Концессии Москвы по автодорогам
В 2025 году Москва активно возвращается к практике использования концессионных соглашений для реализации масштабных проектов в автодорожной сфере.
Государственно-частное партнерство в дорожной сфере: Москва делает ставку на концессии
Этот механизм, позволяющий привлекать частные инвестиции для строительства и эксплуатации дорог, становится ключевым инструментом в развитии транспортной инфраструктуры растущего мегаполиса, численность населения которого на 1 января 2025 года достигла 13,3 млн человек и продолжает увеличиваться.
Возрождение формата
Исторически сложилось, что столица использовала формат концессии достаточно редко. До 2025 года единственным крупным примером такого подхода было строительство и эксплуатация Северного дублера Кутузовского проспекта, известного сегодня как проспект Багратиона. Этот проект был реализован «Новой концессионной компанией» с объемом инвестиций в 68 млрд рублей.
Однако в первом квартале 2025 года правительство Москвы совершило значительный шаг вперед, выбрав концессионеров для реализации сразу двух крупных проектов платных автомобильных дорог.
Новые проекты
Магистраль от Ленинградского шоссе до 3-й Магистральной улицы: Протяженностью 22–24 км, этот проект будет реализовываться ООО «Дороги Москвы — Магистральная». Объем инвестиций в строительство оценивается в колоссальные 154 млрд рублей.
Участок магистрали от улицы Трофимова до Севастопольского проспекта: Протяженностью более 11 км, строительство возложено на ООО «Столичная магистраль Юг», входящее в «ВТБ Инфраструктурный Холдинг». Стоимость проекта составит около 31 млрд рублей.
Изначально в планах было строительство трех платных дорог, однако конкурс на одну из них — в районе Щукино — был отменен в феврале.
Контекст развития мегаполиса
Активное развитие дорожной инфраструктуры является для Москвы жизненной необходимостью. По данным Росстата, численность постоянного населения города на 1 января 2025 года составляет 13 274 285 человек.
Москва не только сохраняет статус самого населенного города России, но и продолжает демонстрировать естественный прирост населения — уникальное явление на фоне общероссийских демографических тенденций. В 2024 году естественный прирост в столице составил +4,8 тыс. человек.
Транспортная система города должна успевать за растущими потребностями мегаполиса. Протяженность проспекта Багратиона, с учетом развязок, составляет 22 км, а Московский скоростной диаметр, ключевая магистраль города, достигает 68 км. Новые проекты призваны разгрузить существующие магистрали и создать новые эффективные транспортные коридоры.
Перспективы
Обращение Москвы к модели государственно-частного партнерства для развития дорожной сети свидетельствует о стратегическом подходе к решению транспортных проблем.
Этот формат позволяет распределить финансовую нагрузку между бюджетом и частными инвесторами, привлекая значительные средства в инфраструктуру, что особенно важно в условиях постоянного демографического и экономического давления на городскую среду.
Опыт реализации новых концессионных проектов, вероятно, определит дальнейший вектор развития всей дорожной сети столичной агломерации.
Опубликовано: