Государство как платформа

Концепция «Государство как платформа» — это модель цифровой трансформации госуправления, где государство выступает посредником, предоставляющим гражданам и бизнесу цифровые сервисы через единую технологическую экосистему.

Государство как платформа

Основная идея: упрощение взаимодействия с государством за счет цифровизации услуг, минимизации бюрократии и повышения прозрачности

Ключевые аспекты

  1. Человекоцентричность: В центре — гражданин и его потребности. Услуги предоставляются через «цифрового двойника» — персонализированный профиль для доступа к сервисам.
  2. Технологическая основа: Единые цифровые платформы (например, Госуслуги) обеспечивают доступ к данным и услугам в реальном времени, минимизируя посредников.
  3. Цели: Повышение благополучия граждан, экономический рост через инновации, упрощение процессов (например, мгновенное оказание госуслуг).
  4. Примеры: Открытые данные, облачные платформы, законодательство в машиночитаемом формате.
  5. Вызовы: Цифровая безопасность, импортозамещение, обучение госслужащих.

💯 Государство выступает посредником

Концепция требует переосмысления управления, перехода к гибким моделям и интеграции Big Data, как в бизнес-практиках (Google, Alibaba). Впервые идею предложил Тим О’Рейли в 2009 году, позже она была адаптирована в России, например, в докладах РАНХиГС и ЦСР.

Государство как платформа (Government as a Platform, GaaP) — концепция, предложенная Тимом О’Рейли в 2009 году, которая рассматривает государство как цифровую платформу, предоставляющую услуги гражданам и бизнесу через технологические решения. Это подход к государственному управлению, где технологии (интернет вещей, ИИ, большие данные) минимизируют человеческий фактор, автоматизируют процессы и обеспечивают прозрачность. Основная цель — повысить эффективность госуправления, улучшить взаимодействие с гражданами и способствовать экономическому росту за счет цифровизации.

Государство выступает посредником, предоставляя инфраструктуру данных и сервисы, интегрированные в единую экосистему, где граждане через "цифрового двойника" получают доступ к услугам. Пример: единые порталы госуслуг, электронный документооборот. Концепция активно обсуждается в России, например, в докладах Центра стратегических разработок и РАНХиГС.

🛃 Не путайте с GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) — это отдельный термин, обозначающий стандарты бухгалтерского учета, преимущественно в США.

Государство как платформа

Выдержки из документов

Инфраструктура и технологии платформы

  • Интернет вещей – удаленный, дистанционный контроль/ надзор (сокращение ведомств, затрат), внедрение датчиков контроля в технический процесс
  • Облачные технологии – публичное облако (снижение числа бюрократических действий, повышение скорости предоставления услуг)
  • Распределенный реестр – умные сделки, контракты, в т.ч., по госзаказу, регистрация прав на имущество, нотариат, налоги, регулирование банков (затрагивает Росреестр, ФНС и т.д.)
  • Искусственный интеллект – замена рутинных функций на ботов, машинное обучение, государство как открытая платформа с API для пользователей и партнеров (повышение эффективности госслужбы, массовая обработка обращений граждан, удобство пользования государством для потребителя)
  • Большие данные – предиктивная аналитика, персонализация госуслуг, сервисов, персонализация регулирования, все данные в режиме реального времени (центры big data, снижение затрат на организацию сервисов, новая основа для управленческих решений)
  • Единая система цифрового доверия (российский домен доверия) – базовая цифровая идентификация

Основные элементы экосистемы платформы

«Государство-как-Платформа» – это прежде всего экосистема из трех основных групп, традиционно рассматриваемых как субъекты взаимоотношений при социально-экономическом развитии страны. У каждой группы субъектов есть свои интересы, которые могут быть удовлетворены при цифровой трансформации.

Государство. Заинтересовано в повышении качества государственного управления (скорости и качестве стратегических решений, удовлетворенности государственными сервисами со стороны граждан и бизнеса), адаптивности к вызовам нового технологического уклада и изменяющимся условиям хозяйствования, сохранении человеческого и технологического капитала внутри страны, повышении конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Граждане. Как потребители услуг государства, объекты государственной защиты заинтересованы в расширении спектра и повышении качества (по крайней мере, в минимизации времени, затрачиваемого на взаимодействие с государством) государственных услуг, снижении стоимости государственных услуг и расходов на государственное управление в целом, снижении субъективизма при получении услуг, повышении безопасности и стабильности среды для бизнеса и для жизни.

Бизнес. Дополнительно к интересам граждан – заинтересован в создании за счет государства технологических платформ и инфраструктуры, проведении исследований и разработок, которые мог бы использовать в своих бизнес-целях (тем самым сократив затраты и получив возможность доступа к новейшим технологиям), в создании законодательства, благоприятного для формирования и развития бизнеса, в преференциях со стороны государства и поддержке в работе на зарубежных рынках.

Государственная Цифровая Платформа (ГЦП). Единая программно-аппаратная среда, которая поддерживает алгоритмизированные взаимоотношения значимого количества участников, обеспечивает их интегрированными бизнес-процессами, сервисами, информацией и аналитикой. Использование ГЦП приводит к снижению транзакционных издержек и предоставляет возможности для подключения новых участников (посредством API и др.).

Как подготовить команду и чиновника 4.0?

Одним из ключевых вопросов цифровой трансформации является выбор и реализация адекватной кадровой политики, позволяющей эффективно и в короткие сроки подготовить новых сотрудников не только для команды цифровой трансформации, но и «рядовых» чиновников, которые тоже так или иначе столкнутся в своей работе с новым «цифровым» миром (уже по-настоящему цифровым, а не условно «цифровым», который реализован в органах государственной власти сейчас).

Одной из ключевых проблем для органов власти в части формирования кадрового состава, осуществляющего трансформационные процессы и внедрение управления на основе данных, станет уровень оплаты труда.

Так, уровень оплаты специалистов в области цифровой трансформации, показывает, что сфера IT развивается с большей динамикой: зарплаты госслужащих за четыре года возросли на 11%; зарплаты IT-специалистов — на 22%, разница между ними стабильно сохраняется в 2,5–3 раза в пользу специалистов в области IT.

Даже в случае преодоления сложности с материальным стимулированием препятствием станет организационная культура органов власти, отличающаяся формализмом, не поощряющая изменения и не ориентированная на достижение результата.

Для изменения ситуации необходимо признать незрелость процессов управления персоналом и талантами: от сложных и долгих процедур устройства на работу (при возможности конкурентов из бизнеса и госкорпораций проводить быстрые кадровые назначения) до почти полного отсутствия моделей компетенций, как профессиональных, так и поведенческих, адекватных для определения и поощрения развития сотрудников в части внедрения изменений.

За период с начала 2000-х годов были заложены нормативные правовые основы государственной службы, определены ее виды и принципы их функционирования. Однако это не позволило решить задачи по формированию кадрового потенциала государственной службы, позволяющему сейчас осуществить задачи научно-технологического прорыва. Не удалось создать эффективный контракт с чиновником, понятные и привлекательные карьерные траектории для государственных служащих, ослабить проявления коррупции и конфликта интересов.

Содержательная и системная политика в области управления кадрами (в вопросах отбора, обучения, мотивации и пр.) в масштабе страны не сформирована. Эти задачи вручную решают руководители органов власти, опираясь на личные представления о кадровой политике. Приоритет отдается личной лояльности, проверка компетентности осуществляется методом проб и ошибок. Лучшие практики государственной службы в ряде областей отстают от широко распространенных кадровых практик российских частных компаний, госкорпораций и госкомпаний.

Ссылки на документы

Государство как платформа

Особое мнение

Концепция "Государства как платформы" (ГКП) преподносится как панацея: эффективность, прозрачность, удобство "госуслуг как приложений". Но за этим технооптимизмом скрывается тревожная реальность, требующая критического осмысления.

