Тяжёлая САПР для судостроения России
Специалисты Объединенной судостроительной корпорации в сотрудничестве с конструкторским бюро «Алмаз» и группой компаний «СиСофт» ведут разработку отечественной системы автоматизированного проектирования тяжелого класса для судостроительной отрасли.
САПР - это система автоматизированного проектирования
Данный проект призван обеспечить переход российских предприятий на отечественное программное обеспечение и оптимизировать взаимодействие всех участников судостроительного процесса.
Как сообщила в июле 2025 года пресс-служба ЦМКБ «Алмаз», инженеры ОСК, ЦМКБ «Алмаз» и ГК «СиСофт» активно работают над созданием российской судостроительной САПР тяжелого класса. Это направление является ключевым элементом государственной стратегии по модернизации судостроения, которая предусматривает широкое внедрение современных информационных технологий на производстве.
Примеры тяжелых САПР см. ниже.
По словам эксперта конструкторского бюро ОСК «Алмаз» Александра Егорова, новая система позволит отказаться от иностранного программного обеспечения и значительно улучшить координацию между проектными организациями, судостроительными заводами, заказчиками, регулирующими органами и будущими эксплуатантами судов. Работа будет вестись в единой цифровой среде, объединяющей все данные.
САПР представляет собой программный комплекс, состоящий из двух основных модулей: проектирования и управления. Первый отвечает за создание чертежей и схем, второй — за контроль и координацию процессов. Основой тяжелой судостроительной САПР станет информационная модель судна, содержащая полные сведения о конструкции, стоимости компонентов, трудоемкости работ и других ключевых параметрах. Разработка такой системы является важным этапом цифровой трансформации отрасли, конечной целью которой станет полный переход на цифровые технологии на всех этапах жизненного цикла судна — от проектирования до утилизации.
На текущий момент (июль 2025 года) работа над САПР находится на стадии формирования архитектуры. Особое внимание уделяется тестированию программного обеспечения силами конструкторов, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные недочеты.
ЦМКБ «Алмаз» является ведущим российским разработчиком скоростных кораблей, противоминных и патрульных судов, корветов, десантных кораблей на воздушной подушке, а также научно-исследовательских, спасательных и специализированных судов, включая арктические плавучие доки.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) — крупнейший судостроительный холдинг России, объединяющий около 80% всех судостроительных проектов страны. В 2025 году в состав ОСК входят ведущие судостроительные и судоремонтные предприятия, а также проектные бюро. Стратегия корпорации ориентирована на развитие высокорентабельных сегментов, включая строительство буровых платформ, шельфовой техники, судов ледового класса для Арктики, а также военных кораблей нового поколения для ВМФ России. Значительная часть продукции военного назначения поставляется на экспорт.
Группа компаний «СиСофт» специализируется на внедрении комплексных ИТ-решений в области САПР, технологической подготовки производства, документооборота и геоинформационных систем. Компания использует как международные, так и отечественные разработки, включая продукты CSoft Development, Oracle, CEA Technology, Canon, Contex и Oce.
В июле 2025 года Максим Вихлянов, начальник управления цифровой трансформации ОСК, заявил о стратегической важности перехода судостроения на новый технологический уровень. Пресс-служба корпорации опубликовала материал, посвященный ключевым проектам, среди которых — «Судостроительная САПР», «Цифровое судостроительное производство» и «Цифровая инфраструктура». Реализация этих инициатив позволит совершить качественный скачок в развитии отрасли за счет внедрения современных цифровых технологий и единой системы данных.
Проекты предусматривают управление всем циклом создания судов — от проектирования до передачи заказчику — на основе единой информационной модели. Это обеспечит слаженное взаимодействие между предприятиями ОСК, заказчиками, регуляторами и эксплуатантами.
Как подчеркнул Максим Вихлянов, цифровизация судостроения возможна только в рамках комплексной трансформации отрасли, включающей изменения в экономической структуре и новые подходы к созданию добавленной стоимости. Необходим полный переход на цифровые технологии, охватывающий все этапы — от проектирования до утилизации гражданских судов.
ОСК представила стратегию цифровизации, направленную на внедрение технологий информационного моделирования. В планах — создание единой цифровой среды для всех участников жизненного цикла судна, основанной на консолидированных данных.
Примеры тяжелых САПР
1. Судостроительные САПР тяжелого класса
FORAN (SENER, Испания)
Применение: Проектирование военных и гражданских судов, подводных лодок, оффшорных платформ.
Особенности:
- Полный цикл проектирования (от концепции до строительства).
- Интеграция с ERP-системами и CAE-инструментами.
- Используется в ВМС США, Испании, Южной Кореи.
Аналоги в России: Разрабатываемая ОСК/«Алмаз» САПР позиционируется как конкурент FORAN.
AVEVA Marine (AVEVA, Великобритания)
Применение: Судостроение, морские сооружения.
Особенности:
- Наследник системы Tribon (шведская САПР, купленная AVEVA).
- Поддержка 3D-моделирования, расчетов прочности, управления данными.
- Используется в Daewoo Shipbuilding, Hyundai Heavy Industries.
NAPA (Финляндия)
Применение: Проектирование корпусов, расчет остойчивости, оптимизация.
Особенности:
- Фокус на гидродинамику и безопасность.
- Интеграция с AutoCAD и другими CAD-системами.
2. Универсальные тяжелые САПР (используются и в судостроении)
CATIA (Dassault Systèmes, Франция)
Применение: Авиация, автостроение, кораблестроение (например, проекты ВМС Франции).
Особенности:
- Модуль CATIA Marine для судового проектирования.
- Используется в связке с SIMULIA для расчетов.
Siemens NX (Siemens PLM, Германия/США)
Применение: Сложные инженерные объекты (включая суда и подлодки).
Особенности:
- Интеграция с Teamcenter (PLM-система).
- Пример: применялся в проектировании авианосцев типа «Джеральд Форд».
SolidWorks (Dassault Systèmes, Франция/США)
Применение: Средний и тяжелый класс в машиностроении.
Особенности:
- Менее специализирован для судостроения, но используется для компонентов.
3. Закрытые/военные САПР
США:
- ShipConstructor (AutoDesk + SSI) — популярен в ВМС США, но с 2020-х замещается AVEVA.
- GSC (General Shipbuilder’s CAD) — используется в Huntington Ingalls Industries.
Китай:
- SB3DS (Shanghai Bestway) — аналог FORAN, разработан для CSSC (China State Shipbuilding Corporation).
Ключевые отличия российской разработки
- Импортозамещение: Зарубежные САПР (особенно FORAN и AVEVA) до 2022 года широко применялись в России. Новая система ОСК/«Алмаз» призвана их заменить.
- Акцент на «тяжелый класс»: Поддержка крупных объектов (авианосцы, ледоколы, подлодки), а не только катеров или яхт.
- Интеграция с ГОСТами: В отличие от западных аналогов, российская САПР будет учитывать отечественные стандарты.