Новая национальная политика России 2036
Россия представила новую стратегию национальной политики до 2036 года. Усиление роли русского народа и защита этнокультурного многообразия — ключевые векторы для укрепления единства нации в условиях внешних угроз.
🇷🇺 Обзор заседания Совета по межнациональным отношениям
5 ноября 2025 года в Екатерининском зале Кремля прошло ключевое заседание Совета по межнациональным отношениям. На фоне продолжающейся специальной военной операции и усиливающегося внешнего давления руководство страны и эксперты подвели итоги более чем десятилетней работы и наметили контуры новой стратегии государственной национальной политики на следующие десять лет. В центре обсуждения — поиск баланса между укреплением гражданского единства и сохранением уникального этнокультурного многообразия крупнейшей страны мира.
Исторический контекст и вызовы времени
Заседание началось с напоминания о глубоких исторических корнях российского единства. Президент Владимир Путин, открывая совет, обратился к событиям Дня народного единства, отмечаемого накануне.
«Вы знаете, что этот праздник связан с переломными событиями начала XVII века, с победой над интервенцией и Смутой. Это был настоящий народный подвиг, и он был совершён представителями разных сословий, разных национальностей во имя общего Отечества», — задал тон встрече президент.
Однако исторические параллели проводились не только для вдохновения, но и как предостережение. Глава государства указал, что межнациональное согласие — это «главная опора нашего суверенитета», и сегодня оно находится под прицелом.
Ключевые внешние угрозы, обозначенные в ходе заседания:
- Информационная война, направленная на разжигание розни.
- Продвижение концепций «деколонизации России» и «пост-России», что, по сути, означает расчленение страны.
- Финансирование и направление из-за рубежа провокаций и радикальных группировок.
- Целенаправленные фейковые вбросы, эксплуатирующие бытовые и миграционные темы.
«Прямо говорится о задаче раскачки России изнутри с помощью внесения раскола в наше общество, провоцируя конфликты на межнациональной и религиозной почве», — заявил Путин, ссылаясь на имеющиеся у спецслужб документы западных стран.
Парадоксально, но, по мнению участников, эти вызовы не ослабили, а сплотили общество. Как отметила вице-премьер Татьяна Голикова, СВО «серьёзно консолидировала наше общество». Ярким символом этого единства стали солдаты и офицеры разных национальностей, плечом к плечу выполняющие боевые задачи.
Итоги прошлой стратегии: система создана, но нужна настройка
За прошедшие 13 лет, по оценкам выступавших, была выстроена целостная система национальной политики. Замглавы правительства Татьяна Голикова представила основные достижения:
- Обновлённое законодательство, включая поправки в Конституцию о государственном единстве и закон о нематериальном этнокультурном достоянии.
- Создание государственной программы и системы субсидий регионам.
- Формирование системы мониторинга межнациональных отношений.
- Активная поддержка языков: 3,2 миллиона школьников изучают 75 родных языков, ведётся вещание на десятках языков, издаются учебники.
Однако был отмечен и ряд системных проблем:
- Низкая скорость реакции на конфликты и фейки в интернете («даже 15 минут может быть слишком много»).
- Рост количества негативных инфоповодов и фейковых новостей.
- Недостаточная эффективность некоторых региональных программ, их «декоративно-развлекательный» характер.
- Слабая кадровая и институциональная база в субъектах РФ, где вопросами нацполитики часто занимаются непрофильные подразделения.
Новые праздники и проекты
В рамках укрепления культурного многообразия в российский календарь введены два новых праздника:
- День коренных малочисленных народов (30 апреля).
- День языков народов Российской Федерации (8 сентября).
Также активно развиваются масштабные культурные проекты: Всемирная фольклориада, «Антология народной культуры», Всероссийская детская фольклориада. За два года было проведено 57 фольклорных экспедиций в самые отдалённые уголки страны.
Контуры новой стратегии 2026-2036: пять ключевых акцентов
Проект новой стратегии, который должен быть утверждён в ближайшее время, направлен на укрепление единства российской нации при сохранении этнокультурного многообразия. Владимир Путин выделил пять основных направлений работы.
Признание роли русского народа. Впервые в стратегии отдельным приоритетом заявлена поддержка языка и культуры государствообразующего народа. «Русская самобытность, традиция, культура, язык... нуждаются в самом бережном отношении и защите. Их объединяющая роль – гарантия единства нашего многонационального уже Отечества», — подчеркнул президент. При этом акцент делается на том, что русофобия направлена против всех народов России, так как без русского народа «нет и не может быть самой России».
Ориентация на мнение граждан. Главным индикатором эффективности политики должно стать то, как люди сами оценивают межнациональные отношения в своём городе или посёлке. Для этого потребуются «точные инструменты» социологического мониторинга.
Единая система индикаторов. Необходим единый и объективный набор показателей для оценки работы властей всех уровней в этой сфере.
4 Усиление регионального компонента. Федеративная природа России требует, чтобы регионы имели все инструменты для работы на местах, при этом федеральный центр обеспечивает единую стратегическую линию.
- Повышение статуса координации. Межведомственная рабочая группа по межнациональным отношениям должна быть преобразована в правительственную комиссию с включением в её состав полномочных представителей президента в федеральных округах.
Патриотизм вместо идеологии
Отвечая на один из ключевых вопросов — какую объединяющую идею предложить многонациональному обществу, — Владимир Путин высказал свою позицию:
«Мне кажется, ответ-то есть – заменить это не идеологией, а патриотизмом... И это означает воспитание любви к общему большому Отечеству, к России, при ясном понимании... что сохранение общей Родины отвечает коренным интересам каждого российского народа».
Голос регионов и гражданского общества: предложения и инициативы
В заседании участвовали 54 представителя из разных регионов и сфер. Их предложения легли в основу будущих решений.
Наука и образование
- Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков попросил поддержать трёхлетнюю научную программу по изучению традиций русского народа, отметив, что после распада СССР «русский народ стал самым разделённым народом в мире».
- Сенатор Константин Косачёв предложил создать единый федеральный центр компетенций для качественной переподготовки кадров в сфере национальной политики.
Культура и информация
- Глава Государственного дома народного творчества Тамара Пуртова рассказала об успехе этнографических экспедиций и предложила активнее работать с цифровым наследием.
- Председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, чьи просветительские ролики о народах России набрали 890 миллионов просмотров, предложила создать в Москве этнокреативный кластер для поддержки этноблогеров, музыкантов и дизайнеров.
- Военкор телеканала RT Руслан Гусаров предложил системную государственную поддержку документального кинофестиваля «RT.Док» и проведение киноуроков в школах на основе фильмов о СВО.
Казачество и народы Кавказа
- Атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов заявил, что казаки испокон веков были «синонимом веротерпимости», и от лица бойцов поблагодарил руководство страны. Именно он внёс предложение, которое было поддержано президентом: объявить 2026 год Годом народного единства.
- Президент Академии наук Чеченской Республики Джамбулат Умаров эмоционально заверил в преданности народов Кавказа, заявив, что они готовы «как единая горная лава встать на защиту» страны.
Коренные малочисленные народы
- Сенатор от ЯНАО Андрей Новьюхов отметил важность нового праздника и концепции устойчивого развития коренных народов, подчеркнув, что Россия юридически признаёт их права, в отличие от многих стран.
Заключение: курс на консолидацию
Итогом многочасового обсуждения стало понимание, что в условиях геополитической турбулентности внутреннее единство является стратегическим ресурсом России. Новая редакция Стратегии национальной политики призвана не просто учитывать современные вызовы, но и активно формировать общероссийскую гражданскую идентичность.
«У нас уникальная страна. И поэтому мы должны делать всё для того, чтобы укреплять нашу общность, наше единство... гражданскую и национальную, а значит, и государственную, общероссийскую идентичность, российскую идентичность», — резюмировал Владимир Путин.
Было дано поручение оперативно подготовить проект указа о новой стратегии. Год народного единства — 2026 — может стать символическим стартом для этого десятилетия, в течение которого России предстоит не только защитить своё многонациональное единство от внешних атак, но и превратить своё культурное разнообразие в ещё более мощный источник внутренней силы и развития.
Особое мнение
О рисках структурного дисбаланса в национальной политике: диаспоры и землячества
В рамках дискуссии о новой стратегии национальной политики ряд экспертов обращает внимание на потенциально уязвимые места предлагаемого подхода.
Основной тезис заключается в том, что при декларируемом балансе между поддержкой государствообразующего народа и этнокультурного многообразия, существующие институциональные и финансовые механизмы могут невольно создавать и закреплять структурные перекосы.
1. Парадокс финансирования и видимости.
«Формально, поддержка многообразия выражается в конкретных бюджетных строках: гранты, субсидии регионам, целевые программы для коренных малочисленных народов и национально-культурных автономий. Это создаёт чёткую, измеримую статистику успеха: сколько языков, сколько фестивалей, сколько учебников. Поддержка же русской культуры как скрепляющей основы часто остаётся в декларативной, общевоспитательной плоскости, лишённой аналогичных точечных финансовых инструментов. В итоге возникает парадокс: доминирующий в демографическом и культурном смысле народ рискует оказаться в положении «невидимого большинства» в отчётах о расходовании средств на национальную политику».
2. Институционализация диаспор vs. «размытое большинство».
«Создание таких структур, как Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), Дом народов России, система национально-культурных автономий (их уже 1254) — это создание мощных адвокационных институтов для каждой конкретной этнической группы. У них есть чёткий мандат, каналы коммуникации с властью, возможности лоббирования интересов. У русского этноса в его общегосударственной роли нет и не может быть аналогичного «лоббистского» института. Его интересы теоретически должен представлять весь государственный аппарат, что на практике часто означает, что они «растворяются» в общегосударственных задачах и не получают такой же адресной, предметной защиты, как интересы конкретных диаспор».
3. Риск «конкурентной этничности» в борьбе за ресурсы.
«Когда поддержка этнокультурных проектов становится одним из ключевых показателей эффективности работы региональных властей (а в новой стратегии на это делается особый акцент), это может породить нездоровую конкуренцию между общинами за бюджетные средства и административное внимание. Вместо гармонизации отношений мы рискуем получить их бюрократизацию и коммодификацию. Чьи праздники финансировать? Чей язык поддерживать в первую очередь? В этой логике титульная, объединяющая культура может проигрывать, так как её продвижение не даёт чиновнику такого же очевидного «этнического» балла в отчёте, как поддержка конкретной малочисленной группы».
Вывод: «Новая стратегия делает важный шаг, признавая особую роль русского народа. Но этого недостаточно. Чтобы декларация не расходилась с практикой, необходима симметричная институциональная и финансируемая программа по поддержке русской культурной и исторической традиции как основы гражданской идентичности. В противном случае мы можем прийти к ситуации, где многообразие будет структурировано и поддержано, а единство останется благим пожеланием, что в долгосрочной перспективе лишь усилит центробежные тенденции, а не ослабит их».
Важные определения
Стратегия государственной национальной политики — ключевой документ, определяющий цели и принципы государственной политики в сфере укрепления единства многонационального народа (нации) и гармонизации межнациональных отношений в России на долгосрочный период.
Государствообразующий народ — в контексте российской политики и Конституции РФ: русский народ, чья культура, язык и историческая роль рассматриваются как фундаментальная, объединяющая основа для всех народов страны.
Общероссийская гражданская идентичность — осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан Российской Федерации, чувство патриотизма и общности судьбы с многонациональным народом России, независимо от этнического происхождения.
Этнокультурное многообразие — разнообразие языков, культур, традиций, религий и обычаев всех народов, проживающих на территории России, признанное национальным достоянием и охраняемое государством.
Специальная военная операция (СВО) — введённый в официальный оборот термин для обозначения военных действий России на территории Украины, начавшихся 24 февраля 2022 года. В статье упоминается как фактор консолидации общества.
Ссылка на оригинальный текст заседания
Опубликовано:


