Новая национальная политика России 2036

Россия представила новую стратегию национальной политики до 2036 года. Усиление роли русского народа и защита этнокультурного многообразия — ключевые векторы для укрепления единства нации в условиях внешних угроз.

Новая национальная политика России 2036

🇷🇺 Обзор заседания Совета по межнациональным отношениям

5 ноября 2025 года в Екатерининском зале Кремля прошло ключевое заседание Совета по межнациональным отношениям. На фоне продолжающейся специальной военной операции и усиливающегося внешнего давления руководство страны и эксперты подвели итоги более чем десятилетней работы и наметили контуры новой стратегии государственной национальной политики на следующие десять лет. В центре обсуждения — поиск баланса между укреплением гражданского единства и сохранением уникального этнокультурного многообразия крупнейшей страны мира.

Исторический контекст и вызовы времени

Заседание началось с напоминания о глубоких исторических корнях российского единства. Президент Владимир Путин, открывая совет, обратился к событиям Дня народного единства, отмечаемого накануне.

«Вы знаете, что этот праздник связан с переломными событиями начала XVII века, с победой над интервенцией и Смутой. Это был настоящий народный подвиг, и он был совершён представителями разных сословий, разных национальностей во имя общего Отечества», — задал тон встрече президент.

Однако исторические параллели проводились не только для вдохновения, но и как предостережение. Глава государства указал, что межнациональное согласие — это «главная опора нашего суверенитета», и сегодня оно находится под прицелом.

Ключевые внешние угрозы, обозначенные в ходе заседания:

  • Информационная война, направленная на разжигание розни.
  • Продвижение концепций «деколонизации России» и «пост-России», что, по сути, означает расчленение страны.
  • Финансирование и направление из-за рубежа провокаций и радикальных группировок.
  • Целенаправленные фейковые вбросы, эксплуатирующие бытовые и миграционные темы.

«Прямо говорится о задаче раскачки России изнутри с помощью внесения раскола в наше общество, провоцируя конфликты на межнациональной и религиозной почве», — заявил Путин, ссылаясь на имеющиеся у спецслужб документы западных стран.

Парадоксально, но, по мнению участников, эти вызовы не ослабили, а сплотили общество. Как отметила вице-премьер Татьяна Голикова, СВО «серьёзно консолидировала наше общество». Ярким символом этого единства стали солдаты и офицеры разных национальностей, плечом к плечу выполняющие боевые задачи.

Итоги прошлой стратегии: система создана, но нужна настройка

За прошедшие 13 лет, по оценкам выступавших, была выстроена целостная система национальной политики. Замглавы правительства Татьяна Голикова представила основные достижения:

  • Обновлённое законодательство, включая поправки в Конституцию о государственном единстве и закон о нематериальном этнокультурном достоянии.
  • Создание государственной программы и системы субсидий регионам.
  • Формирование системы мониторинга межнациональных отношений.
  • Активная поддержка языков: 3,2 миллиона школьников изучают 75 родных языков, ведётся вещание на десятках языков, издаются учебники.

Однако был отмечен и ряд системных проблем:

  • Низкая скорость реакции на конфликты и фейки в интернете («даже 15 минут может быть слишком много»).
  • Рост количества негативных инфоповодов и фейковых новостей.
  • Недостаточная эффективность некоторых региональных программ, их «декоративно-развлекательный» характер.
  • Слабая кадровая и институциональная база в субъектах РФ, где вопросами нацполитики часто занимаются непрофильные подразделения.

Новые праздники и проекты

В рамках укрепления культурного многообразия в российский календарь введены два новых праздника:

  • День коренных малочисленных народов (30 апреля).
  • День языков народов Российской Федерации (8 сентября).

Также активно развиваются масштабные культурные проекты: Всемирная фольклориада, «Антология народной культуры», Всероссийская детская фольклориада. За два года было проведено 57 фольклорных экспедиций в самые отдалённые уголки страны.

Контуры новой стратегии 2026-2036: пять ключевых акцентов

Проект новой стратегии, который должен быть утверждён в ближайшее время, направлен на укрепление единства российской нации при сохранении этнокультурного многообразия. Владимир Путин выделил пять основных направлений работы.

  1. Признание роли русского народа. Впервые в стратегии отдельным приоритетом заявлена поддержка языка и культуры государствообразующего народа. «Русская самобытность, традиция, культура, язык... нуждаются в самом бережном отношении и защите. Их объединяющая роль – гарантия единства нашего многонационального уже Отечества», — подчеркнул президент. При этом акцент делается на том, что русофобия направлена против всех народов России, так как без русского народа «нет и не может быть самой России».

  2. Ориентация на мнение граждан. Главным индикатором эффективности политики должно стать то, как люди сами оценивают межнациональные отношения в своём городе или посёлке. Для этого потребуются «точные инструменты» социологического мониторинга.

  3. Единая система индикаторов. Необходим единый и объективный набор показателей для оценки работы властей всех уровней в этой сфере.

4 Усиление регионального компонента. Федеративная природа России требует, чтобы регионы имели все инструменты для работы на местах, при этом федеральный центр обеспечивает единую стратегическую линию.

  1. Повышение статуса координации. Межведомственная рабочая группа по межнациональным отношениям должна быть преобразована в правительственную комиссию с включением в её состав полномочных представителей президента в федеральных округах.

Патриотизм вместо идеологии

Отвечая на один из ключевых вопросов — какую объединяющую идею предложить многонациональному обществу, — Владимир Путин высказал свою позицию:

«Мне кажется, ответ-то есть – заменить это не идеологией, а патриотизмом... И это означает воспитание любви к общему большому Отечеству, к России, при ясном понимании... что сохранение общей Родины отвечает коренным интересам каждого российского народа».

Голос регионов и гражданского общества: предложения и инициативы

В заседании участвовали 54 представителя из разных регионов и сфер. Их предложения легли в основу будущих решений.

Наука и образование

  • Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков попросил поддержать трёхлетнюю научную программу по изучению традиций русского народа, отметив, что после распада СССР «русский народ стал самым разделённым народом в мире».
  • Сенатор Константин Косачёв предложил создать единый федеральный центр компетенций для качественной переподготовки кадров в сфере национальной политики.

Культура и информация

  • Глава Государственного дома народного творчества Тамара Пуртова рассказала об успехе этнографических экспедиций и предложила активнее работать с цифровым наследием.
  • Председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, чьи просветительские ролики о народах России набрали 890 миллионов просмотров, предложила создать в Москве этнокреативный кластер для поддержки этноблогеров, музыкантов и дизайнеров.
  • Военкор телеканала RT Руслан Гусаров предложил системную государственную поддержку документального кинофестиваля «RT.Док» и проведение киноуроков в школах на основе фильмов о СВО.

Казачество и народы Кавказа

  • Атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов заявил, что казаки испокон веков были «синонимом веротерпимости», и от лица бойцов поблагодарил руководство страны. Именно он внёс предложение, которое было поддержано президентом: объявить 2026 год Годом народного единства.
  • Президент Академии наук Чеченской Республики Джамбулат Умаров эмоционально заверил в преданности народов Кавказа, заявив, что они готовы «как единая горная лава встать на защиту» страны.

Коренные малочисленные народы

  • Сенатор от ЯНАО Андрей Новьюхов отметил важность нового праздника и концепции устойчивого развития коренных народов, подчеркнув, что Россия юридически признаёт их права, в отличие от многих стран.

Заключение: курс на консолидацию

Итогом многочасового обсуждения стало понимание, что в условиях геополитической турбулентности внутреннее единство является стратегическим ресурсом России. Новая редакция Стратегии национальной политики призвана не просто учитывать современные вызовы, но и активно формировать общероссийскую гражданскую идентичность.

«У нас уникальная страна. И поэтому мы должны делать всё для того, чтобы укреплять нашу общность, наше единство... гражданскую и национальную, а значит, и государственную, общероссийскую идентичность, российскую идентичность», — резюмировал Владимир Путин.

Было дано поручение оперативно подготовить проект указа о новой стратегии. Год народного единства — 2026 — может стать символическим стартом для этого десятилетия, в течение которого России предстоит не только защитить своё многонациональное единство от внешних атак, но и превратить своё культурное разнообразие в ещё более мощный источник внутренней силы и развития.

Особое мнение

О рисках структурного дисбаланса в национальной политике: диаспоры и землячества

В рамках дискуссии о новой стратегии национальной политики ряд экспертов обращает внимание на потенциально уязвимые места предлагаемого подхода.

Основной тезис заключается в том, что при декларируемом балансе между поддержкой государствообразующего народа и этнокультурного многообразия, существующие институциональные и финансовые механизмы могут невольно создавать и закреплять структурные перекосы.

1. Парадокс финансирования и видимости.

«Формально, поддержка многообразия выражается в конкретных бюджетных строках: гранты, субсидии регионам, целевые программы для коренных малочисленных народов и национально-культурных автономий. Это создаёт чёткую, измеримую статистику успеха: сколько языков, сколько фестивалей, сколько учебников. Поддержка же русской культуры как скрепляющей основы часто остаётся в декларативной, общевоспитательной плоскости, лишённой аналогичных точечных финансовых инструментов. В итоге возникает парадокс: доминирующий в демографическом и культурном смысле народ рискует оказаться в положении «невидимого большинства» в отчётах о расходовании средств на национальную политику».

2. Институционализация диаспор vs. «размытое большинство».

«Создание таких структур, как Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), Дом народов России, система национально-культурных автономий (их уже 1254) — это создание мощных адвокационных институтов для каждой конкретной этнической группы. У них есть чёткий мандат, каналы коммуникации с властью, возможности лоббирования интересов. У русского этноса в его общегосударственной роли нет и не может быть аналогичного «лоббистского» института. Его интересы теоретически должен представлять весь государственный аппарат, что на практике часто означает, что они «растворяются» в общегосударственных задачах и не получают такой же адресной, предметной защиты, как интересы конкретных диаспор».

3. Риск «конкурентной этничности» в борьбе за ресурсы.

«Когда поддержка этнокультурных проектов становится одним из ключевых показателей эффективности работы региональных властей (а в новой стратегии на это делается особый акцент), это может породить нездоровую конкуренцию между общинами за бюджетные средства и административное внимание. Вместо гармонизации отношений мы рискуем получить их бюрократизацию и коммодификацию. Чьи праздники финансировать? Чей язык поддерживать в первую очередь? В этой логике титульная, объединяющая культура может проигрывать, так как её продвижение не даёт чиновнику такого же очевидного «этнического» балла в отчёте, как поддержка конкретной малочисленной группы».

Вывод: «Новая стратегия делает важный шаг, признавая особую роль русского народа. Но этого недостаточно. Чтобы декларация не расходилась с практикой, необходима симметричная институциональная и финансируемая программа по поддержке русской культурной и исторической традиции как основы гражданской идентичности. В противном случае мы можем прийти к ситуации, где многообразие будет структурировано и поддержано, а единство останется благим пожеланием, что в долгосрочной перспективе лишь усилит центробежные тенденции, а не ослабит их».

Важные определения

Стратегия государственной национальной политики — ключевой документ, определяющий цели и принципы государственной политики в сфере укрепления единства многонационального народа (нации) и гармонизации межнациональных отношений в России на долгосрочный период.

Государствообразующий народ — в контексте российской политики и Конституции РФ: русский народ, чья культура, язык и историческая роль рассматриваются как фундаментальная, объединяющая основа для всех народов страны.

Общероссийская гражданская идентичность — осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан Российской Федерации, чувство патриотизма и общности судьбы с многонациональным народом России, независимо от этнического происхождения.

Этнокультурное многообразие — разнообразие языков, культур, традиций, религий и обычаев всех народов, проживающих на территории России, признанное национальным достоянием и охраняемое государством.

Специальная военная операция (СВО) — введённый в официальный оборот термин для обозначения военных действий России на территории Украины, начавшихся 24 февраля 2022 года. В статье упоминается как фактор консолидации общества.

Ссылка на оригинальный текст заседания

Опубликовано: