Этнические особенности русских и еврейских подростков
Исследование взаимосвязи этнической идентичности и автостереотипов у русских и еврейских подростков. Выявлены культурно-универсальные закономерности и специфические особенности, обусловленные статусом большинства/меньшинства.
Взаимосвязь этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков: культурно-универсальные и культурно-специфические аспекты
Авторы: М.Ю. Чибисова, М.А. Зверева
Современный мир характеризуется интенсификацией межэтнических контактов, трансформацией межнациональных отношений и одновременным ростом национального самосознания как этнических меньшинств, так и большинств. В этих условиях повышенного межкультурного взаимодействия особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием в полиэтнической среде.
Тезис 1: Подростковый возраст является критическим периодом для формирования этнической идентичности и стереотипов.
Именно в этот период происходит интенсивное формирование этнической идентичности и развитие таких компонентов этнического сознания, как авто- и гетеростереотипы. Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи между типом, выраженностью этнической идентичности и содержанием/выраженностью этнических автостереотипов на примере русских и еврейских подростков, представляющих, соответственно, этническое большинство и меньшинство в условиях поликультурного мегаполиса (Москвы).
Теоретическая основа
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория социальной идентичности Г. Тэшфела и Дж. Тернера и социально-психологические концепции этнической идентичности.
Тезис 2: Этническая идентичность состоит из когнитивного и аффективного компонентов и может варьироваться от гипоидентичности (этнонигилизм) до гиперидентичности (этнофанатизм).
Этническая идентичность понимается нами как составная часть социальной идентичности личности, фиксирующая осознание своей принадлежности к определенной этнической общности (Т.Г. Стефаненко).
В ее структуре выделяются:
- Когнитивный компонент: знания и представления об особенностях собственной группы, осознание себя как ее члена.
- Аффективный компонент: оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства.
С использованием шкалы этноцентризма (Г.У. Солдатова) выделяются следующие типы этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма (позитивная этническая идентичность), этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм.
Упрощенно их можно объединить в три категории:
- гипоидентичность (этнонигилизм, индифферентность),
- норма
- гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм).
Этнический стереотип – это схематизированный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ своей (автостереотип) или чужой (гетеростереотип) этнической общности. Мы анализировали стереотипы по двум параметрам:
- Выраженность: степень наличия качеств, приписываемых группе.
- Интенсивность: количественный показатель представленности стереотипных качеств у каждого испытуемого.
Согласно теории Тэшфела, последствием социальной категоризации может являться стереотипизация, функция которой – межгрупповая дифференциация. Оценка собственной группы происходит через сравнение с другими группами, и результат, благоприятный для своей группы, порождает положительную социальную идентичность.
Методология исследования
Выборка. В исследованиях, объединенных в данной статье, приняли участие в общей сложности 227 респондентов: 115 русских и 112 евреев. Основную группу составили подростки 14-15 лет (75 русских и 76 евреев), для сравнения привлекалась молодежь 19-25 лет (40 русских и 36 евреев). Все респонденты – учащиеся средних общеобразовательных и высших учебных заведений Москвы.
Методы и методики.
1. Метод фокус-групп: использовался на предварительном этапе для выявления социальных представлений и набора качеств, ассоциирующихся с понятиями «типичный русский» и «типичный еврей».
2. Методика биполярных шкал: модифицированная версия, включающая 43 пары полярных качеств, выявленных в фокус-группах. Испытуемые оценивали по 7-балльной шкале, насколько то или иное качество характерно для типичного представителя своей и другой этнической группы. Качество считалось стереотипным, если с его наличием соглашались не менее 80% испытуемых.
3. Опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова): для диагностики шести типов этнической идентичности.
4. Методика Дж. Финни: для измерения выраженности когнитивного и аффективного компонентов, а также общего показателя выраженности этнической идентичности.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS 17.0 с использованием корреляционного анализа Спирмена и кластерного анализа.
Результаты
Содержание автостереотипов
Тезис 3: Автостереотипы у русских и еврейских подростков носят исключительно положительный характер.
Анализ данных биполярных шкал показал, что все качества, приписываемые подростками своей собственной группе (автостереотипы), имели положительную валентность. Антистереотипные качества (противоположные стереотипным) были, соответственно, отрицательными.
Русские подростки выделили у своей группы такие автостереотипы, как остроумный, умный, дружелюбный, уверенный в себе, отважный, патриотичный, гостеприимный, талантливый, общительный, красивый.
Еврейские подростки приписали своей группе гостеприимный, эрудированный, решительный, милосердный, трудолюбивый, добрый, целеустремленный, искренний, заботливый, бережливый, религиозный, удачливый и др.
На основе этих характеристик были сформированы кластеры – группы схожих качеств:
- У русских: «Интеллект», «Общение», «Внешность», «Воля».
- У евреев: «Интеллект», «Общение», «Внешность», «Воля», «Альтруизм».
Культурно-универсальные закономерности
Тезис 4: Взаимосвязь идентичности и автостереотипов является культурно-универсальной для подросткового возраста.
Было установлено, что для подростков обеих этнических групп характерны следующие закономерности:
- Существует взаимосвязь между типами этнической идентичности и выраженностью автостереотипов.
- Существует взаимосвязь между выраженностью этнической идентичности (общим показателем и отдельными компонентами) и выраженностью автостереотипов.
- Внутри одной этнической группы данные взаимосвязи сильнее выражены у девочек, нежели у мальчиков.
Тезис 7: Гендерные различия: у девочек связи между идентичностью и стереотипами выражены сильнее, чем у мальчиков.
Культурно-специфические особенности
Несмотря на универсальность связи, ее содержательные аспекты различались у русских и еврейских подростков.
У русских подростков (статус большинства):
Тезис 5: У русских подростков нормальная идентичность положительно коррелирует с автостереотипами, а гипоидентичность — отрицательно.
- Обнаружена отрицательная корреляция между гипоидентичностью (этнонигилизм, индифферентность) и выраженностью/интенсивностью автостереотипов. Чем слабее была выражена этническая идентичность, тем менее яркими и интенсивными были автостереотипы.
- Выявлена положительная корреляция между нормой (позитивной этнической идентичностью) и выраженностью/интенсивностью автостереотипов. Подростки с нормальной идентичностью склонны были более ярко и позитивно описывать свою группу.
- Кластеры «Общение» и «Воля» отрицательно коррелировали с этнической индифферентностью, а «Общение» и «Внешность» – положительно с аффективным компонентом идентичности.
У еврейских подростков (статус меньшинства):
Тезис 6: У еврейских подростков гиперидентичность положительно связана с автостереотипами.
- Обнаружена положительная корреляция между гиперидентичностью (этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм) и выраженностью автостереотипов. Чем более выраженной и гипертрофированной была этническая идентичность, тем более яркими были позитивные автостереотипы.
- Наблюдалась отрицательная взаимосвязь между выраженностью этнической идентичности и выраженностью автостереотипов (в отличие от русских).
- Кластеры «Внешность», «Воля» и «Альтруизм» положительно коррелировали с когнитивным и аффективным компонентами идентичности и общим ее показателем.
Тезис 8: Еврейские девочки демонстрируют уникальную связь гиперидентичности с отрицательными гетеростереотипами.
Важной специфической особенностью стало то, что только у еврейских девочек были выявлены гетеростереотипные характеристики, а также отрицательные корреляции между гиперидентичностью и выраженностью/интенсивностью гетеростереотипов.
Возрастная динамика
Тезис 12: Возрастная динамика: связи ослабевают к ранней взрослости, уступая место другим факторам.
Сравнение с группой молодежи (19-25 лет) показало, что выявленные взаимосвязи более характерны именно для подросткового возраста. У молодежи количество и сила корреляций между идентичностью и стереотипами уменьшаются, а их характер меняется, что свидетельствует о завершении активного процесса этнического самоопределения к ранней взрослости.
Обсуждение
Полученные результаты убедительно демонстрируют, что процессы этнической идентификации и стереотипизации в подростковом возрасте тесно взаимосвязаны.
Тезис 9: Статус большинства/меньшинства влияет на содержание и выраженность связей (русские — большинство, евреи — меньшинство).
Влияние статуса «большинство-меньшинство» является ключевым для объяснения выявленных различий.
Для группы большинства (русские) характерна тенденция к большей вариативности идентичности – от индифферентности до позитивной нормы. Нормальная идентичность у них поддерживается позитивным автостереотипом.
Для группы меньшинства (евреи) процесс формирования идентичности начинается раньше и протекает более интенсивно, что может приводить к более поляризованным вариантам – от слабой идентичности до гиперидентичности, которая и оказывается связана с яркими автостереотипами.
Тезис 10: Этнокультурные особенности (например, религиозность у евреев) усиливают формирование идентичности.
Этнокультурные особенности также играют значительную роль. Так, для еврейской группы важным фактором, способствующим формированию четкой идентичности, является исторически сложившаяся роль религии, семьи и традиций в сохранении единства нации в инокультурном окружении.
Это отразилось в наличии у еврейских подростков такого кластера, как «Альтруизм» (милосердный, заботливый, добрый), который положительно коррелировал с идентичностью.
Гендерные различия объясняются общей возрастной гетерохронностью развития: девочки-подростки опережают мальчиков в социально-психологическом развитии, включая сферу этнического самосознания.
Тезис 11: Практическая значимость: результаты могут быть использованы для разработки программ поликультурного образования и профилактики межэтнической напряженности.
Результаты исследования имеют важное практическое значение. Понимание того, что позитивная этническая идентичность (норма) у большинства связана с позитивным образом своей группы, а у меньшинства риски смещены в сторону гиперидентичности, позволяет точечно выстраивать воспитательную работу. Необходимо создавать в поликультурной образовательной средe условия для формирования именно позитивной этнической идентичности у всех учащихся, что является залогом профилактики ксенофобии и межэтнической напряженности.
Выводы
1️⃣ Подтверждена основная гипотеза исследования: между этнической идентичностью и этническими стереотипами в подростковом возрасте существует взаимосвязь, имеющая как культурно-универсальные, так и культурно-специфические аспекты.
2️⃣ Взаимосвязь выраженности автостереотипов и типа этнической идентичности является культурно-универсальным феноменом для подростков.
3️⃣ Содержательные особенности этой взаимосвязи определяются статусом этнической группы (большинство/меньшинство) и ее этнокультурной спецификой.
4️⃣ У русских подростков (большинство) выраженность автостереотипов положительно связана с нормой и отрицательно – с гипоидентичностью.
5️⃣ У еврейских подростков (меньшинство) выраженность автостереотипов положительно связана с гиперидентичностью.
6️⃣ Выявленные взаимосвязи носят более выраженный характер у девочек и являются специфичными для подросткового возраста.
Литература
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
- Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behavior. Oxford, 1981.
- Phinney J. S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993.
Важные определения
Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Включает:
- Когнитивный компонент: знания о своей группе
- Аффективный компонент: эмоциональное отношение к членству
Типы этнической идентичности (по Г.У. Солдатовой):
- Гипоидентичность (этнонигилизм, индифферентность)
- Норма (позитивная этническая идентичность)
- Гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм)
Этнический стереотип - схематизированный, эмоционально окрашенный образ этнической группы:
- Автостереотипы - описывают собственную группу
- Гетеростереотипы - описывают другую этническую группу
Параметры анализа стереотипов:
- Выраженность - степень наличия качеств
- Интенсивность - количественный показатель представленности качеств
Оригинальные статьи
Опубликовано:


