Беспилотные грузовики на М-11 и ЦКАД

Минтранс продлил эксперимент с беспилотными грузовиками до 2028 года. Теперь разрешены перевозки без водителя в кабине. 90 грузовиков уже проехали 9,5 млн км по М-11 и ЦКАД. В 2027 году планируется полный запуск технологии.

Беспилотные грузовики на М-11 и ЦКАД

Полностью беспилотные грузовики допущены к эксплуатации на магистралях М-11 и ЦКАД

Стратегический проект Минтранса «Беспилотные логистические коридоры», который уже два года работает на дорогах общего пользования, выходит на новый уровень благодаря значительным регуляторным и технологическим изменениям.

Правовая основа: эксперимент продлен и расширен

Ключевым драйвером развития беспилотных перевозок является экспериментальный правовой режим (ЭПР). Правительство РФ продлило его действие до 12 ноября 2028 года, что дает бизнесу и регуляторам долгосрочную перспективу для планирования.

Важнейшим нововведением стало расширение категорий допущенных к перевозкам транспортных средств. Теперь в рамках ЭПР можно эксплуатировать высокоавтоматизированные транспортные средства (ВАТС) не только с водителем в кабине (1 категория), но и полностью автономные машины без водителя (2 категория).

География эксперимента также значительно выросла. К нему присоединились Республика Башкортостан, Пермский край и Свердловская область. Таким, в эксперименте теперь задействованы 13 регионов России.

Планы по запуску и расширению маршрутов

Беспилотные грузовики уже стали частью дорожного ландшафта на ключевых магистралях страны:

1️⃣ Движение по трассе М-11 «Нева» было запущено летом 2023 года.

2️⃣ В 2024 году его расширили на Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД).

3️⃣ В 2025 году запланирован запуск перевозок по трассе М-12 «Восток» на участке до Казани.

4️⃣ В 2026 году движение беспилотных грузовиков начнется по всей трассе М-12 «Восток».

Следующий шаг: Федеральный закон о ВАТС

Для полномасштабного внедрения беспилотников Минтранс совместно с Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» ведет работу над федеральным законом «О высокоавтоматизированных транспортных средствах».

Внесение законопроекта в Правительство запланировано на I квартал 2026 года, а его принятие позволит запустить автомобили без водителя в правовом поле уже в 2027 году. Основная задача закона – четко определить правила работы и ответственность всех участников рынка, создав прогнозируемую регуляторную среду.

Участники и технологии

В проекте участвуют ведущие российские компании-перевозчики и ритейлеры, включая «ПЭК», «Национальный перевозчик», Х5 («Агро-Авто»), «Магнит» и «Газпромнефть-Снабжение». Регулярные перевозки осуществляются на беспилотных грузовиках двух производителей – КАМАЗ и Navio.

Экономический и технологический эффект

Развитие беспилотных грузоперевозок решает несколько стратегических задач:

  • Сокращение дефицита водителей кадров.
  • Повышение безопасности на дорогах за счет исключения человеческого фактора.
  • Снижение логистических издержек.
  • Развитие отечественных технологий и обеспечение технологической независимости.

Важные цифры и факты

13 регионов – география действия экспериментального правового режима.

90 грузовиков – количество беспилотных машин, уже работающих на трассах.

9,5 млн км – общий пробег беспилотного парка на текущий момент.

>7 млн км – пробег в автономном режиме только грузовиков Navio (по состоянию на июнь 2023).

До 100 грузовиков планируется выпустить на трассы в 2025 году.

12 ноября 2028 года – дата, до которой продлен эксперимент.

2027 год – целевой год для запуска машин без водителя в правовом поле после принятия закона.

I квартал 2026 года – план по внесению законопроекта о ВАТС в Правительство РФ.

2 категории ВАТС: с водителем и полностью беспилотные.

Опубликовано: