Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге

Ярким примером успешного применения региональной модели ГЧП в России стал проект по созданию и эксплуатации платной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в Санкт-Петербурге.

Доклад ВТБ автодороги Петербург

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является мощным инструментом для реализации масштабных инфраструктурных проектов, которые были бы затруднительны для бюджетного финансирования в одиночку.

Этот проект не только изменил транспортную карту города, но и стал важным прецедентом в практике российского партнерства власти и бизнеса.

Уникальность проекта и участники соглашения

Особенность ЗСД заключается в том, что он был запущен на основе регионального законодательства Санкт-Петербурга о ГЧП, что выделяет его из общей федеральной статистики. В декабре 2011 года было подписано 30-летнее концессионное соглашение между правительством Санкт-Петербурга, ООО «Магистраль Северной столицы» (дочерняя компания международного консорциума с участием VTB Infrastructure Portfolio и «Газпромбанка») и АО «ЭСД».

По условиям сделки частный инвестор взял на себя обязательства по финансированию и строительству самого сложного и дорогого участка трассы — Центрального, включавшего масштабные мостовые переходы через Финский залив и р. Неву. Его протяженность составила 11,7 км. Уже в 2013 и 2014 годах «Магистрали Северной столицы» были переданы готовые Северный и Южный участки, построенные за счет городского бюджета.

Масштабы и стоимость

Общая протяженность Западного скоростного диаметра составила 46,6 км, из которых 26,7 км пришлось на искусственные сооружения — мосты, эстакады и тоннели. Общий объем инвестиций в создание магистрали достиг 212,7 млрд рублей, причем на строительство Центрального участка было потрачено более 120 млрд рублей. На сегодняшний день трасса включает 13 транспортных развязок, интегрирующих ее в основную дорожную сеть мегаполиса.

Торжественный пуск движения по всей магистрали состоялся в декабре 2016 года, а в последующие годы была проведена поэтапная работа по вводу всех запланированных развязок.

Комплексный эффект для города

Реализация проекта ЗСД оказала многогранное положительное влияние на развитие Санкт-Петербурга:

1️⃣ Транспортная связность: Магистраль кардинально решила проблему «север-юг», обеспечив беспересадочный скоростной проезд через весь город, минуя перегруженный исторический центр. Это позволило значительно разгрузить основные городские артерии и сократить время в пути.

2️⃣ Инвестиционная привлекательность: Территории, прилегающие к трассе, стали высокопривлекательными для девелоперов. Это дало толчок к запуску новых крупных проектов жилой и коммерческой недвижимости, таких как жилые комплексы в районе Шушары и Колпино, а также логистические парки.

3️⃣ Экономический и бюджетный эффект: Проект создал тысячи рабочих мест как на этапе строительства, так и в ходе эксплуатации. Рост деловой активности и стоимости земли вдоль магистрали привел к увеличению налоговых поступлений в городской бюджет.

4️⃣ Экология: Разгрузив центральные улицы, ЗСД способствовал снижению заторов и, как следствие, уменьшил объем вредных выбросов в атмосферу в жилых зонах.

Наследие и дальнейшее развитие ГЧП

Накопленный в ходе реализации ЗСД бесценный опыт по разработке и совершенствованию концессионных соглашений стал эталоном для последующих российских проектов. Интересно, что после завершения этого мегапроема в Санкт-Петербурге новые проекты такого масштаба на основе регионального законодательства больше не запускались.

Эксперты связывают это с тем, что фокус сместился на федеральный уровень, где была создана более унифицированная и проработанная правовая база для сложных ГЧП-проектов.

Тем не менее, Западный скоростной диаметр остается одним из крупнейших и наиболее успешных примеров государственно-частного партнерства в дорожной отрасли России, наглядно демонстрирующим, как эффективное взаимодействие власти и бизнеса может привести к созданию инфраструктурного объекта национального масштаба, меняющего к лучшему жизнь целого мегаполиса.

Опубликовано: