Лукаши: Мастера охоты на волков

Мастера-лукаши: знаменитые русские охотники на волков, обладавшие особым чутьём. Изобретатели охоты окладом, умевшие «договориться» с диким зверем. История уникального феномена из Псковской губернии.

Лукаши Мастера охоты на волков

Лукаши: легендарные охотники на волков и хранители древнего чутья

В истории русского охотничьего промысла особое место занимают лукаши — феноменальное сообщество охотников, чье имя стало нарицательным для мастеров, способных «договориться» с дикой природой. На основе архивных записей, литературных упоминаний и этнографических исследований можно восстановить образ этих выдающихся людей.

«Лукашами» на Руси называли жителей деревни Острова Порховского уезда — выдающихся охотников на волков. Лукаши не просто знали о волке всё, у них было чутьё.

Происхождение лукашей окутано тайной. Считается, что они переселились в Псковскую губернию из Литвы, а до того — из Польши. Их этническая принадлежность неоднозначна: возможно, они были частью поляков, но большей частью — русскими, отброшенными на запад историческими катаклизмами, о чем свидетельствуют их русские фамилии.

Искусство охоты лукашей было уникальным. Они являются изобретателями способа охоты окладом — обложения зверя флажками, что в XIX веке воспринималось как чудо.

Лукаши - изобретатели охоты окладом — обложение флажками, в XIX веке этот способ воспринимался как чудо. Лукашей позже нанимали егерями и для царской охоты, всё дело в чутье — умении предсказать поступки волка по его следу на условии учебного перевоплощения в волка.

Их метод основывался на глубочайшем знании привычек и нравов зверей, особенно волков. Работали они обычно артелями по три человека: один шёл по следу посередине, двое других — по бокам, чтобы направлять зверя на стрелков. За свой труд в зимний сезон каждый мог получать до 100 рублей — огромные по тем временам деньги.

Между Егерями за последнее двадцатипятилетие приобрели в России громкую известность особенным способом облавы на зверей псковичи или лукаши... получившие второе свое название от родоначальника их, старообрядца безпоповщинского согласия Луки — отца Изота Лукича.

Слава лукашей вышла далеко за пределы их родных мест. Их нанимали не только для царской охоты, но и богатые землевладельцы, и даже за границу. Всё дело заключалось в особом чутье, которое не могли перенять другие охотники, названные в тексте «нововерами».

Никому из охотников-нововеров этого чутья у лукашей перенять не удавалось. <...> А такое «умение» возможно только на условии учебного перевоплощения в волка. Это недоступно никому из нововеров — этот сектор для них сплошное «мертвое пространство».

Понятие «лукаш» имело и более широкое, сакральное значение. В западной части России так называли вообще всякого, кто умел «договориться» с дикими зверями.

Лукашами, по меньшей мере, в западной части России называли вообще всякого, кто умел с дикими зверями договориться. Со змеями, например.

Лукаши или лукашихи с помощью заговоров очищали территории от змей, позволяя детям ходить босиком. Смерть последней лукашихи в селе воспринималась как настоящая трагедия.

Их образ вошёл и в русскую литературу. В сказке Салтыкова-Щедрина «Бедный волк» лукаши представлены как мудрые мужички, чье появление предвещает гибель загнанного волка.

«Лукаши» - мужички из Великолуцкого уезда Псковской губернии, которые занимаются изучением привычек и нравов лесных зверей и потом предлагают охотникам свои услуги для облав.

Происхождение названия «лукаши» имеет несколько версий. Основная связывает его с именем родоначальника — старообрядца Луки. Другие версии отталкиваются от слова «лука» (изгиб реки) или рассматривают возможные прибалтийско-финские корни топонима (Luukkasi).

Лукаши представляют собой уникальный феномен на стыке практического охотничьего мастерства, почти мистического единения с природой и древней народной магии. Они были не просто истребителями волков, а знатоками лесной жизни, чье умение читать следы и предсказывать поведение зверя базировалось на глубинном перевоплощении в него. Их наследие — это история о том, как человек может не просто бороться с природой, но понимать её, договариваться с ней, используя не только силу и хитрость, но и редкое чутье, утраченное в современном мире.

Опубликовано: