Поезд «Белый Кречет»

Поезд «Белый Кречет» — это российский высокоскоростной электропоезд, разрабатываемый для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Назван в честь самой быстрой птицы из семейства соколиных, символизируя скорость и мощь.

Поезд Белый Кречет

"Белый Кречет" — флагман российского железнодорожного машиностроения, названный в честь стремительного сокола. Этот высокоскоростной электропоезд создается для магистрали Москва — Санкт-Петербург, обещающей сократить время в пути до 2 часов 15 минут. Скорость до 360 км/ч, современный дизайн и комфорт 4 классов обслуживания сделают поездку удобной и престижной. Производство ведет группа "Синара" с локализацией 95%, объединяя 160 предприятий.

Поезд оснащен ИИ-автоведением, мощными электродвигателями и рассчитан на 30 лет службы.

Запуск в 2028 году станет шагом к расширению сети ВСМ до Екатеринбурга, Адлера и Минска. Проект, поддержанный ФНБ и частными инвестициями, создает рабочие места и укрепляет технологический суверенитет. "Белый Кречет" — это не только транспорт, но и символ инноваций, открывающий новую эру высокоскоростных перевозок в России.

Основные характеристики

  • Скорость: Конструкционная — до 400 км/ч, эксплуатационная — до 360 км/ч. Время в пути Москва — Санкт-Петербург сократится до 2 ч 15 мин, до Твери — 39 мин, из Зеленограда до центра Москвы — 14 мин.
  • Состав: 8–16 вагонов, вместимость 8-вагонного состава — 454 пассажира. Включает 4 класса обслуживания: первый (21 место, включая переговорную и купе-сьют), бизнес (68 мест), комфорт (230 мест), стандарт (135 мест), а также вагон-бистро с баром и детскую игровую зону.
  • Дизайн: Внешняя отделка — бело-серая с контуром птицы, интерьер — бежевые тона, кресла с поворотом на 180°. Вагоны из алюминиевых сплавов, с аэродинамическими обтекателями для снижения шума и сопротивления.

Производство

  • Разработчик — «Уральские локомотивы» (группа «Синара»), в кооперации с более чем 160 российских предприятий, включая «Русские электрические двигатели» и «Трансмашхолдинг». Уровень локализации — 95%.
  • Контракт на 2 состава подписан с РЖД (12 млрд руб.), на 41 поезд — с ГТЛК и «ВСМ Две Столицы» для поставки до 2030 года.
  • В 2025 году начато производство элементов, в 2026 — сборка первого образца, в 2027 — завершение, в 2028 — сертификация и запуск.

Технологии

  • Двухсистемный (для линий постоянного и переменного тока), с высокооборотистыми электродвигателями (мощность 10 МВт), цифровым управлением и автоведением на базе ИИ.
  • Рама тележки из стали С355 испытывается на 10 млн циклов нагрузки.
  • Срок службы — 30 лет, с контрактом жизненного цикла.

Значение

  • «Белый Кречет» заменит «Сапсаны» на ВСМ Москва — Петербург, которые переведут на другие маршруты (Нижний Новгород, Воронеж, Белгород).
  • Проект стимулирует развитие инженерной школы, создает рабочие места и поддерживает импортозамещение (опыт «Ласточек» и «Финистов»).
  • Макет вагона представлен в 2024 году на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт — 2030» в Москве и Великом Новгороде.

Перспективы

  • После запуска ВСМ Москва — Петербург в 2028 году сеть может расшириться до Екатеринбурга, Адлера, Рязани, Минска и Китая.
  • Проект называют «прыжком в будущее» для российского транспорта, конкурентоспособным на мировом уровне.

Вызовы

  • Сжатые сроки разработки (обычно 5–10 лет) и необходимость создания инфраструктуры ВСМ.
  • Финансирование частично из ФНБ (300 млрд руб. в 2025) и пенсионных накоплений (450 млрд руб.).

«Белый Кречет» — амбициозный мегапроект, призванный вывести Россию в лидеры высокоскоростных перевозок.