Развитие климатической политики России 2025–2026

Приоритеты климатической политики России на 2025–2026 гг.: адаптация, энергоэффективность и развитие углеродного рынка. Как глобальные вызовы открывают новые возможности для экономики и международного сотрудничества в рамках БРИКС и ЕАЭС.

Развитие климатической политики России

Развитие российской национальной климатической политики в 2025–2026 годах

Рекомендации по развитию национальной климатической политики на 2025–2026 годы

Климатическая политика представляет собой важный фактор, создающий как серьезные вызовы, так и новые возможности для экономики России. Физические изменения климата при грамотной и сбалансированной адаптационной политике могут оказаться в целом благоприятными для страны. Однако долгосрочным риском остается глобальный энергетический переход и сопутствующие ему политико-экономические меры.

В условиях текущей геополитической обстановки и определенного застоя в международном климатическом сотрудничестве в рамках Парижского соглашения и РКИК ООН, в 2025 году крайне важна тщательная оценка мер углеродного регулирования. Необходим глубокий анализ их потенциальных последствий, опора на научные данные и активное продвижение на международной арене позиций, соответствующих долгосрочным национальным интересам России.

Интенсификация действий в сфере планирования адаптации к изменениям климата

Адаптация к климатическим изменениям должна быть определена в качестве одного из ключевых приоритетов государственной политики.

Крайне важно органично интегрировать адаптационные меры в систему стратегического планирования социально-экономического развития России. Целесообразно создать и внедрить систему Ключевых показателей эффективности (KPI), которая четко определит направления работы и позволит отслеживать прогресс в достижении поставленных целей.

Необходимо обеспечить высокое качество адаптационных планов для отраслей и регионов. Анализ последних лет выявил ключевые проблемы: (а) недостаточное понимание тематики адаптации в региональных органах исполнительной власти; (б) дефицит и высокая текучесть кадров в профильных департаментах; (в) отсутствие целевого финансирования адаптационных мероприятий. Решение этих проблем является критическим для дальнейшего прогресса. Полезным может быть организация независимой экспертизы разрабатываемых и актуализируемых планов.

В настоящее время нормативные документы и практическая работа в основном сфокусированы на климатически уязвимых объектах, находящихся в федеральной и региональной собственности. Требуется расширить сферу регулирования, включив в нее основные фонды коммерческих организаций, поскольку именно они составляют большую часть активов, подверженных климатическим рискам.

Национальное углеродное регулирование – приоритет энергоэффективности

В 2025 году должна быть разработана новая государственная программа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на период до 2035 года (ГПЭЭ-2035).

Повышение энергоэффективности, по мнению большинства международных экспертов, является одним из самых экономически выгодных способов сокращения выбросов парниковых газов (ПГ).

ГПЭЭ-2035 имеет стратегическое значение, так как она задаст параметры низкоуглеродного развития российской экономики. Программа определит набор инструментов и мер, направленных на сокращение нетто-выбросов страны, и установит целевые показатели по эмиссии ПГ в разрезе секторов экономики до 2035 года.

При разработке ГПЭЭ-2035, особенно при установлении целевых показателей, необходимо увязать цели по снижению нетто-эмиссии с задачами экономического роста, обозначенными в «майских» указах Президента (в частности, обеспечение темпов роста не ниже среднемировых), а также с показателями отраслевых стратегий планирования для крупных эмитентов, таких как ТЭК, промышленность, строительство и ЖКХ.

Такой подход требует четкого определения приоритетных мер по снижению выбросов, отдавая предпочтение тем из них, которые обладают наибольшей эффективностью для экономики и дополнительными положительными эффектами для качества жизни. К таким мерам относятся: интенсивная борьба с лесными пожарами и незаконными рубками, повышение энергоэффективности в зданиях и на производстве, сокращение фугтальных выбросов в ТЭК и рост захоронения отходов, а также совершенствование данных о поглотительной способности российских экосистем. Ключевым принципом отбора мероприятий для ГПЭЭ-2035 должно быть обеспечение максимального сокращения нетто-эмиссии при наименьших удельных затратах.

Развитие национального углеродного рынка и отрасли климатических проектов

Россия обладает значительным потенциалом для реализации эффективных (относительно недорогих по сравнению с ВИЭ и с доказанным эффектом) климатических проектов, который эксперты оценивают не менее чем в 800–900 млн т СО₂-экв. в год. При масштабном вовлечении потенциала природных экосистем (бореальные леса, луга, тундра, прибрежные зоны) этот показатель может достигать 2–3 млрд т СО₂-экв., что существенно превышает текущие объемы национальных выбросов ПГ.

Результаты таких проектов – углеродные единицы – должны стать активным инструментом как для внутреннего использования компаниями для выполнения своих обязательств, так и для экспорта в те государства, где покупка единиц окажется экономически более выгодной, чем самостоятельное сокращение выбросов.

Для стимулирования развития отрасли климатических проектов, в том числе несущих дополнительные выгоды для биоразнообразия и адаптации, рекомендуется:

  • Создать многомерную систему государственной поддержки для компаний, реализующих климатические проекты и проекты по снижению углеродного следа. Это включает в себя совершенствование существующих инструментов (например, КППК, СЗПК, СПИК, поддержка внедрения НДТ) и введение налоговых льгот (например, вычет по налогу на прибыль на часть расходов проекта, освобождение от платы за недра для хранения СО₂).
  • Содействовать реализации климатических проектов в природных экосистемах, в том числе путем разработки бесплатных баз данных и стандартизированных базовых линий для наиболее распространенных в России экосистем (бореальные леса, водно-болотные угодья, многолетняя мерзлота и др.).

Развитие международного сотрудничества

В настоящее время становится очевидным, что Парижское соглашение – краеугольный камень международной климатической архитектуры – переживает кризис. Во-первых, предпринимаемых странами мер недостаточно для стабилизации температуры и предотвращения опасных последствий изменения климата. Глобальная оценка 2023 года (СОР28) показала, что текущих обязательств недостаточно для ограничения потепления 1,5°C к 2030 году. Во-вторых, существует огромный разрыв в климатическом финансировании – не менее 5 триллионов долларов США ежегодно, что подрывает способность развивающихся стран выполнять свои обязательства и усиливает напряженность между развитыми и развивающимися странами.

Кроме того, климатическая повестка все чаще используется как предлог для введения торговых барьеров и протекционистских мер, таких как CBAM.

Этот кризис открывает возможность для пересмотра неэффективных подходов и продвижения решений, которые повысят результативность климатических соглашений, не разрушая их основ. России целесообразно занять активную позицию в международных переговорах, поддерживая формирование более эффективных и справедливых механизмов и продвигая собственные долгосрочные интересы. Для этого необходимо консолидировать усилия с партнерами из БРИКС, ЕАЭС, стран Глобального Юга и другими союзниками на площадках РКИК ООН, ВТО и в двусторонних форматах.

Совершенствование подходов к климатическому целеполаганию на глобальном уровне

При разработке новых определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ) на 2035 год и последующие периоды стоит рассмотреть установление климатических обязательств через показатель углеродных бюджетов – накопленных нетто-выбросов ПГ на душу населения.

Такой подход освободит развивающиеся страны с низкими душевыми выбросами от необходимости ограничивать потребление топлива и экономический рост. В то же время развитые страны, внесшие наибольший исторический вклад в глобальные выбросы, будут инвестировать в покупку углеродных единиц у развивающихся стран.

Целесообразно продвигать в кооперации с партнерами, особенно с Глобального Юга, концепцию углеродных бюджетов. Первым шагом может стать установление ОНУВ в метрике накопленных выбросов за период с 1990 года до целевого года (кумулятивный ОНУВ). Это позволит России продемонстрировать свой лидерский вклад в достижение климатических целей и продвижение более справедливой глобальной политики.

Развитие глобального рынка углеродных единиц

Формирование единого мирового рынка углеродных единиц, куда можно было бы поставлять результаты климатических проектов, превышающие национальные обязательства, позволило бы России реализовать свой огромный потенциал, включая проекты в природных экосистемах.

Для содействия развитию этого рынка и созданию единой инфраструктуры в рамках Статьи 6 Парижского соглашения необходимо сотрудничать со странами, которые:

  • Являются производителями ископаемого топлива.
  • Заинтересованы в индустриальном развитии через переработку ресурсов и создание добавленной стоимости.
  • Обладают значительным потенциалом для сокращения нетто-эмиссии и реализации климатических проектов.

В частности, рекомендуется совместно с заинтересованными странами активизировать работу по операционализации Статьи 6.4 о создании глобального углеродного рынка, а также вести переговоры о двусторонних соглашениях в рамках Статьи 6.2 с перспективными партнерами (БРИКС, ЕАЭС, страны Персидского залива). Также важно сближать подходы к реализации климатических проектов и гармонизировать стандарты, методологии и элементы рыночной инфраструктуры.

Развитие климатического сотрудничества в рамках БРИКС

На страны БРИКС приходится около 38% мировых нетто-выбросов ПГ, 20% глобальных обязательств по их сокращению и треть мирового потенциала климатических проектов. Потенциал сотрудничества в этой сфере огромен, включая сближение позиций по ключевым вопросам, таким как механизмы Статьи 6 Парижского соглашения и развитие торговли углеродными единицами внутри объединения.

В 2024 году, во время председательства России в БРИКС, климатическая политика была одним из приоритетов. Были учреждены Контактная группа по вопросам изменения климата, принято решение о создании общей Платформы климатических исследований и утверждена Рамочная основа по сотрудничеству в этой области.

Перспективным направлением является создание единого добровольного углеродного рынка БРИКС. Объединив потенциалы и наладив межстрановую торговлю сокращениями выбросов, страны БРИКС смогут выполнять свои климатические обязательства наиболее эффективным и дешевым способом, без ущерба для экономического роста.

Для этого требуется развитие общей инфраструктуры: единые методологии, стандарты, принципы реализации проектов, общие органы валидации, учета и аккредитации. Поскольку отдельные элементы такой инфраструктуры уже существуют в странах БРИКС, целесообразно объединить усилия для координации наработок и лучших практик.

Ключевым элементом общего рынка может стать единый реестр углеродных единиц БРИКС. Он позволит признавать климатические проекты, реализованные в одной стране, на всей территории блока и свободно обращаться их результатами внутри пространства БРИКС, в том числе для выполнения национальных целей. Для его создания необходимо сформировать:

  • Физическую инфраструктуру реестра.
  • Единообразные методологии для типовых проектов, включая проекты в природных экосистемах.
  • Совместно аккредитованных верификаторов и валидаторов.

Рекомендуется продолжить работу по формированию единого рынка в 2025 году под председательством Бразилии, включая взаимное признание подходов, стандартов и создание единого реестра.

Другие направления климатической дипломатии России

  • ВТО. На площадке ВТО следует координировать действия со странами, разделяющими позицию России о недопустимости использования климатической повестки для введения торговых барьеров. Необходимо продвигать учет результатов климатических проектов в рамках трансграничных механизмов регулирования (например, CBAM), чтобы не допустить создания искусственных преференций для национальных производителей.
  • ЕАЭС. На пространстве ЕАЭС возможна гармонизация подходов к климатической повестке. Этот процесс может включать взаимное признание результатов климатических проектов, свободную торговлю ими внутри Союза, синхронизацию моделей национального углеродного регулирования (включая зачет углеродных единиц) и продвижение консолидированной позиции ЕАЭС по вопросам международного климатического регулирования.

Поддержка научных исследований и их использование в целях национальной климатической политики

Осенью 2024 года были подведены итоги первого этапа Важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИП ГЗ) «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ». В ходе его реализации были значительно усовершенствованы данные о поглощении ПГ российскими экосистемами и уточнены отраслевые коэффициенты выбросов. Эти уточнения привели к существенному сокращению расчетных нетто-выбросов страны, облегчив достижение национальных и международных климатических целей.

В настоящее время финансирование проекта приостановлено.

Учитывая высокую результативность проекта, в том числе значительную бюджетную и экономическую эффективность (экономия на ненужных мерах декарбонизации оценивается в триллионы рублей), рекомендуется продолжить реализацию ВИП ГЗ, запустив его второй этап на период 2025–2030 годов и обеспечив целевое финансирование научных коллективов.

При этом целесообразно включить в задачи проекта следующие направления:

  • Уточнение данных и методик измерения поглощения углерода управляемыми природными экосистемами России.
  • Разработка национальных коэффициентов выбросов ПГ для всех секторов экономики.
  • Научное обоснование целевых показателей для документов стратегического планирования в области климата.
  • Исследование выбросов ПГ, связанных с таянием наземной и подводной многолетней мерзлоты.
  • Обеспечение международного признания российских научных разработок.
  • Поддержка трансграничного научного сотрудничества с дружественными странами, включая БРИКС.
  • Анализ потенциала агролесоводства и лесоклиматических проектов на землях сельскохозяйственного назначения.

Важные определения

Национальное углеродное регулирование — система государственных мер и инструментов, направленных на учёт и сокращение выбросов парниковых газов внутри страны.

Климатические проекты — деятельность, направленная на снижение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов (например, лесовосстановление, внедрение энергоэффективных технологий). Результатом таких проектов являются углеродные единицы.

Углеродные единицы — торговые единицы, каждая из которых представляет собой сокращение или поглощение одной тонны CO₂-эквивалента. Могут использоваться для выполнения внутренних обязательств или продажи на международном рынке.

Углеродный бюджет — предлагаемый подход к установлению климатических обязательств, основанный на учёте накопленных выбросов парниковых газов на душу населения. Это более справедливый принцип, позволяющий развивающимся странам сохранять экономический рост.

ОНУВ (Определяемый на национальном уровне вклад) — обязательства каждой страны-участницы Парижского соглашения по снижению выбросов парниковых газов.

ГПЭЭ-2035 — новая Государственная программа в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2035 года, которая станет ключевым документом низкоэмиссионного развития России.

Адаптация к изменениям климата — комплекс мер, направленных на снижение уязвимости экономики, населения и природных систем к негативным последствиям изменения климата.

Опубликовано: