Памятные места Звенигородского района
Звенигород - русская Швейцария. На изумительной красоты рельефе расположены древние городища, храмы, усадьбы и места, связанные с Пушкиным, Чеховым, Левитаном и другими великими русскими деятелями. Ключевой город Золотого кольца Подмосковья.
1. Городок и Успенский собор
"Городок" - это кремль древнего Звенигорода. Он расположен на высоком холме на левом берегу Москвы-реки в западной части города. Поселение здесь было основано еше в XII в. В XIV в., когда Звенигород стал центром крупного удельного княжества, здесь были сооружены мощные укрепления, остатки которых в виде высоких земляных валов сохранились до наших дней. Оборонительные сооружения Звенигорода дают общее представление о. крепостном строительстве древней Руси.
Укрепления Городка в плане имеют форму неправильной трапеции: западный вал имеет длину 300 м., восточный — 220 м., южный — 180 м. и северный — 80 м. Высота валов достигает с северной напольной стороны 8 м. В основу валов клались срубы из нетолстых бревен, заполненные влажной глиной. Затем эти срубы обжигались. Этим во-первых, дерево срубов предохранялось от гниения, и, во-вторых, в центре вала создавалась достаточно прочная кладка, предохранявшая от оседания насыпку вала. Такой прием сооружения земляных валов встречается во многих древнерусских крепостях.
На валу была сооружена невысокая стена из дубовых бревен. Внешняя часть вала была выложена толстым слоем глины, которая, будучи полита водой, создавала дополнительные препятствия для осаждающих. Внутренняя сторона вала была вымощена мелким булыжником. Из существующих сейчас двух дорог в момент сооружения укрепления существовала одна дорога в сев. вое. части Городка.
Для сооружения укреплений Городка потребовалось около 35000 куб. м. глины и земли, т. е. не менее 90—95 тыс. подвод, около 8000 дубовых бревен для деревянной стены, около 500000 камней для внутренней вымостки вала. К этому следует добавить работы по обработке склонов холма и прорытию рва с северной стороны
На Городке расположен один из замечательнейших, архитектурных памятников Подмосковья — Успенский собор Он построен в конце XIV в. по указанию Звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Собор является одним из первых сооружений раннего московского зодчества — нового архитектурного стиля, начавшего складываться во второй половине XIV в. в эпоху подъема национально-освободительной борьбы русского народа против татаро-монгольского ига.
Характерным для раннего московского зодчества является заимствование форм из владимиро-чгуздальской архитектуры домонгольского периода и своеобразная местная переработка этих форм. Во внешнем облике собора ясно видно стремление строителя воспроизвести придворный храм в характере Дмитриевского собора во Владимире: он квадратный в плане, с тремя абсидами (полукруглые алтарные выступы храма с восточной стороны), четырьмя столбами внутри, поддерживающими световой барабан и главу собора.
Фасады собора, как и у владимирских прообразов, расчленены на три части по вертикали изящными колонками. Новым для московского зодчества здесь являются килевидные завершения колонок фасадов, верхи окошек и порталов, усилена устремленность массы здания вверх, к главе собора. Аркатурный (из арочек со скульптурными изображениями) фриз владимирских соборов, делящий здание на два этажа по горизонтали, в Успенском соборе заменен более простым изящным поясом из резного белого камня, напоминающим резьбу по дереву.
Все эти изменения придают собору большую простоту и спокойное величие.
Как и все храмы того времени, собор построен из белого камня — известняка на известковом растворе. Белый камень добывается недалеко от Звенигорода, бл. селения Хотяжи, где и сейчас сохранились остатки древних каменоломен
Храм сравнительно мало подвергся позднейшим перестройкам: переделано покрытие, бывшее первоначально по стрельчатым сводам, «закомарам», расширены некоторые окна.
Внутри собор, как придворный храм звенигородских князей, имеет хоры — возвышенное помещение в западной части собора для князя и его семьи. На хоры ведет лестница, сделанная в стене.
Еще в XV в. внутренние стены собора были украшены фресковой живописью. Здесь работали лучшие русские художники школы знаменитого Андрея Рублева. Часть древних фресок на алтарной преграде сохранилась до наших дней.
2. Чеховские места Звенигорода
Начало творческой деятельности великого русского писателя А. П. Чехова связано со Звенигородом. «Вообще Воскресенск и Звенигород сыграли в литературной жизни Антона Павловича немаловажную роль», — писал в своих воспоминаниях брат писателя М. П. Чехов.
Впервые Антон Павлович посетил Звенигород в 1883 году, совершив с группой молодых врачей дальнюю прогулку из Воскресенска (ныне Истра), где он работал тогда в Чикинской больнице.
В 1884 г. А. П. Чехов временно работает в Звенигородской больнице, заменяя своего коллегу врача С. П. Успенского, заведующего больницей.
Кроме заведывания земской больницей, Антон Павлович должен был, за временным отсутствием уездного врача, выполнять и другие его обязанности — быть экспертом в суде, исполнять поручения местной администрации. В Звенигороде Чехову пришлось окунуться в самую гущу провинциальной жизни, которую он позже так верно изобразил во многих своих произведениях. Здесь он посещал заседания уездных съездов, что дало ему материал для рассказа «Сирена», близко познакомился с чиновничьей жизнью. «Масса беллетристического материала», — писал он о своем коротком пребывании в Звенигороде. По Звенигородским мотивам написаны Чеховым рассказы «На вскрытии», «Мертвое тело», «Сирена».
Связь Антона Павловича со Звенигородом не порывается и в последующие годы. Он бывал здесь в 1885 г., вновь некоторое время работал в Звенигородской больнице, приезжал в 1887 и 1903 годах. Чехов всегда вспоминал Звенигород с большой теплотой. «В Звенигороде в самом деле хорошо, я работал там в больнице когда-то. Непременно поедем...»— пишет он в 1901 году О. Л. Книппер.
Звенигородцы свято чтут память великого писателя. Больница, в которой работал Антон Павлович, носит теперь имя Чехова. К 50-летию со дня смерти писателя перед зданием больницы установлен бюст Антона Павловича. Сохранилось здание больницы, где работал Антон Павлович. На здании установлена мемориальная доска. Недалеко от больницы — липа, под которой, по преданию, любил отдыхать Чехов. Там так же установлена мемориальная доска. Чеховские места Звенигорода ежегодно посещают тысячи экскурсантов и туристов.
3. Саввинская слобода. (2 км. к западу от Звенигорода)
Саввинская слобода — древнее подмонастырское село, известное с XV в. под названием Усть-Разводни.
В XVII в. там были расселены стрельцы, составлявшие гарнизон Саввино-Сторожевского монастыря. Долгое время здесь сохранялись названия улиц-концов: Стрелецкий, Пушкарский. Рыбацкий.
Саввинская слобода неразрывно связана с творчеством русских художников XIX—XX в. в. Саврасова, Каменева, Крымова, Коровина и других.
В 1882 и 1884 годах летные месяцы здесь работал И. И. Левитан, тогда еще молодой, начинающий художник. Сюда он приезжал и позднее. Здесь нм написана картина «Саввинская слобода», «Звенигород», «Разводня», «Прудик» и др. По этюдам, написанным в окрестностях Саввинской слободы, написана и принесшая широкую известность художнику картина «Мостик». Звенигородские пейзажи дали Левитану материал и для ряда других замечательных полотен, написанных позднее, в том числе для «Тихой обители» и «Золотой осени».
В настоящее время в Саввинской слободе колхоз им. Макарова, названный в память коммуниста-комиссара К. И. Макарова, зверски убитого в 1918 г. во время кулацкого восстания, организованного духовенством Саввино-Сторожевского монастыря. В колхозе имеется теплично-парниковое хозяйство, райсемхоз, токарное производство.
4. Деревня Дютьково (3 км к западу от Звенигорода)
Деревня Дютьково живописно расположена в глубокой долине р. Разводни, со всех сторон окруженной высокими холмами, поросшими лесом. Это одно из живописных мест Звенигородского района. В Дютькове работали многие видные русские художники, в том числе И. И. Левитан, А. К. Саврасов. С 1906 по 1915 г. в Дютькове жил и в 1915 г. скончался известный русский композитор Сергей Иванович Танеев. В Дютькове им создан ряд замечательных музыкальных произведений, как увертюра «Орестея», «Симфония ре-минор», «Соната для скрипки с фортопиано», «Менуэт», ряд романсов, в том числе «Узник», «Бьется сердце беспокойное», «В годину утраты» и др. Здесь им написан ряд статей по теории музыки. Дом, где жил С. И. Танеев, сохранился. На доме установлена мемориальная доска.
5. Деревня Дунино (5 км. к востоку от Звенигорода)
В селе Дунино ряд лет жил и работал Михаил Михайлович Пришвин, один из лучших наших писателей, тонкий и чуткий поэт природы. Здесь создавались многие из лучших его произведений, в том числе «Корабельная роща», «Заполярный мед» и др. В рассказе «Москва-река» хорошо описана дер. Дунино.
Вдова писателя Валерия Дмитриевна Пришвина любовно сохраняет дом, рабочий кабинет и сад, в котором много деревьев посажено руками Михаила Михайловича.
6. Село Введенское 13 км. от Звенигорода, бл. ст. Звенигород)
Введенское — древнее село, известное с 1504 года.
В начале XVII в. Введенское и ряд других окрестных сел было пожаловано князю Дмитрию Пожарскому. В Введенском — замечательная усадьба, расположенная на правом берегу р. Москвы, являющаяся образцом усадебной архитектуры конца XVIII — нач. XIX в. в. Архитектурный ансамбль усадьбы состоит из каменного дома-дворца, каменного флигеля и церкви Преображения, построенной в 1812—14 г. г. Усадьба окружена чудесным парком. Отсюда открывается исключительный по красоте вид на долину Москвы-реки, Звенигород и Саввино-Сторожевский монастырь. Ныне в усадьбе санаторий.
В конце прошлого века здесь писали свои картины известные художники Борисов-Мусатов, Якунчикова-Вебер, бывал Сергей Глаголь (Голоушев).
7. Село Шихово (6 км. к западу от Звенигорода)
Шихово — древнее село, в XV—XVIII в. в. было вотчиной Саввино-Сторожевского монастыря.
В настоящее время — центр производства струнных музыкальных инструментов в Звенигородском районе. Производство музыкальных инструментов возникло здесь еще в конце XVIII в. Основоположником музыкального производства считается крестьянин Емельянов, обучавшийся в Москве в Гусельной мастерской и научивший изготовлению гитар и других музыкальных инструментов своих односельчан. Шиховские гитары известны всей стране.
8. Село Луцыно (7 км к западу от Звенигорода)
Луцыно, известное с XV в., как и Шихово было вотчиной Саввино-Сторожевского монастыря.
В XIX в. здесь развивается производство музыкальных инструментов.
Вблизи Луцыно имеется болото «Воронцы» — интересный образец заболоченного озера ледникового происхождения с остатками северной флоры.
Неподалеку — биостанция МГУ. ведущая большую научную работу. При биостанции организуется дом-музей, в котором будет отражена природа Звенигородского края.
9. Деревня Захарово (12 км от Звенигорода, ж. д. остановка Школьная)
Деревня Захарово в 1804 году была куплена бабушкой А. С. Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал. Каждый год до поступления в Царскосельский лицей (1811) здесь вместе с семьей проводил лето маленький Саша. Уехав в лицей, Пушкин вспоминает в 1815 г. в «Послании к Юдину».
«Мне видится мое селенье, Мое Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено...»
'Здесь в Захарове, которое в биографии Пушкина должно стоять в одном ряду с Михайловским и Болдиным, он жадно впитывал в себя деревенскую Русь. Здесь он слушал песни крестьян, наблюдая народные праздники, хороводы. Нелюбимый в семье, Саша нашел здесь в лице своей няни Арины Родионовны материнскую мягкую ласку, любовь и заботу. С ней связано было и дыхание русской народной поэзии в сказках и песнях, звучавших еще у самой его колыбели.
Поэт никогда не забывал свое Захарово. В 1830 г. перед женитьбой Александр Сергеевич в последний раз посетил Захарово, проданное его бабушкой еще в 1814 г. Об этом мать поэта пишет в письме к дочери Ольге: «Представь себе, он совершил летом сентиментальное путешествие в Захарово, отправился туда один, лишь бы увидеть место, где провел несколько годов своего детства».
От бывшей здесь в начале XIX в. усадьбы сохранился описанный Пушкиным пруд и часть парка. В 1949 г. в связи со. 150-летием со дня рождения поэта в Захарове был воздвигнут АН СССР памятник — обелиск из черного камня.
10. Село Большие Вяземы (15 км к югу от Звенигорода ж. д. станция Голицыно)
С. Большие Вяземы, фактически слившееся с пос. Голицыно, — древнее село. Оно возникло еще в XIV—XV в. в. на перекрестке дорог Москва—Можайск и Боровск—Дмитров. В XVI в. село было вотчиной Бориса Годунова. Здесь он построил себе роскошную усадьбу и монастырь (не сохранившийся). От годуновской усадьбы до наших дней сохранилась церковь Преображения и звонница (конец XVI в.). Оба этих сооружения — замечательные памятники русской архитектуры.
Своеобразным архитектурным приемом, примененным при строительстве пятиглавой церкви Преображения является устройство симметричных приделов по обеим сторонам главного здания, объединенных крытой галереей. В XVII в. этот прием стал очень распространенным в церковном строительстве. Одновременно с церковью была построена звонница — двухъярусная, в виде башни-стены с проемами для колоколов* По своим архитектурным формам она близка к древним звонницам Новгорода и Пскова.
В начале XVII в. усадьба сильно пострадала от поляков. Здесь стоял штаб Лжедмитрия I, здесь же останавливалась Марина Мнишек. Через Б. Вяземы проходило войско вождя крестьянского восстания Ивана Болотникова.
В 1694 I. Петр I подарил Б. Вяземы своему дядьке Б. А. Голицину, потомки которого владели усадьбой до 1917 г. В 1794 г. здесь был построен для Голицына дворец, сохранившийся до наших дней.
В 1812 г. после Бородинского сражения через Б. Вяземы проходила русская армия по пути к Москве, затем останавливался Наполеон. У церкви — могила Николая Пушкина, брата поэта. Сам поэт еще ребенком не раз бывал в Больших Вяземах. Хозяйка голицынской усадьбы княгиня Наталья Петровна Голицына послужила для А. С. Пушкина прототипом для знаменитой «Пиковой дамы». В 1834г. Пушкин записывает в дневник «Моя «Пиковая дама» в большой моде. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Наталией Петровной».
Вблизи Б. Вязем — большие залежи глины, благодаря чему здесь издавна развито производство кирпича. Ныне в Б. Вяземах работает большой кирпичный завод. Здесь же с начала XIX в. развито производство художественной плетеной мебели.
В Голицыне в 1938 г. жил возвратившийся из эмиграции писатель А. Куприн.
В Б. Вяземах бывал у своего брата Н. М. Пржевальский, в Голицыне жил А. Гайдар]
11. Село Покровское-Засекино (15 км к югу от Звенигорода)
Покровское-Засекино — древнее село, известное еще с XVI в. С 1785 г. село находилось во владении отца писателя-революционера А. И. Герцена, И. А. Яковлева и дяди Герцена Л. А. Яковлева. Герцен часто посещал Покровское-Засекино еще в детстве, с 1821 г. несколько лет подряд проводил летние месяцы. Здесь он жил в 1843—44 г. г. по возвращении из новгородской ссылки. Эти два года, проведенные в Покровском-Засекине, имели большое значение в формировании социально-политических взглядов Герцена. Он изучает передовые философские и исторические произведения, начинает работу над «Письмами об изучении природы». Два первых письма — «Эмпирия и идеализм» и «Наука и природа» написана им в Покровском.. Эти произведения высоко оцепил В. И. Ленин, сказав, что в них Герцен «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своею времени».
Сюда, в Покровское-Засекино, приезжали к Герцену его друзья — историк Грановский, известный артист Щепкин, врач Боткин, переводчик Шекспира Кетчер. Приезжал сюда в 1843 г. и В. Г. Белинский.
В Покровском сохранился дом Герцена. В нем помещается школа. На доме установлена мемориальная доска. В «Былом и думах» Герцен с большой теплотой вспоминает о жизни в Покровском: «Каждая безделица в этом доме напоминает мне.меня в различные эпохи моей жизни».
12. Село Перхушково (ок. 20 км к юго-вост. от Звенигорода), ж. д. остановка Здравница
Перхушково — древнее село, в старину именовавшееся Покровское-Перхушково. В XVI в. село принадлежало Марии Нагой, жене Ивана Грозного, в XVII—XVIII в. в. князьям Черкасским, с 1766 г,—Яковлевым, родственникам писателя-революционера А. И. Герцена. Здесь, в сохранившимся до наших дней двухэтажном доме с колоннами у шоссе, неоднократно бывал Герцен в разные периоды своей жизни. В детстве он заезжает сюда к родственникам, позднее, в 1830 и 1838 г. был проездом в Покровское-Засекино. «Запущенный барский дом стоял на большой дороге, окруженный плоскими безотрадными полями, но мне и эта пыльная даль очень нравилась». — вспоминает Герцен в «Былом и думах». В этом доме, еще в детстве прозванном Герценым «Замком Ратклиф» за свой мрачный вид, писатель-революционер в августе 1830 г. впервые услышал об июльской революции во Франции.
Перхушково упоминается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Здесь Пьер Безухов, едучи к Бородину, меняет лошадей и ему рассказывают о канонаде, доносившейся с Бородинского поля. В Перхушкове в 1812 г. останавливался Кутузов и позднее — Наполеон
13. Село Успенское (17 км к востоку от Звенигорода)
Успенское — древнее село, по историческим источникам известно с XIV в. под названием село Вяземское. В 1,5 км к юго-востоку от Успенского,—древнее городище, служившее поселением человека с первых веков н. э. до XII—XIII в. в.
В 1892 и 1897 годах здесь проводил лето замечательный певец русской природы художник И. И. Левитан. Местность близ Успенского исключительно красива: крутой берег реки, золотистые пески, сосновый лес. Здесь Исаак Ильич создает ряд этюдов.
В 1897 году недолго был в Успенском и Чехов, приехавший по приглашению Левитана. «На днях был в имении миллионера Морозова; дом, как Ватикан, лакеи в белых пикейных жилетах с золотыми цепями на животах, мебель безвкусная, вина от Леве, у хозяина никакого выражения на лице — и я сбежал», — пишет в одном из писем А. П Чехов.
Недалеко от Успенского, в Горках жил в последние годы жизни великий пролетарский писатель, основоположник советской литературы Алексей Максимович Горький.
Он умер здесь, в Горках 18 июня 1936 года, став жертвой подлого заговора земных сил международной реакции. Алексей Максимович очень любил Горки — большой светлый дом с колоннами, где он жил, откуда открывается прекрасный вид на долину реки Москвы, на луга и леса, уходящие вдаль, беседку у самого обрыва к реке, где он подолгу сидел, старый парк, в котором он часто гулял и собирал грибы. Этот живописный уголок напоминал Горькому, по его словам, его родные волжские и окские просторы.
Дни, проведенные Алексеем Максимовичем в Горках, отмечены напряженным творческим трудом. Здесь он работал над четвертой книгой своей замечательной эпопеи, «Жизнь Клима Самгина», так и оставшейся неоконченной и над известной пьесой «Егор Булычев и другие».
В эти годы Горький ведет огромную работу по воспитанию молодого поколения советских писателей.
Ряд статей по вопросам советской литературы написан им в Горках. Здесь же было проведено несколько заседаний советских писателей.
В Горках неоднократно навещали Горького виднейшие деятели Коммунистической партии и правительства.
В Горки к Алексею Максимовичу приезжали делегации молодых писателей, художников, работников кино. В 1935 г. к нему приезжал в Горки замечательный французский писатель-гуманист Ромэн Роллан. О жизни и работе в Горках великого писателя напоминает мемориальная доска у входа в дом со скромной надписью: «Здесь жил и умер А. М. Горький. 1931—1936 г. г.».
Вблизи Успенскою—поселок работников науки и искусства — Николина Гора. Здесь жили В. В. Вересаев, один из талантливейших русских писателей — реалистов, Новиков-Прибой, артисты В. И. Качалов, А. В. Нежданова и многие другие.
В Успенском в настоящее время — образцовый конный завод № 1, выращивающий орловских рысаков.
14. Село Уборы (19 км к востоку от Звенигорода)
Древнее село Уборы, известное с 1504 г. под названием «Луг Изборск», знаменито замечательнейшим памятником архитектуры конца XVII в. — церковью Спаса. Этот храм является одним из лучших образцов так называемого «русского барокко» — чрезвычайно своеобразного художественного направления, которым завершилось бурное развитие русской архитектуры XVII в. Церковь окончена постройкой в 1697 г. Строителем ее был выдающийся зодчий конца XVII— нач. XVIII в. в. крепостной окольничьего Татищева Яков Григорьевич Бухвостов, автор многих замечательных сооружений своего времени.
Бухвостов, строивший церковь в Уборах по заказу боярина Шереметьева (Уборы были его вотчиной), не успел в срок сдать заказ. За это «Приказ каменных дел» приказал зодчего «бить кнутом нещадно», и только заступничество самого заказчика Шереметьева спасло крепостного архитектора от унизительного наказания.
План уборской церкви напоминает цветок с четырьмя лепестками. Здание представляет собой трехъярусную постройку—четверик с двумя восьмериками. Фасад украшен узорчатыми витыми колонками и множеством оконных и дверных проемов.
Вокруг церкви — открытая галерея («гульбище») с пологими сходами лестниц. Внешность храма чарует изящностью декоративной обработки, кружевом каменной резьбы. Его нарядную пышность особенно подчеркивает изысканное сочетание белого с красным в окраске фасадов: белого цвета белокаменных резных украшений и красного цвета кирпича, из которого сложен памятник.
В Уборах — большое, теплично-парниковое хозяйство, промколхоза им. Андреева, построенное в 1953 году.
Опубликовано:


