Форум «Города России» 2025

Форум «Города России» 2025: стратегии развития городов через призму эффективного управления, экономики муниципалитетов, человеческого капитала и цифровой трансформации. Анализ ключевых тезисов урбанистического развития.

Форум «Города России» 2025

Приоритеты развития российских городов: от эффективного управления к человеческому капиталу

Общероссийский форум стратегического развития «Города России» проводится с 2016 года и за девять лет провел около 300 дискуссионных площадок, собрав более 20 000 участников. Его аудитория — это представители федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, бизнеса, научного сообщества и эксперты в области урбанистики. В 2024 году форум объединил 6000 участников из 250 муниципальных образований, что свидетельствует о его масштабе и значимости для выработки стратегий городского развития.

Форум является ключевой национальной площадкой для диалога

В преддверии главного события 2025 года проанализируем ключевые темы и вызовы, которые определят повестку для российских городов на ближайшие годы.

Форум «Города России» 2025

Новая архитектура взаимодействия: Власть, бизнес и общество

Успешное развитие города невозможно без слаженного взаимодействия всех стейкхолдеров. Вопросы инвестиционного климата, развития индустриальных парков и диалога между бизнесом и властью выходят на первый план. Особое внимание уделяется снижению административных барьеров и созданию условий для взаимного развития. Не менее важна и роль общества: общественные инициативы рассматриваются как движущая сила преобразований, а инструменты человекоцентричного управления становятся стандартом.

Ключ к развитию — в эффективном партнерстве. Успешное развитие города возможно только через конструктивный диалог и совместные решения власти, бизнеса и активных граждан.

Этот принцип находит отражение в конкретных практиках: от вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот до внедрения бережливых технологий, что повышает производительность труда на всех уровнях.

Фундамент будущего: Экономика муниципалитета

Прочная экономическая основа — залог самостоятельности и устойчивого развития любого муниципалитета. Сегодня фокус смещается с традиционных отраслей в сторону креативной экономики и технологического лидерства. Города стремятся занять свои ниши в национальной и глобальной экономике, развивая креативные индустрии и инновационные кластеры.

Креативная экономика и инновации — новые драйверы муниципальной экономики, приходящие на смену традиционным отраслям.

Однако ни одно стратегическое начинание невозможно без надежного финансового основания. Муниципальный бюджет и строгий финансовый контроль — это не просто учетные инструменты, а основа для будущих свершений.

Прочная финансовая основа — залог самостоятельности. Стратегическое развитие муниципалитетов невозможно без укрепления местных бюджетов и усиления финансового контроля.

Качество среды: Города для жизни

Город — это, прежде всего, дом для его жителей. Именно поэтому тренды жилой застройки, развитие транспортных систем и комплексное развитие территорий находятся в центре внимания. Безопасность и комфорт становятся главными критериями качества городской среды, будь то реновация аварийного жилья или создание новых общественных пространств.

Город должен быть человекоцентричным. Планирование городской среды и управление должны в первую очередь ориентироваться на комфорт, безопасность и потребности жителей.

Формирование уникальной городской айдентики — от логотипа до глубокой идентичности — помогает городу не только выделиться, но и сплотить местное сообщество, создавая эмоциональную связь людей с местом, где они живут.

Драйвер роста: Туризм и городская привлекательность

Туризм — это мощный катализатор экономического развития, который стимулирует малый бизнес, создает новые рабочие места и побуждает к благоустройству городской среды. Однако его развитие требует комплексного подхода: от инфраструктуры до маркетинга.

Уникальность рождает привлекательность. Сильный территориальный бренд, основанный на историко-культурной идентичности, — главный актив для привлечения туристов и инвестиций.

В эпоху нестабильности города вынуждены быстро адаптировать свои туристические продукты, перестраивать маршруты и искать новые точки роста, такие как деловой туризм.

Туризм — это комплексная отрасль, требующая развития инфраструктуры, высоких стандартов гостеприимства и адаптивных маркетинговых стратегий.

Пространственное развитие: Эффективное управление территорией

Стратегия пространственного развития России до 2030 года задает новые рамки для управления территориями. Речь идет о развитии опорных населенных пунктов, сбалансированном развитии агломераций и поиске новых моделей для малых городов.

Пространственное развитие требует баланса. Необходимо стратегически развивать как крупные агломерации, так и малые города, обеспечивая сбалансированное расселение и снижая территориальное неравенство.

Ключевым инструментом, связывающим национальные цели с локальными задачами, становится мастер-план.

Мастер-план — главный стратегический документ города, интегрирующий национальные цели с локальными задачами пространственного и социально-экономического развития.

Реформа местного самоуправления и его интеграция в единую систему публичной власти открывают новые возможности, но и требуют четкого распределения ролей и ответственности.

Главный ресурс: Человеческий капитал

В современной экономике главный конкурентный актив города — это его жители. Управление человеческим капиталом, развитие HR-бренда территории и целенаправленная работа с талантами становятся стратегическими приоритетами для муниципалитетов.

Человеческий капитал — основной ресурс XXI века. Конкурентоспособность города напрямую зависит от его способности привлекать, удерживать и развивать таланты.

Особое внимание уделяется молодежи, которая рассматривается не как объект воспитания, а как активный ресурс развития. Культурная политика и сохранение традиционных ценностей формируют среду, которая способствует социальной сплоченности и росту производительности труда.

Культура и ценности — каркас городской общности. Сохранение культурного кода и традиционных ценностей укрепляет социальную сплоченность и формирует среду для роста производительности труда.

Демографическое благополучие и общественное здоровье перестают быть исключительно государственной задачей, все больше становясь сферой ответственности местной власти.

Технологический вектор: Платформенная экономика

Цифровая трансформация пронизывает все аспекты городской жизни. Концепция «умного города» эволюционирует от отдельных пилотных проектов к созданию комплексных экосистем, где данные и искусственный интеллект используются для управления транспортом, ЖКХ и контрольно-надзорной деятельностью.

Цифровая трансформация неизбежна. Внедрение AI, платформенных решений и «умных» технологий кардинально меняет подходы к муниципальному управлению, транспорту и предоставлению услуг.

Беспилотный общественный транспорт, маркетплейсы для городских нужд, цифровизация закупок — все это уже не футурология, а ближайшее будущее. Однако технологии — это лишь инструмент.

Технологии должны работать на людей. Цифровизация — не самоцель, а инструмент для повышения качества жизни, транспортной доступности и эффективности контроля в городской среде.

Заключение

Стратегическое развитие российских городов — это многомерная задача, не имеющая простых решений. Как показывает повестка Форума «Города России», успех лежит на пересечении эффективного управления, сильной экономики, комфортной среды и инвестиций в главный ресурс — человека.

Город будущего — это не просто совокупность зданий и инфраструктуры, это живой организм, сложная экосистема, где технологии служат людям, экономика создает возможности, а власть, бизнес и общество действуют сообща. Именно такой комплексный и сбалансированный подход, обсуждаемый на главной отраслевой площадке, позволит российским городам стать центрами притяжения, роста и качества жизни.

Проект архитектуры деловой программы

1. Власть, бизнес и общество

  • Инвестиционный климат: барьеры, драйверы и совместные решения (Администрация города Екатеринбурга)
  • Индустриальные парки: игра по новым правилам – опыт успешных муниципалитетов (Администрация города Екатеринбурга)
  • Бизнес и власть в городах России. Диалог взаимного развития (Опора России)
  • Заседание рабочей группы ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу о мерах профилактики нарушений экспортного контроля при осуществлении ВЭД (Администрация города Екатеринбурга, Управление ФСТЭК России по УрФО)
  • Общественная инициатива как движущая сила развития территорий (Правительство Свердловской области, Общественная палата Свердловской области)
  • Публичные оценки в контроле: действующие практики и перспективы внедрения (ЦСР)
  • Город для людей: инструменты и практики человекоцентричного управления
  • Роль муниципалитетов в развитии малого и среднего предпринимательства
  • Вовлечение объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Экономические эффекты и актуальные возможности (СоСПП, АНО «АИСО», ООО «Деловой Дом на Архиерейской»)
  • От внедрения бережливых технологий к управлению производительности труда в регионе, отрасли, стране (Правительство Свердловской области, УрГЭУ)
  • Снижение территориального неравенства: инструменты инфраструктурной поддержки (УрГЭУ)
  • Говорить с жителями: социальные сети, которым доверяют

2. Экономика муниципалитета

  • Города России на пути к технологическому лидерству (ЦСР, ВЭБ.РФ)
  • Роль городов в достижении стратегической цели развития креативной экономики до 2030 года (ЦСР)
  • Муниципальный бюджет – основа будущего городов (Союз финансистов России, Союз российских городов)
  • Общественные пространства городов для креативной экономики (Администрация города Тюмени, АНО «ТАРКИ»)
  • Проекты федерального масштаба по развитию креативных индустрий в регионе. Фестиваль креативных индустрий и слет кластеров России (СОФПП)
  • Диалог с главами «Города России» (Администрация города Екатеринбурга, СРГ)
  • Муниципальные программы: первые итоги реформы
  • Муниципальный финансовый контроль – необходимый инструмент стратегического развития муниципалитетов (Ассоциация городов Поволжья, Союз МКСО, Администрация города Нижнего Новгорода)
  • Модель Экосистемы Космос как драйвер технологического развития городов (АО «КРСУ»)
  • Управление инновациями – основа развития городов (Издательский дом «Бюджет»)
  • Контроль в сфере закупок. Практика и методика осуществления (Администрация города Екатеринбурга)
  • Образование для экономики будущего

3. Города для жизни

  • Тренды и подходы к форматам жилой застройки в будущем (ЦСР)
  • Городское пространство: для кого мы его создаем? (Администрация города Перми)
  • Развитие городских транспортных систем (СРГ)
  • Объекты повышенной опасности в городе – частично расселенные аварийные многоквартирные дома (Администрация города Челябинска)
  • Городская среда будущего через комплексное развитие территорий (ООО «Парки России»)
  • Лучшие городские практики для экологии и климата (Уральская экологическая экспертиза)
  • Лекция «Город в истории» (Архитектурно-строительное бюро Мастер'с План»)
  • Сколько стоит город? (РГУД)
  • Городская айдентика: от логотипа к идентичности
  • Реализация национального проекта «Инфраструктура для жизни» - новые возможности и первые результаты (СРГ)
  • Город для людей: инструменты и практики человекоцентричного управления

4. Туризм и городская привлекательность

  • Селектор Минэкономразвития России по развитию туризма в городах
  • Деловой туризм (Минэкономразвития России)
  • От идентичности к экономике: как бренд территории становится драйвером развития (ЦСР)
  • О первых итогах внедрения туристического налога в российских городах (Администрация города Екатеринбурга)
  • Свердловское гостеприимство и инвестиционный потенциал регионов (АНО «АИСО», Форум Туристических Территорий)
  • Туризм в эпоху нестабильности: как города перестраивают маршруты и инфраструктуру (ЦСР)
  • Урал на мировой карте: маркетинг городов и новые стратегии международного продвижения (ЦСР)
  • Туризм как катализатор городского развития: экономический импульс и создание привлекательной среды
  • Единые стандарты гостеприимства: качество обслуживания как конкурентное преимущество
  • Маршруты памяти Великой Победы: Путь Героя

5. Эффективное управление территорией

  • Развитие опорных населенных пунктов и новых экспериментальных поселений в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2030 года и новой системой местного самоуправления (Комитет ГосДумы по региональной политике и местному самоуправлению)
  • Агломерации и устойчивая система расселения. Как найти баланс? (Минэкономразвития России, ЦСР)
  • Реализация Программ развития инфраструктуры населенных пунктов (Минстрой России)
  • Опорные населённые пункты: целевая модель развития (АСИ, Минстрой России)
  • Мастер-планы городов как инструмент достижения национальных целей (ЦСР)
  • Местное самоуправление в единой системе публичной власти: тенденции и перспективы
  • Роль представительных органов в реализации муниципальной реформы единства публичной власти (Екатеринбургская городская Дума)
  • Стратегическое планирование и мастер-планы в муниципальных образованиях: новые вызовы, цели и перспективы (Академия городских технологий «СРЕДА»)
  • Возможности активизации экономического потенциала городов МАГ за счет интеграции в международное евразийское экономическое пространство (Ассоциация «Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ)»)
  • Экспертная сессия «Города России: стратегии лидерства»
  • Развитие малых городов: лучшие практики и новые решения (ЦСР)
  • Оценка налогового потенциала агломерации (Институт экономики УрО РАН)
  • Валовой продукт агломерации: как обеспечить справедливое распределение и сбалансированное развитие территорий

6. Человеческий капитал

  • Модель управления человеческим капиталом (МУ «Сенеж» АНО «РСВ»)
  • Открытое заседание Совета Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
  • Культурный код производительности труда (Правительство Свердловской области, УрГЭУ)
  • Будущее спорта: возможности и вызовы ИИ (Администрация города Екатеринбурга)
  • Молодежь как ресурс развития города (Администрация Города Томска)
  • Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в городской среде
  • HR бренд территории. Роль корпоративной демографической политики (Правительство Свердловской области, УрГЭУ)
  • Развитие православных городов: сохранение идентичности в условиях современности
  • Местное самоуправление в единой системе сохранения общественного здоровья (Правительство Свердловской области)
  • Основы стратегии государственной культурной политики: реализация на местах (Администрация города Екатеринбурга)
  • ГосPR в муниципалитетах: инструменты влияния и доверия
  • Подготовка кадров для органов МСУ (РАНХиГС)
  • Программа «Время героев» для развития кадрового потенциала органов МСУ (РАНХиГС)
  • Как добиться улучшения демографической ситуации в городах. Научный подход и лучшие практики (СРГ)

7. Платформенная экономика

  • Развитие концепции «умного города»: результаты и перспективы
  • ИИ в муниципальном управлении
  • Беспилотный общественный транспорт в обеспечении транспортной доступности городских агломераций с городами спутниками. Возможности и перспективы (ООО «Группа Мовиста»)
  • ИИ в контрольно-надзорной деятельности (Администрация города Екатеринбурга)
  • Будущее цифровизации общественного сектора экономики городов (Издательский дом «Бюджет», Союз развития государственных финансов)
  • Маркетплейсы и городская среда: точки роста и зоны напряжения

Важные определения

Мастер-план - главный стратегический документ города, интегрирующий национальные цели с локальными задачами пространственного и социально-экономического развития.

Человеческий капитал - основной ресурс XXI века, определяющий конкурентоспособность города через способность привлекать, удерживать и развивать таланты.

Территориальный бренд - уникальная идентичность территории, основанная на историко-культурных особенностях, становящаяся драйвером развития и привлечения инвестиций.

Платформенная экономика - цифровая экосистема, включающая AI, умные технологии и платформенные решения для трансформации муниципального управления и городской среды.

Человекоцентричное управление - подход к городскому планированию и управлению, ориентированный в первую очередь на комфорт, безопасность и потребности жителей.

Креативная экономика - новый драйвер муниципального развития, приходящий на смену традиционным отраслям, основанный на творческих индустриях и инновациях.

Опубликовано: