ТОП-30 проектов автодорожного рынка России

Рейтинг перспективных проектов автодорожного рынка России с неопределенным подрядчиком. Анализ финансирования: доля государства падает с 97% для мелких проектов до 43% для крупных. Обзор инициатив на 6 лет: с 2025 по 2030 годы.

Автодрожный бизнес Доклад ВТБ

Общий объем топ-30 перспективных проектов автодорожной сферы, строительство которых может стартовать в 2025– 2030 годах после выбора кон-ессионера или подрядчика, по нашей оценке, составляет более 2,76 трлн руб.

Крупнейший перспективный проект — объединенный, его представляют нераспределенные между будущими строителями семь участков автомобильной трассы «Джубга — Сочи», проектирование которой ГК «Автодор» планирует завершить в 2026 году. Один из участков (обход Адлера) уже строится. Предварительная стоимость оставшихся участков — более 1,3 трлн руб.

Из-за наличия такого проекта наибольший объем ожидаемых инвести-ий (порядка 51%; 1,42 трлн руб.) в рамках топ-30 приходится на Южный федеральный округ. В тройку лидеров входят также Приволжский (513,2 млрд руб.; 9 шт.) и СевероЗападный (297,1 млрд руб.; 4 шт.). К этим трем округам относится 80% потен-иальных вложений в перспективные проекты всей страны.

В список не попали перспективные проекты Уральского федерального округа из‑за более низкого предложения на май 2025 года, но это не означает отсутствие активности на его территории. Часть проектов в округе реализуется в кон-ессионном формате или будет запущена с помощью него в ближайшее время (например, ЕКАД), а в рамках госзаказа участки, которые, к примеру, войдут в состав М-12 «Восток», уже распределены среди подрядчиков.

Среди регионов, на чьей территории собираются запускать перспективные проекты, по объему возможных вложений лидируют Краснодарский край (1,38 трлн руб.), Нижегородская область (302,8 млрд руб.), Санкт-Петербург вместе с Ленинградской областью (суммарно 252,1 млрд руб.), Приморский край (132,6 млрд руб.) и Башкирия (130,9 млрд руб.). На эти шесть регионов приходится 79,5% всех вложений.

Перечень проектов

Строительство участков скоростной автодороги «Джубга – Сочи» (за исключением строящегося обхода Адлера)

Регион/федеральный округ: Краснодарский край/ЮФО

Объем инвестиций, млрд руб.: >1300

Протяженность, км: 152,0

Статус: Идет проектирование

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство 1 этапа второй кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2)

Регион/федеральный округ: Санкт-Петербург/СЗФО

Объем инвестиций, млрд руб.: >200

Протяженность, км: 42,0

Статус: Начато проектирование

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство Восточного обхода Нижнего Новгорода

Регион/федеральный округ: Нижегородская область/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 181,3

Протяженность, км: 51,5

Статус: Вероятна концессия

Ожидаемый год ввода: 2031

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД); 1 этап (остров Русский – остров Елены – ул. Казанская)

Регион/федеральный округ: Приморский край/ДФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 88,2

Протяженность, км: 9,7

Статус: Вероятна концессия

Ожидаемый год ввода: 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство Северного обхода Нижнего Новгорода

Регион/федеральный округ: Нижегородская область/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 84,4

Протяженность, км: 39,5

Статус: Обсуждалась концессия

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Низкая


Строительство Южного транзита Новосибирска

Регион/федеральный округ: Новосибирская область/СФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 80,0

Протяженность, км: 26,0

Статус: Вероятна концессия, идет проектирование

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство Южного скоростного периметра Краснодара

Регион/федеральный округ: Краснодарский край/ЮФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 80,0

Протяженность, км: 7,1

Статус: Есть в Генплане города, но проектирование не было

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство мостового перехода через реку Белую в Уфе (в районе Нижегородки до примыкания к автодороге федерального значения Р-240)

Регион/федеральный округ: Башкирия/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 74,5

Протяженность, км: н/д

Статус: Вероятна концессия

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство автомобильного обхода Костромы с мостом через Волгу

Регион/федеральный округ: Костромская область/ЦФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 74,0

Протяженность, км: ~37,0

Статус: Обсуждается концессия

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство другого мостового перехода через реку Белую в Уфе (в створе улицы Интернациональной)

Регион/федеральный округ: Башкирия/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 56,4

Протяженность, км: 14,0

Статус: Вероятна концессия

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство моста через реку Печору в районе села Усть-Уса

Регион/федеральный округ: Коми/СЗФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 45,0

Протяженность, км: 3,1

Статус: Идет анализ со стороны ФДА

Ожидаемый год ввода: 2029

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство автомобильной дороги «Владивосток – Находка – порт Восточный» на участке км 18+500 – км 40+800

Регион/федеральный округ: Приморский край/ДФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 44,4

Протяженность, км: 25,2

Статус: Обсуждалась концессия

Ожидаемый год ввода: 2028

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство третьего моста через Томь в Томске

Регион/федеральный округ: Томская область/СФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 42,0

Протяженность, км: н/д

Статус: Разрабатывается предпроект

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Низкая


Строительство дублера Оренбургского тракта в Казани

Регион/федеральный округ: Татарстан/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 36,5*

Протяженность, км: ~16,5

Статус: Предпроектирование

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство моста через Волгу в Ярославле (Карабулинская развязка)

Регион/федеральный округ: Ярославская область/ЦФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 34,0

Протяженность, км: 8,4

Статус: Идет анализ со стороны ФДА

Ожидаемый год ввода: После 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство путепровода через железнодорожные пути Московского направления, расположенные во Фрунзенском и Невском районах Санкт-Петербурга, в составе строительства продолжения улицы Салова на участке от Софийской улицы до улицы Седова

Регион/федеральный округ: Санкт-Петербург/СЗФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 33,8

Протяженность, км: 1,4

Статус: Строительство отложено за пределы 2030 года

Ожидаемый год ввода: 2036

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Низкая


Строительство Северного обхода Астрахани

Регион/федеральный округ: Астраханская область/ЮФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 33,2

Протяженность, км: 12,6

Статус: Идет проектирование

Ожидаемый год ввода: 2028–2029

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство Северного обхода Махачкалы

Регион/федеральный округ: Дагестан/СКФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 31,1

Протяженность, км: 26,1

Статус: Идет проектирование

Ожидаемый год ввода: 2028

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Реконструкция автомобильной дороги А-370 «Уссури» км 36 – км 59

Регион/федеральный округ: Хабаровский край/ДФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 30,1

Протяженность, км: 23,0

Статус: Финансирование сдвинуто за горизонт плана

Ожидаемый год ввода: 2033

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Низкая


Строительство объездной дороги в Кирове

Регион/федеральный округ: Кировская область/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 27,0

Протяженность, км: 102,6

Статус: Сейчас ведется разработка ГЭО, цена может быть уточнена

Ожидаемый год ввода: 2027

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство автомобильной дороги Р-280 «Новороссия» на участке обхода Мариуполя (I и II этапы)

Регион/федеральный округ: ДНР/не относится к федеральному округу

Объем инвестиций, млрд руб.: 24,5

Протяженность, км: 31,1

Статус: Подготовка к проектированию

Ожидаемый год ввода: 2028

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство обхода городов Балахны и Заволжья в Нижегородской области (2-й пусковой комплекс)

Регион/федеральный округ: Нижегородская область/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 22,7

Протяженность, км: 24,5

Статус: Сильно сдвинуто за горизонт плана

Ожидаемый год ввода: 2036

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Низкая


Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги P-256 «Чуйский тракт» на участке «Новосибирск – Линёво» (3-й этап, км 34 – км 49)

Регион/федеральный округ: Новосибирская область/СФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 20,9

Протяженность, км: 15,9

Статус: Пока проектируют

Ожидаемый год ввода: 2029

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство обхода Борисоглебска

Регион/федеральный округ: Воронежская область/ЦФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 20,1

Протяженность, км: 15,0

Статус: Строительство несколько раз сдвигали

Ожидаемый год ввода: 2029

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство Восточного обхода Грозного

Регион/федеральный округ: Чечня/СКФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 19,2

Протяженность, км: 19,0

Статус: Идет проектирование

Ожидаемый год ввода: 2028

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство обхода Приозерска

Регион/федеральный округ: Ленинградская область/СЗФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 18,3

Протяженность, км: 16,0

Статус: Проектирование состоялось

Ожидаемый год ввода: 2028

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги A-155 на участке км 0+000 – км 5+400

Регион/федеральный округ: Карачаево-Черкесия/СКФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 16,0

Протяженность, км: 7,2

Статус: Строительство смещено за горизонт плана

Ожидаемый год ввода: 2033

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство второго этапа магистрали «Центральная» в Самаре

Регион/федеральный округ: Самарская область/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 16,0

Протяженность, км: 7,9

Статус: Вероятна концессия

Ожидаемый год ввода: 2028

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Средняя


Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги P-256 «Чуйский тракт» на участке км 454 – км 475

Регион/федеральный округ: Республика Алтай/СФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 15,0

Протяженность, км: 21,5

Статус: Идет проектирование

Ожидаемый год ввода: 2027

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


Строительство дороги-дублера проспекта Ленина в Нижнем Новгороде

Регион/федеральный округ: Нижегородская область/ПФО

Объем инвестиций, млрд руб.: 14,4

Протяженность, км: 5,0

Статус: Обсуждается концессия

Ожидаемый год ввода: Около 2030

Вероятность запуска проекта в ближайшие шесть лет: Высокая


1. Структура федерального софинансирования в зависимости от масштаба проекта

В сегменте проектов со сметной стоимостью до 1 миллиарда рублей объем федеральных ассигнований достигает 97,2%от общей суммы. Для объектов стоимостью от 1 до 5 миллиардов рублей указанная доля сокращается до 90,2%, а в категории наиболее капиталоемких проектов (свыше 50 миллиардов рублей) она уменьшается до 42,7%. Подобная градация может быть частично аргументирована применением концессионной модели для реализации части мегапроектов, однако она также потенциально свидетельствует о рисках недостаточности федерального финансирования для масштабных инициатив.

2. Критерии исключения проектов из итогового перечня

В результирующий перечень не был включен проект,касающийся Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД), по причине того, что конкурсный отбор концессионера для него по состоянию на май 2025 года находился на финальной стадии. Инвестиции концессионера в данный проект предварительно оценивались в 54,2 миллиарда рублей, при этом совокупная стоимость проекта составляла 258 миллиардов рублей. Частная инициатива поступила от ООО «Уральская специальная проектная компания», а в числе других претендентов на реализацию значился «Свердловскаторф».

3. Специфика плана дорожной деятельности и его целевая аудитория

Ключевой характеристикой плана дорожной деятельности является включение в него объектов,находящихся на различных этапах реализации, в том числе тех, чье строительство или реконструкция активно продолжается или приближается к завершению.

Данный подход позволяет компаниям смежных секторов, таким как производители строительных материалов, получить представление о распределении финансовых потоков в отрасли на среднесрочную перспективу, а также дает регионам ориентиры относительно объемов федеральной поддержки. Вместе с тем, для потенциальных подрядчиков или новых концессионеров эта информация часто обладает ограниченной практической ценностью, поскольку исполнитель по таким проектам, как правило, уже известен.

4. Методология формирования списка перспективных проектов

В связи с этим был сформирован перечень перспективных проектов,по которым на начало мая 2025 года не были публично определены исполнители или концессионеры, и конкурсные процедуры в указанный период также не инициировались. За рамками списка остались проекты, реализация которых в горизонте ближайших шести лет представляется маловероятной (в качестве примеров можно привести автомобильную трассу «Меридиан» или Юго-Западную хорду).

Источниковой базой для формирования перечня послужили актуальный план дорожной деятельности, общедоступные данные федеральных и региональных органов власти, а также сведения, опубликованные компаниями.

Важные определения

Ключевые термины для понимания рейтинга и методологии:

Доля федеральных средств — Процент от сметной стоимости проекта, который покрывается за счет средств федерального бюджета. В статье показана обратная зависимость: чем крупнее проект, тем меньше доля государственного финансирования (снижается с 97,2% до 42,7%).

Концессия (концессионное соглашение) — Формат госчастного партнерства, при котором частная компания (концессионер) строит или реконструирует объект (например, автодорогу) за свои средства или с частичным государственным софинансированием, а затем эксплуатирует его и получает доход (например, с платы за проезд) в течение определенного срока.

Частная концессионная инициатива (ЧКИ) — Предложение от частной компании государству о реализации проекта на условиях концессии. Это свидетельствует об инвестиционном интересе бизнеса к конкретному инфраструктурному объекту.

План дорожной деятельности — Документ, который консолидирует все объекты дорожного хозяйства на разных стадиях: от планирования до завершения строительства. Важно: он включает как новые проекты, так и те, где подрядчик уже известен, что ограничивает его полезность для новых участников рынка.

Критерий попадания в ТОП-30 — Главный признак, по которому проект был включен в рейтинг: на начало мая 2025 года не проводился конкурс на выбор подрядчика/концессионера и он не был определен публично. Это отличает список от общего плана и выделяет именно перспективные новые возможности для бизнеса.

«Публичная сторона» — В контексте концессии и госзакупок это государственный или муниципальный заказчик (например, федеральное или региональное дорожное агентство), который объявляет конкурс и заключает договор с частным партнером или подрядчиком.

Опубликовано: