Производственного комплекса №1, являющегося филиалом «РСК «МиГ» в городе Луховицы (Московская область). В кооперации по выпуску участвуют ПАО «ВАСО», АО «Авиастар-СП» и АО «АэроКомпозит» (все входят в состав ОАК). Программа создания Ил-114-300 координируется с деятельностью «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК, входит в Ростех), которая занимается разработкой двигателей ТВ7-117СМ-01 и ТВ7-117СТ-01 (последний создается АО «ОДК-Климов» с 2014 года).
Согласно плану поставок Ил-114-300 до 2030 года, предусмотрена передача до 100 самолетов. Как сообщает газета «Ведомости», из них 50 единиц предназначены для коммерческих авиаперевозчиков, 35 — для государственных заказчиков, включая Минобороны РФ, и 15 — для экспорта. Ил-114-300 оснастят модернизированным комплексом авионики ЦПНК-114М2, разработанным АО НИИАО и АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (РПКБ).
Лётно-технические характеристики
Габариты
- Длина: 26,877 м
- Высота: 9,324 м
- Размах крыла: 30 м
- Площадь крыла: 81,9 м²
- Диаметр фюзеляжа: 2,86 м
Масса
- Максимальная взлётная масса: 23,5 т
- Максимальная полезная нагрузка: 6500 кг
Топливо
- Ёмкость топливных баков: 8780 л
Скорость и дальность
- Крейсерская скорость: до 500 км/ч
- Дальность полёта
- С максимальным количеством пассажиров (64 чел.): 1900 км - С максимальным запасом топлива (нагрузка 1300 кг): 5000 км
Взлётно-посадочные характеристики
- Требуемая длина ВПП: 1400 м
Вместимость
- Пассажиров: 64 чел. (стандартная компоновка, возможна до 68 мест)
- Экипаж: 2 пилота
Двигатели
- два турбовинтовых ТВ7-117СМ-01 (~2650 л.с. каждый) с шестилопастными винтами.
Авионика
- цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2.
Особенности и модернизация
- Адаптация к условиям: Ил-114-300 спроектирован для работы в суровом климате, включая низкие температуры и грунтовые аэродромы.
- Экономичность: низкий расход топлива (~590 кг/ч) и эксплуатационные расходы делают его конкурентоспособным для региональных перевозок.
- Модернизация: по сравнению с базовым Ил-114 обновлены двигатели, авионика, улучшены шумоизоляция салона, надёжность и ресурс.
- Универсальность: подходит для пассажирских, грузовых, патрульных и медицинских рейсов.
История и производство
- Первый полёт Ил-114 состоялся в 1990 году, но серийное производство затормозилось из-за кризиса 90-х.
- Программа Ил-114-300 запущена в 2016 году, первый полёт — декабрь 2020 года.
- Производство ведётся на заводах ПАО «Ил» и в Луховицах (РСК «МиГ»). Планируемый выпуск — до 12 самолётов в год к 2025 году.
- Сертификация ожидается в 2023–2024 годах.
Применение
- Основные заказчики: российские региональные авиакомпании («Ангара», «Полярные авиалинии»), государственные структуры.
- Заменяет устаревшие Ан-24 и Ан-26. Используется для местных перевозок, спецзадач (патрулирование, медэвакуация).
Преимущества
- Высокая надёжность в сложных условиях эксплуатации.
- Низкие эксплуатационные расходы по сравнению с аналогами (ATR-42, Dash 8).
- Полная отечественная разработка, минимизирующая зависимость от импорта.
Недостатки
- Ограниченный опыт коммерческой эксплуатации.
- Конкуренция с проверенными зарубежными самолётами.
- Задержки в сертификации и масштабировании производства.
Перспективы
Ил-114-300 играет ключевую роль в программе импортозамещения российской авиации. К 2030 году ожидается эксплуатация около 100 самолётов. Государственная поддержка обеспечивает стабильное развитие проекта.
Post Scriptum
По поручению президента России разрабатывается региональный самолет, направленный на обеспечение транспортной доступности страны. Программа обновления и возобновления серийного выпуска Ил-114-300 осуществляется при содействии Минпромторга РФ.
«Успешный полет третьего опытного Ил-114-300 — важный этап на пути к сертификации. Включение самолета в испытательную программу ускорит процесс и позволит вовремя завершить все необходимые этапы», — отметил замминистра промышленности и торговли РФ Геннадий Абраменков.
Ил-114-300 полностью собран из российских компонентов и систем, оснащен двигателями ТВ7-117СТ-01, произведенными петербургским предприятием «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. Этот двигатель, сертифицированный в декабре 2022 года, по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги, обладая повышенной мощностью на взлетном режиме и новым воздушным винтом АВ112-114 с тягой 4 тонны.
Новый Ил-114-300 отличается улучшенными летно-техническими характеристиками, увеличенным использованием композитов и оснащен современным цифровым пилотажно-навигационным комплексом. Практически все ключевые системы самолета модернизированы, особое внимание уделено эргономике кабины экипажа.
Ил-114-300 — это региональный пассажирский самолет, рассчитанный на 68 мест. Он придет на смену Ан-24, ATR-42/72, Bombardier Q-300 и CRJ-100/200 на местных авиалиниях. Самолет способен выполнять рейсы с небольших аэродромов с бетонным или грунтовым покрытием и предназначен для эксплуатации, в том числе, в арктических регионах.
Очередной опытный Ил-114-300 совершил первый полет в день рождения выдающегося авиаконструктора Сергея Ильюшина, под руководством которого создавались десятки самолетов для военной и гражданской авиации. Среди них — знаменитый Ил-14, долгие годы служивший надежным решением для внутренних авиалиний.
Ил-114-300 продолжает традиции своего предшественника, воплощая новейшие достижения авиастроения. При его разработке использовались современные технологии и опыт эксплуатации Ил-14 и Ил-114, что позволило создать самолет, идеально подходящий для региональных перевозок в России. Он рассчитан на работу в сложных климатических условиях и на аэродромах с минимальной инфраструктурой, что делает его ключевым элементом для развития местных авиамаршрутов.