1. Иллюзия нейтральности платформы: Платформа – не просто инструмент. Это архитектор взаимодействий. Кто пишет ее код (алгоритмы)? Кто задает правила (ТУ)? Государство, по определению, – субъект власти. ГКП неизбежно кодифицирует его приоритеты, зачастую подменяя общественный диалог технократическими решениями. "Удобство" становится троянским конем для централизации контроля. API государства – это его политика в чистом виде, маскирующаяся под объективность технологии.

2. Тотальная наблюдаемость и "цифровой Левиафан": ГКП требует беспрецедентных данных. От медицинских записей до финансовых транзакций и цифровых следов – все стекается в единый центр. Это создает систему тотальной наблюдаемости, мощь которой превосходит любые исторические аналоги контроля. Риск? Не просто "утечки", а создание совершенного инструмента социального управления, подавления инакомыслия под предлогом "безопасности" или "оптимизации услуг". Удобство оплаты штрафа одним кликом оборачивается невозможностью скрыться от цифрового ока государства.

3. Узурпация публичной сферы: ГКП подменяет сложную ткань гражданского общества, политической борьбы и публичных дебатов стерильным интерфейсом. Гражданин низводится до роли "пользователя", чье участие ограничено выбором опций в меню, разработанном властью. Настоящая демократия – это конфликт, переговоры, компромисс. ГКП, стремясь к "бесшовности", выхолащивает эту суть, предлагая вместо политики – техподдержку.

4. Уязвимость и монополизм: Единая платформа – единая точка отказа. Хакерская атака, системный сбой или злоупотребление доступом внутри системы парализуют всё. Концентрация данных и власти в одном цифровом центре создает невиданные риски. Кроме того, государство становится монопольным поставщиком "сервисов", вытесняя альтернативы и гражданские инициативы, убивая инновации снизу.

Вот это поворот... "Государство как платформа" – не просто цифровизация бюрократии. Это фундаментальная трансформация отношений "власть-гражданин" в сторону беспрецедентного усиления контроля и ослабления гражданской автономии под соблазнительным соусом удобства. Это путь к "цифровому Левиафану", где свобода приносится в жертву эффективности, а гражданин становится отслеживаемым, управляемым "пользователем" в заранее заданных рамках. Прежде чем восторженно аплодировать "одному окну", нужно задать жесткие вопросы: кто контролирует код? Где гарантии против злоупотреблений? Как сохранить пространство для неподконтрольной гражданской активности? Без этого ГКП рискует стать самой совершенной цифровой клеткой, где кнопка "нравится" заменяет право голоса.

Что надо делать прямо сейчас

  1. В органах власти запустить механизмы мотивации, подбора, обучения, непрерывного развития и оценки компетенций в новых областях: архитектура и современные методы разработки; большие данные, цифровой сервис-ориентированный подход, проектное управление и управление изменениями.

  2. Создавать, выявлять, продвигать решения — прототипы будущих суперсервисов в пилотных регионах, быстро тиражируя удачные решение и открывая доступ к интеграции сервисов не только государственных органов.

  3. Создать архитектурную функцию и спроектировать центральное архитектурное ядро платформы, построить единую государственную архитектуру данных.

  4. Приступить к пересмотру правил расходования бюджетных средств на цифровизацию, создав прозрачную систему работы с разработчиками, поддерживающую использование гибких методов проектирования и внедрения решений.

  5. Построить дорожные карты разработки, внедрения суперсервисов и поэтапной замены ряда унаследованных решений.

  6. Создать IT-ресурсы, обеспечивающие взаимодействие и обмен опытом проектных команд цифровизации «по горизонтали». 7.

Создавать, искать и поддерживать «островки» новой культуры государственных услуг и внутренней культуры органов власти.

  1. Определить ресурсы и построить процесс переработки и оптимизации нормативных документов для приведения их в соответствие модели суперсервисов.

  2. Построить масштабируемую облачную инфраструктуру эксплуатации и поддержки Платформы.

  3. Построить механизмы гражданского контроля, общественного обсуждения и обратной связи граждан — пользователей Платформы.