Робот YFQ-44A Fury: Будущее ВВС США

YFQ-44A Fury - беспилотный робот-истребитель США. Массовый, дешевый, с ИИ. 1000 единиц заменят пилотов, работая с F-47. Ответ на Су-57 и уроки Украины. Новая эра ВВС.

YFQ-44A Fury

Робот-истребитель Fury: как YFQ-44A навсегда изменит лицо воздушной войны

Недавнее заявление Дональда Трампа о начале производства истребителя шестого поколения F-47 произвеоо эффект разорвавшейся бомбы. Этот самолет, обещающий радикально новую ступень малозаметности, безусловно, является технологическим чудом. Однако была бы ошибкой сосредотачиваться исключительно на нем. Истинная революция в программе ВВС США NGAD (Next Generation Air Dominance) кроется в другом, менее заметном, но куда более многочисленном и доступном аппарате – беспилотном роботе-истребителе YFQ-44A Fury.

Тезис 1: Смена парадигмы. Ключевым элементом программы NGAD является не пилотируемый истребитель F-47, а беспилотный аппарат YFQ-44A Fury.

Именно «Ярость», а не ее пилотируемый «старший брат», станет тем массовым продуктом, который позволит реализовать новую военную доктрину Пентагона, основанную на уроках современных конфликтов. Чтобы понять, как учебная мишень превратилась в главную надежду ВВС, нужно обратиться к недавней истории.

От учебной мишени к острию копья: Эволюция проекта

Традиция подготовки летчиков ВВС США всегда включала в себя имитацию противника. Для этого существовали как специальные эскадрильи «агрессоров», так и частные военные компании, предоставлявшие свои самолеты для роли «условного врага». Однако в 2010-х годах эта система дала сбой.

Тезис 3: Ответ на угрозы. Толчком к созданию стали появления российского Су-57 и китайских истребителей 5-го поколения, которые требовали более совершенных методов подготовки.

Старые самолеты частных компаний не могли даже отдаленно имитировать возможности новейших российских Су-57 и китайских J-20. ВВС США рисковали готовить своих пилотов к войне вчерашнего дня. Ответом стала программа Bandit, нацеленная на создание многоцелевой беспилотной платформы, способной реалистично имитировать и истребители, и крылатые ракеты.

Небольшая компания Blue Force Technologies оперативно разработала прототип под названием YFQ-44 Grackle. Ключевыми особенностями подхода были использование доступных гражданских комплектующих и ориентация на низкую стоимость. Однако настоящий переломный момент наступил в 2023 году.

Тезис 4: Технологический симбиоз. Развитие проекта стало возможным благодаря синергии авиастроения (Blue Force Technologies) и передового ИИ (Anduril).

С запуском программы CCA (Collaborative Combat Aircraft) – «сотрудничающий боевой летательный аппарат» – Пентагон официально обозначил курс на создание роботов-истребителей. В это же время Blue Force Technologies была поглощена компанией Anduril, одним из лидеров в области военного искусственного интеллекта. Это слияние авиационных и цифровых технологий дало жизнь новому проекту – YFQ-44A Fury, который перестал быть просто мишенью.

Тезис 2: Эволюция назначения. Проект Fury эволюционировал от учебной мишени (агрессора) до полноценного боевого робота-истребителя.

Облик и возможности «Ярости»

Так что же представляет собой YFQ-44A Fury? Это беспилотный летательный аппарат размером примерно с половину истребителя F-16. Его летные характеристики тщательно подобраны для решения боевых задач: скорость до 0.95 Маха, потолок в 15 000 метров и, что особенно важно, высокая маневренность с максимальной перегрузкой до +9g.

Тезис 6: Тактико-техническое превосходство. Аппарат обладает высокой маневренностью (превышающей возможности человека), малозаметностью и модульной конструкцией.

Такая перегрузка недостижима для пилота-человека без потери сознания, что дает «Ярости» ключевое преимущество в ближнем маневренном бою. Вооружение аппарата – две ракеты «воздух-воздух» большой дальности AIM-120. Однако его главная особенность – модульность. Вместо ракет он может нести разведывательное оборудование, станцию РЭБ или целевую нагрузку.

Но «железо» – лишь половина успеха. Вторая половина – «мозги».

Тезис 7: Высокая автономность. Fury способен самостоятельно выполнять боевые задачи, а один оператор может контролировать группу таких дронов.

Еще на стадии прототипа один оператор мог управлять восемью дронами одновременно. С внедрением технологий Anduril эти возможности лишь возросли. Искусственный интеллект «Ярости» позволяет ему автономно выходить в заданный район, участвовать в сложном воздушном бою и взаимодействовать с другими аппаратами.

Тезис 8: Сетецентричность. Дроны могут объединяться в единую сеть («боевой интернет»), что многократно увеличивает их боевую эффективность.

Каждый YFQ-44A оснащен ретранслятором связи, позволяющим группе дронов создавать в воздухе устойчивую сеть обмена данными. Это превращает разрозненные единицы в единый распределенный организм, где информация о противнике, полученная одним аппаратом, мгновенно становится доступной всем.

Новая доктрина: Массовость, экономичность и «ракетные грузовики»

Как же именно «Ярость» впишется в боевые порядки ВВС США? Ее основная роль определена концепцией «missile truck» («ракетный грузовик»).

Тезис 5: Тактическая роль. Основная боевая роль Fury – быть «ракетным грузовиком» в составе смешанных групп, наводясь с пилотируемых самолетов.

В этой модели пилотируемые самолеты – такие как F-47, F-35 или F-22 – выступают в роли ведущих, «квотербеков» воздушного боя. Они остаются в тылу, используя свою мощную радиолокационную аппаратуру для обнаружения противника. Маневренные и многочисленные «Ярости» выдвигаются на передний край, неся на себе ракетное вооружение. Получая целеуказание с ведущего самолета, они производят пуск ракет, оставаясь для противника крайне сложной целью благодаря своим небольшим размерам и скрытности.

Эта тактика делает ставку на массовость. И планы Пентагона это подтверждают: речь идет о закупке 200 F-47 и целых 1000 аппаратов типа FQ-44 (окончательное название «Ярости»).

Тезис 10: Массовость как стратегия. Планы закупок (1000 единиц) aimed на создание численного превосходства над ВКС потенциальных противников.

Для сравнения, по западным оценкам, весь парк истребителей ВКС России, включая устаревшие модели, составляет около 800 единиц. Такое численное превосходство способно подавить любую систему ПВО.

Ключевым фактором, делающим эту стратегию осуществимой, является стоимость.

Тезис 9: Ключевой фактор – цена. Fury изначально создавался как дешевая платформа, что позволяет производить его массово.

Официальные лица ВВС США прямо заявляют, что эпоха исключительно дорогого оружия должна уйти в прошлое. Использование доступных коммерческих компонентов и изначальная ориентация на стоимость позволяют производить «Ярость» в огромных количествах, в том числе и на неспециализированных предприятиях.

Этот подход напрямую продиктован уроками с современных полей сражений.

Тезис 12: Уроки Украины. Война на Украине напрямую повлияла на доктрину США, сделав приоритетом массовое, дешевое и беспилотное оружие.

Американские стратеги видят, что конфликты высокой интенсивности приводят к быстрому истощению запасов дорогостоящих вооружений. Оружие должно быть не только высокотехнологичным, но и доступным в больших количествах, а его применение не должно вести к невосполнимым человеческим потерям.

Тезис 11: Решение кадровой проблемы. Беспилотники снимают проблему дефицита и боевых потерь среди пилотов-людей.

ВВС США уже сегодня сталкиваются с дефицитом пилотов. В большой войне потери среди летного состава были бы катастрофическими. «Ярость» и подобные ей аппараты решают эту проблему, перенося основную тяжесть боя на машины, не требующие многолетней подготовки и не подверженные человеческому фактору.

Заключение

YFQ-44A Fury – это не просто новый самолет. Это воплощение смены военной парадигмы. Ответ Пентагона на вызовы времени – от появления истребителей 5-го поколения у противников до уроков войны в Украине. Сочетание передового ИИ, сетевых возможностей, высокой маневренности и, что самое главное, низкой цены делает «Ярость» фаворитом программы CCA.

С высокой степенью вероятности, именно с этим робот-истребителем, летящим в строю с F-47 и F-35, придется столкнуться в воздухе потенциальным противникам США уже в следующем десятилетии. И это столкновение будет проходить не по правилам «один на один», а по новому, еще не написанному уставу, где главным аргументом станет численное превосходство автономных машин. Облик ВВС США и, возможно, всех мировых военно-воздушных сил, готовится к кардинальному преобразованию.

Важные определения

NGAD (Next Generation Air Dominance) - программа США по созданию систем завоевания превосходства в воздухе следующего поколения, включающая пилотируемые и беспилотные платформы.

CCA (Collaborative Combat Aircraft) - "сотрудничающий боевой летательный аппарат", робот-истребитель, работающий в связке с пилотируемыми самолетами.

"Rocket truck" ("ракетный грузовик") - тактическая роль, когда беспилотник несет ракетное вооружение, а целеуказание получает с другого самолета.

"Агрессоры" - авиационные подразделения ВВС США, имитирующие тактику и технику вероятного противника на учениях.

Anduril - компания-лидер в создании систем искусственного интеллекта для военных применений, выкупившая разработчика Fury.

Модульная конструкция - способность аппарата нести различное оборудование (радары, ракеты, станции РЭБ) в зависимости от задачи.

Опубликовано: