Европейский космос: Project Bromo FOMO

Европа создает космического чемпиона: Airbus, Thales и Leonardo объединяются против Starlink и Китая. Проект IRIS² стоимостью $7 млрд должен обеспечить технологический суверенитет ЕС. Но эксперты предупреждают - Европа может опоздать.

Европейский космос: Project Bromo FOMO

🇪🇺 «Европейский суверенный космос»: почему для ЕС может быть слишком поздно

Кодовое название этого проекта: Project Bromo

В стремительно развивающейся новой космической гонке, где доминируют частные американские компании и амбициозные государственные программы Китая, Европейский союз предпринимает отчаянную попытку не остаться на обочине.

Объединение трех промышленных гигантов — Airbus, Thales и Leonardo — в единое космическое предприятие должно стать ответом на вызовы времени. Однако у этого амбициозного плана, одобренного на высшем политическом уровне, уже есть свои критики, которые полагают, что Европа опоздала, и ее попытки догнать лидеров могут быть тщетными.

Рождение нового промышленного гиганта

Европейская авиастроительная корпорация Airbus, итальянский концерн Leonardo и французская оборонная компания Thales подписали историческое соглашение о создании совместного предприятия. Этот новый промышленный гигант призван консолидировать опыт своих основателей в производстве спутников, космических систем и предоставлении услуг для освоения космоса. Примечательно, что разработка ракет-носителей не входит в сферу его деятельности.

ЕС создает спутникового чемпиона. Ключевые европейские оборонные компании (Airbus, Thales, Leonardo) объединяются для создания мощного игрока на космическом рынке.

Сделка структурирована следующим образом: Airbus станет мажоритарным владельцем с долей в 35%, внеся в новую компанию подразделения Space Systems и Space Digital. Leonardo и Thales получат по 32,5% акций, добавив свои космические активы, включая доли в совместных предприятиях Telespazio и Thales Alenia Space. Ожидается, что слияние будет завершено к 2027 году.

Центральной задачей нового альянса станет реализация масштабного проекта IRIS² (Infrastructure for Resilience, Interconnectivity and Security by Satellite). Эта спутниковая сеть предназначена для обеспечения высокоскоростного широкополосного интернета, преодоления «мертвых зон» связи и выполнения государственных задач в области безопасности.

Проект IRIS² как стержень. Основная практическая цель альянса — развертывание спутниковой сети IRIS² для обеспечения безопасной и высокоскоростной связи.

Финансовая сторона проекта впечатляет: его стоимость оценивается в 7 миллиардов долларов. Прогнозируется, что объединенная компания будет генерировать операционную прибыль в размере нескольких сотен миллионов евро ежегодно в течение пяти лет после закрытия сделки и обеспечит работой 25 тысяч человек по всей Европе.

Значительные экономические выгоды. Ожидается, что проект создаст тысячи рабочих мест и будет приносить сотни миллионов евро операционной прибыли ежегодно.

Вынужденный альянс: почему конкуренты объединились

Решение трех компаний, которые сами долгое время жестко конкурировали друг с другом, объединить усилия стало поворотным моментом для европейской космической отрасли.

Вынужденное сотрудничество. Бывшие конкуренты идут на альянс из-за растущего внешнего давления и невозможности в одиночку противостоять глобальным игрокам.

Как отметил Калеб Генри, директор по исследованиям Quilty Space, «еще 10 лет назад подобное слияние было бы немыслимо, но конкуренция между Airbus и Thales гораздо менее значительна, чем конкуренция между Европой, США и Китаем».

Непосредственной причиной стали финансовые трудности. Несмотря на то, что Европа — крупнейший в мире экспортер спутников, ее основные производители испытывали проблемы с рентабельностью. Для Airbus переломным моментом стали растущие убытки от передовых спутников, таких как программа OneSat. Генеральный директор компании Гийом Фори был вынужден реформировать оборонную и космическую стратегию. Thales, в свою очередь, столкнулась с проблемой избыточных мощностей.

Финансовая целесообразность. Сделка мотивирована убыточностью космических подразделений компаний и необходимостью консолидации ресурсов.

Интересно, что внутри отрасли проект получил шутливое название «Project FOMO» — от акронима «fear of missing out» («страх что-то упустить»). Это психологическое состояние, толкающее на необдуманное копирование чужих действий, как нельзя лучше отражает ту тревогу, которая царит в Европе в связи с ее отставанием в космической гонке.

Геополитическая арена: глобальный контекст и поддержка правительств

Создание нового предприятия — это не просто бизнес-инициатива, а осознанная стратегия ЕС по укреплению своего суверенитета.

Цель — технологический суверенитет. Главная задача — снизить зависимость от неевропейских технологий и создать конкурентоспособную альтернативу.

Европа остро нуждается в альтернативе Starlink, сервису спутниковой связи компании SpaceX Илона Маска, который доминирует в этом секторе по всему миру, включая саму Европу.

Ситуация усугубляется активностью Китая, который начал запуск собственных «мегасозвездий» — Guowang и Qianfan, которые в перспективе будут насчитывать 13 и 15 тысяч спутников соответственно. Для сравнения, группировка Starlink на октябрь 2025 года уже насчитывает 8728 аппаратов.

Прямой вызов Starlink и Китаю. Новое предприятие нацелено на конкуренцию с доминирующей группировкой Starlink и растущими китайскими "мегасозвездиями".

Инициатива компаний пользуется полной поддержкой правительств ключевых европейских стран. Этим летом президент Франции Эмманюэль Макрон прямо призвал европейцев составить конкуренцию США и Китаю в космосе. «Они пользуются нашей полной поддержкой и доверием. Я хочу, чтобы мы создали этого нового лидера как можно скорее», — заявил он.

Политическая воля как драйвер. Инициатива пользуется полной поддержкой на высшем уровне во Франции и Италии как вопрос стратегического суверенитета.

Италия также демонстрирует солидарность. В марте 2025 года страна приостановила переговоры со SpaceX о создании защищенной системы связи для нужд обороны. Это решение было принято после критики со стороны оппозиции, вызванной неоднозначными заявлениями Илона Маска об Украине.

Отказ от сотрудничества со SpaceX. Политические риски, включая позицию Илона Маска, заставили Италию приостановить переговоры со Starlink.

Министр финансов Франции Ролан Лескюр назвал сделку шагом, который «укрепит европейский суверенитет в условиях острой глобальной конкуренции». Его итальянский коллега, министр промышленности Адольфо Урсо, подчеркнул поддержку «европейских лидеров и их способности конкурировать на мировом рынке».

Сомнения экспертов: угроза провала из-за бюрократии и запоздалой реакции

Несмотря на мощную политическую и финансовую поддержку, у экспертов есть серьезные сомнения в успехе всего предприятия. Главный аргумент критиков — Европа слишком долго медлила.

Запоздалая реакция. Многие эксперты считают, что Европа слишком долго медлила, и теперь ей придется наверстывать упущенное в условиях жесткой конкуренции.

В то время как SpaceX и Китай уже развертывают свои группировки тысячами спутников, европейский альянс только начинает двухлетний процесс консолидации. Именно в этот же период ему предстоит приступить к сложнейшей задаче проектирования и развертывания сети IRIS².

Риск провала из-за бюрократии. Главная угроза успеху — внутренние процессы: консолидация трех гигантов может отнять время и силы, необходимые для инноваций и быстрого развертывания сети.

Кристиан фон дер Ропп, консультант по спутниковой связи, прямо заявил: «Я считаю, что это произошло слишком поздно. Компания будет связана консолидацией как минимум в течение следующих двух лет: в этот же срок, как ожидается, она должна будет проектировать IRIS²».

Эволюция стратегии проекта также указывает на вынужденную реактивную позицию. Изначально звучали заявления, что проект создается не в пику Маску, а как локальная альтернатива. Однако к лету 2025 года стало ясно, что спутники новой компании будут напрямую конкурировать со Starlink на низких околоземных орбитах (высота 340–550 км), от идеи запуска аппаратов на более высоких орбитах было решено отказаться.

Ориентация на низкие орбиты. Стратегия проекта эволюционировала в сторону прямой конкуренции со Starlink на низких околоземных орбитах.

Заключение: гонка против времени

Объединение Airbus, Thales и Leonardo — это, без сомнения, поворотный пункт для европейской космической отрасли. Это признание того, что в одиночку ни одна компания, ни одна страна не в состоянии противостоять глобальным вызовам. Проект обладает всем: политической волей, финансовыми ресурсами и промышленным потенциалом.

Однако главным противником Европы в этой гонке является время.

Пока три гиганта будут проходить сложный и бюрократически тяжелый процесс слияния, их конкуренты продолжат наращивать свои группировки и укреплять доминирование на рынке. Успех европейского «суверенного космоса» будет зависеть от того, удастся ли новому альянсу преодолеть внутреннюю инерцию и не утонуть в консолидации, чтобы успеть предложить миру реальную, работающую альтернативу. Если этого не произойдет, опасения экспертов о том, что «слишком поздно», могут стать суровой реальностью.

Важные определения

IRIS² (Infrastructure for Resilience, Interconnectivity and Security by Satellite) - европейская спутниковая система для обеспечения безопасной связи, создания интернета в "мертвых зонах" и выполнения государственных задач безопасности.

Технологический суверенитет - стратегическая способность государства или союза государств самостоятельно разрабатывать и контролировать ключевые технологии, уменьшая зависимость от иностранных решений.

Project FOMO ("fear of missing out") - неофициальное название европейского космического проекта, отражающее психологическое состояние "страха упустить возможность" в космической гонке.

Низкие околоземные орбиты (340-550 км) - область космического пространства, где размещаются спутники Starlink и где теперь планирует конкурировать европейский альянс.

Совместное предприятие - стратегический альянс трех компаний (Airbus 35%, Leonardo и Thales по 32,5%) для создания единого европейского космического игрока.

Опубликовано: