Национальная цель: Экологическое благополучие
Реализация национальной цели «Экологическое благополучие» включает формирование экономики замкнутого цикла, снижение загрязнения воздуха и воды, ликвидацию объектов накопленного вреда и сохранение природного наследия к 2030–2036 годам.
Развитие экономики и сохранение природной среды являются взаимодополняющими задачами. Национальный проект «Экологическое благополучие» определяет системный подход к решению экологических проблем, актуальных для России. Он устанавливает конкретные цели и индикаторы, достижение которых планируется в период до 2030 и 2036 годов. Реализация проекта направлена на улучшение качества жизни граждан через снижение негативного воздействия на окружающую среду, внедрение современных методов обращения с отходами и сохранение уникальных экосистем.
Оригинальный текст
4.1. Формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Патрушев Д.Н.
Показатель отражает степень использования вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в отраслях экономики и достигается за счет увеличения использования вторичных ресурсов и вторичного сырья для производства на основе создания инфраструктуры обработки и утилизации отходов, минимизации их образования, ограничения неэкологичной продукции, развития культуры осознанного потребления.
Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:
Создание мощностей по обращению с твердыми коммунальными отходами и отходами от использования товаров, включая:
- дальнейшее развитие инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и отходами от использования товаров (далее – ОИТ), включая создание мощностей по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО и ОИТ как с мерами государственной поддержки, так и с участием внебюджетного финансирования.
Обеспечение вовлечения во вторичный оборот отходов строительства и ЖКХ, промышленности, сельского хозяйства посредством реализации соответствующих отраслевых программ, включая:
- развитие института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки и совершенствование администрирования в целях формирования устойчивой системы «глубокой» утилизации ТКО и ОИТ и их вовлечения во вторичный оборот;
- внедрение принципов экономики замкнутого цикла в процессах производства и потребления, в том числе минимизации образования отходов, ограничения оборота неэкологичной упаковки, развития экологического просвещения – вовлечения населения в раздельный сбор отходов, осознанного потребления.
Государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и государственные программы субъектов Российской Федерации: достижение показателя обеспечивается за счет национального проекта «Экологическое благополучие», государственных программ Российской Федерации «Охрана окружающей среды», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», включающих мероприятия, сформированные с учетом приоритетов, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, а также за счет деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемой из региональных бюджетов.
Индикаторы
Статистический индикатор | 2021 (факт) | 2022 (факт) | 2023 (факт) | 2024 (оценка) | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2035 | Документ | Ответственный |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4.1.а. Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики, % | - | 6 | 10 | 10 | 12 | 14 | 16 | 19 | 22 | 25 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
4.1.б. Доля захораниваемых ТКО в общей массе образованных ТКО, % | 73,2 | 81,7 | 80,5 | 87,9 | 86,6 | 86,3 | 80,8 | 75,2 | 69,6 | 50,0 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
4.1.в. Доля обрабатываемых ТКО в общей массе образованных ТКО, % | 43,3 | 49,9 | 53,4 | 50,2 | 53,9 | 54,6 | 62,3 | 73,6 | 85,0 | 100,0 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
Декомпозиция значений показателя по субъектам Российской Федерации для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, характеризующих оценку результатов достижения субъектами Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации, будет представлена в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации».
4.2. Поэтапное снижение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Патрушев Д.Н.
Снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ достигается посредством набора системных мер, а также за счет реализации мероприятий по модернизации объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (перевод частных домовладений на экологичное отопление, строительство, реконструкция котельных, перевод транспортных средств на экологичные виды топлива, рекультивация объектов размещения ТКО).
Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:
- Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха является одной из важнейших задач для улучшения качества жизни людей. Соответствующие меры направлены на:
- снижение выбросов опасных загрязняющих веществ в наиболее загрязненных городах на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на объектах коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (перевод частных домовладений на экологичное отопление, строительство, реконструкция котельных, перевод транспортных средств на экологичные виды топлива, рекультивация объектов размещения ТКО);
- развитие нормативного регулирования (механизма) квотирования выбросов. Экологический мониторинг позволит оперативно реагировать и принимать управленческие решения, это обеспечивается в том числе за счет мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха.
Государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и государственные программы субъектов Российской Федерации: достижение показателя обеспечивается за счет национального проекта «Экологическое благополучие», государственных программ Российской Федерации «Охрана окружающей среды», «Развитие энергетики», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», включающих мероприятия, сформированные с учетом приоритетов, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, а также за счет деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемой из региональных бюджетов.
Индикаторы
Статистический индикатор | 2021 (факт) | 2022 (факт) | 2023 (факт) | 2024 (оценка) | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2035 | Документ | Ответственный |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4.2. Совокупный объем выбросов опасных загрязняющих веществ | 100 | 100 | 100 | 100 | 99,5 | 98,5 | 97,5 | 93 | 86,5 | 80 | 50 | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
Декомпозиция значений показателя по субъектам Российской Федерации для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, характеризующих оценку результатов достижения субъектами Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации, будет представлена в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации».
4.3. Ликвидация до конца 2030 года не менее чем 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, утилизация и обезвреживание к 2036 году не менее чем 50 процентов общего объема отходов I и II классов опасности
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Патрушев Д.Н.
Достижение показателя предусматривает ликвидацию опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, а также развитие системы обращения с высокоопасными и чрезвычайно опасными отходами, в том числе посредством создания инфраструктуры обработки и утилизации таких отходов, минимизации их образования.
Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:
Ликвидация опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Исключение негативного воздействия на окружающую среду и население за счет ликвидации не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, предусматривающее проведение:
- инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде по всей стране с целью их включения в государственный реестр и определения тех объектов, которые будут ликвидированы в первоочередном порядке;
- организации работ по ликвидации опасных для населения и окружающей среды объектов накопленного вреда окружающей среде в субъектах Российской Федерации;
- завершения ликвидации опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территориях промышленных площадок в г. Усолье-Сибирское Иркутской области, ОАО «БЦБК» и на полигоне промышленных отходов «Красный Бор».
Развитие инфраструктуры для утилизации отходов I и II классов опасности, включая:
- создание производственной инфраструктуры – 7 производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности;
- реализацию комплекса мер по оценке фактического соответствия объектов в области обращения с отходами I и II классов опасности требованиям экологически безопасного обращения с такими отходами и подтверждению их объемов.
Государственные программы Российской Федерации и национальные проекты: достижение показателя обеспечивается за счет национального проекта «Экологическое благополучие», государственных программ Российской Федерации «Охрана окружающей среды», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», включающих мероприятия, сформированные с учетом приоритетов, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, а также за счет деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемой из региональных бюджетов.
Индикаторы
Статистический индикатор | 2021 (факт) | 2022 (факт) | 2023 (факт) | 2024 (оценка) | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2035 | Документ | Ответственный |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4.3.а. Количество ликвидированных опасных для населения и окружающей среды объектов накопленного вреда окружающей среде, шт. | - | - | - | - | 1 | 2 | 8 | 12 | 28 | 50 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
4.3.б. Доля утилизированных отходов в общем объеме отходов I и II классов опасности, % | - | - | 29,0 | 29,0 | 33,1 | 34,6 | 40,5 | 44,8 | 49,7 | 52,9 | 52,9 | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
4.4. Снижение к 2036 году в два раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, сохранение уникальной экологической системы озера Байкал
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Патрушев Д.Н.
Показатель отражает эффект от реализации мероприятий, направленных на снижение объема загрязненных стоков, в том числе на Байкальской природной территории, способствует оздоровлению водных объектов и созданию благоприятных экологических условий для жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет снижения негативного воздействия на Центральную экологическую зону Байкальской природной территории.
Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:
Экологическое оздоровление водных объектов, в том числе за счет уменьшения объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты.
Реализация мероприятий по снижению негативного воздействия на Центральную экологическую зону Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), которые включают в себя:
- сокращение площади свалок и объектов накопленного вреда окружающей среде за счет ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- сокращение площади погибших лесных насаждений, расположенных на ЦЭЗ БПТ за счет мероприятий по лесовосстановлению;
- сокращение объема загрязненных сточных вод, поступающих в бассейн озера Байкал за счет постройки очистных сооружений;
- создание мощностей по переработке твердых коммунальных отходов, ежегодно образуемых в ЦЭЗ БПТ;
- сокращение объема выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах Ангарске, Иркутске, Усолье-Сибирское, Шелехове, Зиме, Свирске и Черемхово Иркутской области.
Государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и государственные программы субъектов Российской Федерации: достижение показателя обеспечивается за счет национального проекта «Экологическое благополучие», государственных программ Российской Федерации «Охрана окружающей среды» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов», включающих мероприятия, сформированные с учетом приоритетов, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, а также за счет деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемой из региональных бюджетов.
Индикаторы
Статистический индикатор | 2021 (факт) | 2022 (факт) | 2023 (факт) | 2024 (оценка) | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2035 | Документ | Ответственный |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4.4.а. Объем неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, млрд куб. м | 11,5 | 11,3 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | 10,8 | 9,2 | 5,4 | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
4.4.б. Негативное воздействие на Центральную экологическую зону Байкальской природной территории, % | 96,3 | 96,3 | 96,3 | 96,3 | 95,2 | 77,6 | 74,6 | 71,9 | 62,4 | 54,7 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
Декомпозиция значений показателя по субъектам Российской Федерации для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, характеризующих оценку результатов достижения субъектами Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации, будет представлена в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации».
4.5. Сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Патрушев Д.Н.
Достижение показателя по сохранению лесов характеризуется обеспечением баланса выбытия и воспроизводства лесов Российской Федерации, улучшением их качества, повышением их продуктивности.
Сохранение биологического разнообразия достигается за счет реализации мероприятий по восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма достигается за счет реализации мероприятий по сохранению природных комплексов и объектов, имеющих природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, в целях сохранения уникального природного наследия и биологического разнообразия России.
Ключевыми факторами и инструментами, влияющими на достижение показателя национальной цели, станут:
Обеспечение превышения площади воспроизводства лесов над площадью их выбытия, включая:
- проведение мероприятий по увеличению площади лесовосстановления на лесных участках, не переданных в аренду, в том числе вокруг городов и промышленных центров;
- приобретение специализированной пожарной техники в целях оснащения учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, включая:
- сохранение и восстановление популяций редких видов животных, включая разведение в питомниках редких видов животных, а также сохранение генофонда объектов животного мира, в том числе на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Повышение привлекательности особо охраняемых природных территорий федерального значения для осуществления внутреннего экологического туризма, включая:
- создание и развитие туристической инфраструктуры, включающей в себя площадки для отдыха, музеи, визит-центры, экологические тропы и туристские маршруты;
- создание и развитие базовой инфраструктуры и обеспечение деятельности национальных парков.
Государственные программы Российской Федерации, национальные проекты и государственные программы субъектов Российской Федерации: достижение показателя обеспечивается за счет национального проекта «Экологическое благополучие», государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» и «Охрана окружающей среды», а также за счет деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемой из региональных бюджетов.
Индикаторы
Статистический индикатор | 2021 (факт) | 2022 (факт) | 2023 (факт) | 2024 (оценка) | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2035 | Документ | Ответственный |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4.5.a. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % | 111 | 119 | 100 | 100 | 100 | 103 | 106 | 109 | 110 | 112 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
4.5.6. Доля редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира (птиц и млекопитающих), находящихся под особой охраной, охваченных мероприятиями по восстановлению их численности, % | - | - | - | 25 | 27 | 29 | 31 | 33 | 33 | 33 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
4.5.в. Количество посетителей особо охраняемых природных территорий федерального значения, млн чел. | 10,6 | 14,0 | 14,6 | 12,0 | 15,0 | 15,3 | 16,5 | 17,5 | 18,7 | 20,6 | - | НП «Экологическое благополучие» | Патрушев Д.Н. |
Декомпозиция значений показателя по субъектам Российской Федерации для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, характеризующих оценку результатов достижения субъектами Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации, будет представлена в сроки, установленные Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации».
Краткий анализ
Анализ представленных данных показывает, что работа по ряду направлений уже начата. Наблюдается положительная динамика в обработке ТКО и утилизации опасных отходов. Вместе с тем, показатель по захоронению отходов демонстрирует сложную ситуацию, требующую дополнительных мер. Планы по созданию инфраструктуры и нормативному регулированию выглядят реалистичными и способны обеспечить достижение заявленных целей при последовательной реализации. Проект учитывает необходимость межведомственного и межрегионального взаимодействия.
Заключение
Реализация национальной цели «Экологическое благополучие» является комплексной и долгосрочной задачей. Ее успех зависит от скоординированных действий федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общества. Предложенные меры, включая создание объектов инфраструктуры, развитие нормативной базы и экологическое просвещение, формируют основу для перехода к более устойчивой модели развития. Достижение целевых показателей позволит не только улучшить экологическую обстановку, но и создать новые экономические возможности в сфере обращения с отходами и экологических технологий.
Важные определения
- ТКО (Твердые коммунальные отходы): Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования.
- Экономика замкнутого цикла: Экономическая система, нацеленная на многократное использование материалов и максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов.
- Объекты накопленного вреда окружающей среде: Территории и объекты, где прошлая хозяйственная деятельность привела к негативным изменениям в окружающей среде, требующим проведения мероприятий по ликвидации.
- ОИТ (Отходы от использования товаров): Отходы, образующиеся после утраты товарами, включая упаковку, их потребительских свойств.
- Индекс использования вторичных ресурсов: Расчетный показатель, отражающий степень использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики.
Опубликовано: