Ракета «Корона»: Обзор ответа SpaceX
Российская многоразовая ракета «Корона»: одноступенчатая система с вертикальной посадкой. История с 1992 года, планы на 2026, возможности возврата грузов с орбиты и межконтинентальных перелётов. Технические характеристики и перспективы проекта.
🚀 Обзор ракеты «Корона»: российский ответ SpaceX или несбывшаяся мечта?
В современной космонавтике многоразовость стала не просто трендом, а необходимостью. На фоне оглушительного успеха компании SpaceX с ее ракетами Falcon 9, способными возвращать первую ступень, космические агентства и корпорации по всему миру ищут свои пути снижения стоимости выведения грузов в космос.
Россия, долгое время державшаяся за проверенные, но устаревающие одноразовые носители, также ведет разработки в этой области. Самый амбициозный и концептуально смелый из них — проект полностью многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя «Корона».
Концепция — Прорыв через простоту
Тезис 1: «Корона» — это проект полностью многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя, что является одной из самых сложных, но и самых желанных целей в современной космонавтике.
✅ В отличие от ракеты Falcon 9 Илона Маска, у которой две ступени, «Корона» задумана как одноступенчатая система (Single-Stage-To-Orbit, SSTO).
Это означает, что она должна достигать орбитальной скорости и возвращаться обратно, не сбрасывая никаких элементов. Такой подход сулит революционное снижение затрат, но сопряжен с огромными технологическими трудностями.
Тезис 2: Ключевая особенность — вертикальный взлет и посадка (VTVL) без использования отделяемых ступеней. Это кардинально отличает ее от Falcon 9, у которой две ступени, и делает концепцию более революционной.
Сразу стоит сказать, что еще никто не реализовывал этот принцип на практике. Один из самых известных представителей данного направления – американская McDonnell Douglas DC-X, которая так и осталась в качестве прототипа. «Корона» должна взлетать и садиться на взлетно-посадочные амортизаторы, используя одну и ту же площадку.
Исторический путь: от 90-х до наших дней
Тезис 3: Разработка ведется с 1992 года с переменным успехом. Проект пережил заморозку из-за отсутствия финансирования (2012) и был возрожден как ответ на успехи SpaceX.
История «Короны» — это история надежд, забвения и попыток возрождения.
➡️ 1992-2012: Начало разработки в ОАО «ГРЦ Макеева». Проект активно прорабатывался, но «ресурсов еще на один носитель ни в 1990-е, ни в 2000-е не нашлось, поэтому в 2012 году разработку заморозили».
➡️ 2015-2017: Успехи SpaceX заставили вернуться к проекту. «Видимо, свою роль сыграли первые успехи Илона Маска. Еще в 2015-м инженеры ГРЦ Макеева в инициативном порядке провели проектно-конструкторские работы».
➡️ Современный этап: В 2023 году начались новые научно-исследовательские работы (НИР). «Роскосмос» объявил, что опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию ракеты должны стартовать в 2026 году.
Технический портрет и ТТХ
Тактико-технические характеристики (ТТХ) «Короны» (по последним данным)
| Параметр | Значение |
|---|---|
| Тип | Одноступенчатая, многоразовая |
| Высота | ~42,15 м |
| Стартовая масса | 302–315 т |
| Полезная нагрузка (НОО) | 5,5 т (однопусковая схема), 10,6 т (двухпусковая) |
| Топливо | Кислород / Водород (жидкие) |
| Степень многоразовости | До 100 полетов |
| Подготовка к пуску | ~24 часа |
Тезис 4: Главное преимущество — потенциально крайне низкая стоимость выведения грузов на орбиту за счет 100%-й многоразовости.
«В Центре имени Макеева подсчитали, что летные испытания и опытная эксплуатация ракеты обошлись бы менее чем в два миллиарда долларов». Для сравнения, разработка «Ангары» оценивалась в 5,3 млрд долларов.
Тезис 5: Ракета обладает уникальной возможностью не только выводить, но и возвращать грузы с орбиты.
«Особенностью компоновки является конусообразный корпус РН и расположение отсека ПН в центральной части». Это позволяет «забирать объекты с орбиты, проводить ремонт или дозаправку».
Тезис 6: Одна из заявленных функций — совершение межконтинентальных перелетов.
«Ракета будет осуществлять межконтинентальные перелеты по схеме «точка — точка», то есть доставлять грузы или людей из одной точки планеты в другую за считанные минуты».
Вызовы и риски
Тезис 7: Технически «Корона» сталкивается с колоссальными вызовами: высочайшие нагрузки при посадке, необходимость в новых материалах и создание высокоэффективного двигателя.
«На практике же носитель после старта столкнется с чересчур большими нагрузками, кроме того, цена научно-исследовательских работ в этом направлении будет несравнимо выше». Двигатель — внешнего расширения с центральным телом — является новой сложной разработкой НПО «Энергомаш».
Тезис 8: Проект считается высокорисковым и дорогим.
Тезис 9: На текущий момент «Корона» существует лишь на бумаге и в виде проектных проработок.
«В завершение хочется сказать, что пока российские многоразовые технологии существуют исключительно на бумаге и в будущем времени. Сегодня нет ни готовых изделий, ни прототипов, ни даже четких сроков испытаний таких ракет»
Тезис 10: «Корона» — не единственный российский проект многоразовой ракеты.
В стране параллельно разрабатывается «Крыло-СВ» с посадкой «по-самолетному» и метановый «Союз-СПГ». Это создает внутреннюю конкуренцию за ресурсы и внимание.
Тезис 11: Разработчик — ГРЦ им. Макеева — не имеет опыта создания орбитальных ракет-носителей.
«Де-факто Государственный ракетный центр имени Макеева никогда не создавал с нуля полноценных космических ракет, хотя в числе его разработок есть успешные боевые комплексы». Это добавляет проекту неопределенности.
Заключение: Будущее «Короны»
Тезис 12: Несмотря на все сложности, «Корона» остается символом технологических амбиций России и попыткой совершить качественный скачок в ракетостроении.
«Корона» — это не просто попытка скопировать успех SpaceX, а дерзкая попытка превзойти его, реализовав более сложную, но и потенциально более выгодную одноступенчатую схему. Успех этого проекта зависит от трех ключевых факторов:
- долгосрочного и значительного финансирования,
- прорыва в технологиях и
- сильной политической воли.
«В целом «Корона» не выглядит как первая российская многоразовая ракета. Это слишком рискованный и потенциально крайне дорогой проект», — заключает автор. Однако, если России удастся воплотить эту мечту в реальность, это станет настоящей космической революцией. Если же нет, «Корона» останется в истории как один из самых смелых и недостигнутых проектов отечественной космонавтики.
Опубликовано:


