Обзор БГК «Калан»
Безэкипажный гидрографический комплекс "Калан" - российский беспилотный катамаран для съемок и обследований на сложных акваториях. Полная импортонезависимость, работа в опасных условиях, замена водолазов.
🚤 Российский беспилотный комплекс для работы на сложных акваториях
Российская промышленность представляет все более совершенные образцы спецтехники. Одной из таких новинок является безэкипажный гидрографический комплекс (БГК) «Калан» — универсальный роботизированный катамаран, призванный выполнять задачи там, где использование традиционных судов или людей сопряжено с риском или невозможно вовсе.
Изделие, для краткости, можно назвать БЭК - безэкипажный катер.
Кто и зачем создал «Калан»?
БГК «Калан» — это результат успешного сотрудничества научно-производственного предприятия «Форт XXI» и Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС). Комплекс был разработан для замены водолазов и обычных плавсредств при проведении опасных и сложных работ на акваториях.
✅ Ключевое преимущество «Калана» — его полная отечественная разработка. Корпус, программное обеспечение, электронная начинка и батареи производятся в России, что делает комплекс независимым от санкционных ограничений. В 2024 году «Калан» был удостоен награды XV Международного салона «Комплексная безопасность» как лучшая разработка роботизированного комплекса для работы на акваториях.
Основные задачи и область применения
«Калан» предназначен для выполнения широкого спектра гидрографических и инженерных работ:
- Гидрографические и гидрологические съемки
- Поисковые работы
- Обследование дна акваторий и гидротехнических сооружений (ГТС)
Его главная ценность проявляется в усложненных условиях, где другие средства бессильны:
Топкие и заиленные берега, поросшие густой растительностью, где спуск лодки или катера невозможен
Участки критического мелководья с глубинами до 0.5 метра
Акватории с крутыми стенками (набережные, шлюзы)
Опасные водоемы, такие как пруды-охладители и шламохранилища
Другие объекты с нестандартным и потенциально вредным наполнением, где нахождение людей небезопасно
Конструкция и ключевые особенности
Конструктивно «Калан» представляет собой катамаран, в поплавках которого размещены движители и быстросменные аккумуляторные батареи. Такая схема обеспечивает остойчивость не только на гладкой воде, но и при волнении до 3 баллов (гидрографическая съемка проводится при волнении до 2 баллов).
Важные эксплуатационные преимущества:
1️⃣ Быстрая замена АКБ: Процесс занимает не более двух минут, при этом не требуется вскрывать основной герметичный отсек с электроникой, что повышает надежность
2️⃣ Компактность: С опущенными антеннами габариты составляют 900x1200x500 мм, что позволяет перевозить комплекс в багажнике кроссовера. Возможна перевозка двух аппаратов в багажнике внедорожника
3️⃣ Защита движителей: Движители оснащены съемными защитными решетками, что предохраняет их от мусора и повреждений при посадке на мель
Комплектация и оборудование
Базовая комплектация включает:
- Однолучевой гидрографический эхолот «СКАТ» (глубина до 50/200 м, разрешение 1 см)
- Двухантенный ГНСС-приемник, работающий в RTK-режиме (сантиметровая точность) и выполняющий функции ГНСС-компаса
- Видеокамера с обзором 360°
- Комплект из двух основных и двух сменных литий-ионных аккумуляторов
- Автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора с российским ПО («Акваскан Мультисонар», «Акваскан МС»)
В расширенной комплектации на аппарат может быть установлен гидролокатор бокового обзора (ГБО) «СКАТ», передающий изображение на берег в реальном времени. Архитектура комплекса позволяет подключать и другое оборудование: многолучевые эхолоты, профилографы скорости течения, системы лазерного сканирования и т.д.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Тип корпуса: Катамаран
Двигатели: 2 бесколлекторных двигателя
Мощность двигателей: 2 x 645 Вт
Крейсерская скорость: 5 км/ч
Дальность передачи данных: 2 км (опционально до 5 км)
Дальность управления: 3 км (опционально до 5 км)
Дальность работы автопилота: до 35 км
Тип АКБ: Литий-ионная
Емкость АКБ: 990 Вт·ч
Продолжительность работы: Не менее 8 часов от одного комплекта АКБ
Габариты (с опущенными антеннами): 900 x 1200 x 500 мм
Вес (с АКБ, эхолотом, ГБО): 32 кг
Вес полезной нагрузки: 10 кг
Программное обеспечение и управление
Все программное обеспечение для планирования, управления, отображения и обработки данных — собственная кроссплатформенная разработка «Форт XXI», работающая под ОС Linux и Windows.
Комплекс может работать в двух режимах:
- Ручное управление оператором
- Управление автопилотом по заранее заданному маршруту
Все «сырые» данные сохраняются на бортовом накопителе. При потере и последующем восстановлении связи происходит автоматическая синхронизация, и оператор видит все данные, собранные за время отсутствия соединения.
История испытаний и эксплуатации
- 12.09.2022: Получено поручение Росморречфлота о проведении испытаний в рамках импортозамещения
- 2022 год: Первые натурные испытания совместно с ФГБУ «Канал имени Москвы» на Клязьминском водохранилище
- 03.10.2023: Успешные испытания и демонстрация на акватории ФБУ «Администрация «Волго-Дон»
- 05.06.2023: Анонсирована разработка более крупного морского варианта «Калана»
- Сентябрь-Октябрь 2024: Опытная эксплуатация модификации «Калан-М4» в суровых условиях Охотского и морей Лаптевых
- 2025 год: Презентация комплекса на международной выставке «Интерполитех-2025»
Перспективы развития
Разработчики планируют расширить функционал комплекса за счет установки на него телеуправляемого подводного аппарата (ТПА) с манипулятором для работ на глубине до 50 метров.
Заключение
БГК «Калан» — это не просто беспилотный катер, а многофункциональный, надежный и технологичный комплекс, доказавший свою эффективность в реальных условиях. Его способность работать в сложнейших и опасных условиях, полная импортонезависимость и модульная архитектура делают его незаменимым инструментом для МЧС, гидрографических служб и промышленных предприятий, знаменуя новый этап в освоении и контроле акваторий России.
Важные определения:
БГК (Безэкипажный гидрографический комплекс) - беспилотный надводный аппарат для выполнения гидрографических, гидрологических и поисковых работ без экипажа на борту.
RTK-режим (Real Time Kinematic) - режим работы ГНСС-оборудования, обеспечивающий сантиметровую точность позиционирования в реальном времени.
ГБО (Гидролокатор бокового обзора) - гидроакустическое оборудование для получения изображения дна и подводных объектов по бокам от курса движения.
ГНСС-компас - система, определяющая курс судна с высокой точностью на основе сигналов спутниковых навигационных систем.
АРМ (Автоматизированное рабочее место) оператора - комплекс аппаратных и программных средств для управления комплексом и обработки данных.
Катамаран - двухкорпусное судно, обеспечивающее повышенную остойчивость и устойчивость на волнении.
Сайт производителя здесь
1. Базовая комплектация БГК "Калан"
Бортовое оборудование:
- Эхолот СКАТ-50 с датчиком 200 кГц в обтекаемом корпусе
- Дополнительный датчик эхолота 200 кГц в обтекаемом корпусе
- Двухантенный ГНСС-приемник с RTK-режимом и УКВ-модемом
- Аппаратура радиоуправления (дальность до 2 км)
- Видеокамера FullHD с обзором 360°
- WiFi трансивер (дальность до 1 км)
- Комплект антенн: УКВ 3 dBi, WiFi 6 dBi, ГНСС (2 шт.)
- АКБ 14.4 В, 70 Ач (2 шт.)
- Комплект бортовых огней (красный/зеленый)
- Комплекты кабелей и креплений
Береговое оборудование:
- ГНСС приемник БАЗА с УКВ модемом 2 Вт
- WiFi трансивер
- Пульт радиоуправления
- Комплект антенн: WiFi 15 dBi, УКВ 3 dBi, ГНСС
- Телескопическая веха со штативом и креплениями
- АКБ 14.4 В, 70 Ач
- Зарядные устройства для АКБ (2 шт.)
- Запасные элементы питания
- АРМ оператора (ноутбук)
Программное обеспечение:
- ПО для АРМ оператора
- ПО постобработки AquaScan
2. Основные опции комплекса
Модернизация эхолотов:
- Замена на СКАТ-50М (двухчастотный датчик 50/200 кГц)
- Замена на СКАТ-200 (датчик 200 кГц)
- Замена на СКАТ-200М (двухчастотный датчик 50/200 кГц)
Дополнительное оборудование:
- ГБО СКАТ 300/800 кГц
- ГБО СКАТ 260/300/800 кГц
- Защищенный ноутбук для АРМ
- СКАТ-КОМПАКТ
Сервисные опции:
- Обучение (2 дня в офисе + 1 день на водоеме)
- Метрологическое обеспечение (поверка оборудования)
3. Дополнительные опции и ЗИП
Модернизация видеосистемы:
- Видеокамера 2К
- Видеокамера 4К
- Тепловизионная видеокамера
- Малогабаритный дисплей повышенной яркости
Специализированное оборудование:
- Доплеровский измеритель скорости (ADCP)
- Внешний УКВ модем 35 Вт для поправок
- Контроллер для настройки ГНСС приемников
Расширение ЗИП:
- Запасной двигатель
- Дополнительная АКБ
- АКБ для берегового оборудования 12 В, 55 Ач
- Комплекты кабелей
- Антенны: ГНСС, WiFi, УКВ
Вспомогательное оборудование:
- Спуско-подъемная система
- "Гараж" для безопасного спуска/подъема
- Киль-блоки для перевозки и хранения
- Обучение на территории Заказчика
Опубликовано:


