Экология 2025: Обзор изменений

Обзор ключевых изменений экологического законодательства в I квартале 2025 года: новые требования к отчетности, увеличение ставок экосбора, ужесточение контроля за отходами и выбросами. Актуально для юристов, экологов и специалистов предприятий.

Экология 2025

💯 Обзор ключевых изменений законодательства России в сфере экологии за I квартал 2025 г.

"Зеленый" тренд продолжает определять развитие природоохранного законодательства России. В первом квартале 2025 года вступили в силу важные изменения, затрагивающие все аспекты экологического регулирования - от контроля за опасными объектами до ставок платежей за негативное воздействие. Наш обзор поможет специалистам своевременно адаптироваться к новым требованиям Росприроднадзора, избежать штрафов и оптимизировать экологические затраты.

Статья 7 Федерального закона от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ»

01.03.2025 истекли сроки в рамках регулирования эксплуатации и вывода из эксплуатации отдельных (опасных) производственных объектов:

  • срок, в течение которого компании, которым принадлежат полигоны отходов I и II классов опасности, введенные в эксплуатацию до 01.09.2023, должны были согласовать с Росприроднадзором период времени эксплуатации таких объектов;
  • срок, в течение которого предприятия, которые до 01.09.2023 ввели в эксплуатацию опасные производственные объекты или здания, сооружения, находящиеся на таких объектах, должны были представить в Росприроднадзор сведения о сроке эксплуатации таких объектов;
  • срок, в течение которого организации, которые до 01.09.2023 ввели в эксплуатацию шахты угольной промышленности, должны были представить в Росприроднадзор сведения о сроке пользования участком недр.

В случае непредставления указанной информации до 01.03.2025 организации обязаны до 01.09.2025 исполнить возложенные на них обязанности по обеспечению вывода из эксплуатации отдельных (опасных) производственных объектов, а именно:

  • разработать план мероприятий по выводу объекта из эксплуатации;
  • получить в отношении плана мероприятий заключение ГЭЭ и заключение об обоснованности определения сметной стоимости реализации плана;
  • предоставить финансовое обеспечение плана мероприятий.

В дальнейшем, неисполнение указанных обязанностей может стать основанием для взыскания с владельца объекта компенсационного платежа. Росприроднадзор признает нарушение последнего возможного срока представления информации индикатором риска. При таких обстоятельствах орган контроля вправе выдавать предостережение, а также проводить КНМ.


Федеральный закон от 04.08.2023 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ»

Введена обязанность размещения экологической информации в государственной информационной системе состояния окружающей среды. Юридические лица, которые обязаны представлять в Росприроднадзор информацию о состоянии окружающей среды, также должны размещать такие сведения в федеральной государственной информационной системе.


Постановление Правительства РФ от 11.09.2024 № 1236 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096»

Внесены изменения в Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре). В качестве разрешительных документов, являющихся предметом экологического контроля (надзора), признаны решения о включении сведений о компании, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, в соответствующий реестр. Соответственно, производственные объекты, на которых осуществляется утилизация отходов, отнесены к объектам контроля (надзора). Одновременно из перечня таких документов исключено согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.


Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 № 1910 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 01.12.2022 № 2200»

До конца 2025 года продлено проведение эксперимента по консультированию Росприроднадзором бизнеса по вопросам соответствия их деятельности при реализации инвестиционных проектов требованиям природоохранного законодательства. Для участия в эксперименте компания вправе подать соответствующую заявку в Росприроднадзор, который по результатам ее рассмотрения уполномочен предоставить мотивированное мнение о соответствии планируемой или имеющейся деятельности лица нормативным требованиям. Ранее предусматривалось завершение эксперимента 31.12.2024.


Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 № 1955 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»

В связи с вступлением в силу 28.12.2024 поправок в Закон о контроле (надзоре) ряд положений Постановления Правительства РФ № 336, которые перенесены в упомянутый закон, утратили силу. Дополнительно отменили пункт о завершении КНМ, решение о котором принято до введения моратория на проверки. Также ограничили срок применения особенностей выдачи предписаний по итогам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом – до 01.01.2030. Ряд изменений направлен на акцент контролирующих органов, в т. ч. Росприроднадзора, в сторону профилактических мероприятий. Так, обязательные профилактические визиты, незавершенные к началу 2025 года и запланированные на 2025 год, могут провести до 01.01.2026.

Теперь в случае поступления в Росприроднадзор информации о возгорании или задымлении на полигоне отходов в отношении обслуживающей организации может быть проведено КНМ.


Постановление Правительства РФ от 01.08.2024 № 1041 «О значениях базовых ставок экологического сбора …»

Установлены новые значения базовых ставок экологического сбора на группы товаров, упаковки и отходы от использования которых подлежат утилизации (например, нефтепродукты, пластмассовые изделия) на 2025–2027 годы. В 2025 году ставки экологического сбора увеличились на 15% по сравнению с предыдущим годом. В 2026 году произойдет их повышение на 8%, а в 2027 – еще на 4%. Обязанность по уплате экологического сбора предусмотрена только для производителей и импортеров товаров, в т. ч. упаковки, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования или утилизацию в требуемом объеме. Указанный подзаконный акт также предусматривает определение значений коэффициентов, учитывающих особые условия утилизации отходов таких товаров (например, сложность изменения отходов, возможность утилизации при многократном использовании, востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов) на 2025 и 2026 годы. Ранее действующие ставки экологического сбора прекращают свое действие с 01.09.2025.


Постановление Правительства РФ от 24.09.2024 № 1290 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 17.04.2024 № 492»

Утверждены ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и в водные объекты, установленные Постановлением Правительства РФ № 492, на 2025 год. В перечень загрязняющих веществ включены 54 новые позиции, включая углерод, тяжелые металлы, асбест и смолистые вещества. Новые ставки установлены аналогично действующим, но проиндексированным в размере инфляции.


Постановление Правительства РФ от 21.12.2024 № 1847 «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509»

Увеличен повышающий коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, с 4,65 до 4,84.


Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1990 «О порядке взимания экологического сбора»

Во исполнение изменений в статье 24.5 Закона об отходах утверждены новые Правила взимания экологического сбора. Экологический сбор исчисляется и уплачивается производителями и импортерами товаров, которые самостоятельно не утилизируют отходы от использования товаров и упаковки. Если производитель / импортер продукции по договору передал обязанности по утилизации отходов утилизатору, экологический сбор взимается с последнего. Срок уплаты экологического сбора – до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Новые положения имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2024.


Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 № 1901 «Об утверждении Правил расчета и применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов …»

Введены Правила расчета и применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации.

Производитель рассчитывает понижающий коэффициент путем установления разницы между единицей и долей вторичного сырья (К = 1 - Дс) применительно к каждому товару, отходы от использования которого подлежат утилизации в отчетном периоде.

До 15.04.2027 понижающий коэффициент применим к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, в отношении:

  • 55% массы упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации в 2025 году;
  • 75% массы упаковки, произведенной на территории РФ, отходы от использования которой подлежат утилизации в 2026 году.

Указанные положения применимы в случае, если продукция произведена на территории РФ с использованием вторичного сырья, произведенного также на российской территории.


Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1991 «О порядке подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья …»

В целях подтверждения производства товаров с использованием вторсырья производителю следует обратиться в Минпромторг с соответствующей заявкой.

Для этого изготовитель продукции должен иметь техническую и технологическую возможность, которую устанавливает уполномоченная ТПП РФ при выездной или дистанционной оценке. В ходе указанной процедуры проверяется наличие оборудования и возможность его использования для производства товаров с вторсырьем.

В случае положительной оценки ТПП РФ и удовлетворения Минпромторгом заявки производитель вносится в реестр подтверждений.


Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»

Вступили в силу требования к организациям, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых приравнивается к более 50 тыс. тонн углекислого газа в год. Юридические лица обязаны предоставлять документацию о таких выбросах до 1 июля года, следующего за отчетным, по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707.

Кроме того, установлены допустимые объемы производства и ввоза озоноразрушающих веществ. При осуществлении хозяйственной деятельности компании обязаны соблюдать утвержденные нормативы и предоставлять отчетность о веществах, разрушающих озоновый слой.


Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты РФ»

Начало действовать положение об обеспечении производителями и импортерами утилизации отходов в размере 55% массы упаковки товаров, произведенной в России или ввезенной из иностранных государств. Кроме того, с начала 2025 года применяются положения пункта 14 статьи 24.2-1 Закона об отходах. Согласно указанной норме производители и импортеры продукции, которые перевыполнили норматив утилизации упаковки в прошлом отчетном периоде, имеют право на соответствующее уменьшение объема утилизации в текущем году.


Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки»

Помимо этого, введен новый перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, срок действия которого определен до 01.01.2030.


Федеральный закон от 08.08.2024 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты РФ»

Конкретизированы отдельные положения, касающиеся нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Указанные нормативы разрабатываются и утверждаются в соответствии с Законом об отходах в составе комплексного экологического решения. В этой связи, предприятие, намеренное получить такое решение, должно обосновать соответствующие нормативы и их расчеты. Это правило также применимо и к предпринимателям, осуществляющим деятельность на объектах I–II категории в случае выдачи на объекты II категории комплексного экологического решения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. В таком случае, если компания осуществляет обязательство на объекте II категории, не требуется включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.


Федеральный закон от 26.12.2024 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды".»

В законодательство об отходах и об охране окружающей среды включены нормы об особенностях обращения с ТКО на труднодоступных территориях. Сведения об отдаленных районах и перегрузочных станциях, с использованием которых возможна транспортировка ТКО, должны отражаться в территориальных схемах обращения с отходами. По общему правилу на труднодоступных территориях хранение отходов возможно более чем 12 месяцев, а накопление – не более 1 года. Исключение составляют обстоятельства при заключении организациями договоров на оказание услуг по обращению с отходами 1 и II классов опасности – в таком случае установленные сроки продлеваются еще на 12 месяцев.


Постановление Правительства РФ от 06.11.2024 № 1486 «Об утверждении Правил подтверждения факта вывоза, в том числе третьими лицами, из РФ товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации»

Закон об отходах не устанавливает обязанность для производителей и импортеров товаров, которые вывозятся из РФ, обеспечивать утилизацию отходов от их использования (пункт 8 статьи 24.2). Правительство РФ разработало Правила, в соответствии с которыми указанные лица могут подтвердить отсутствие необходимости утилизировать отходы от использования товаров. В этих целях компания должна доказать факт вывоза из России товаров, в том числе в упаковке, отходы от использования которых подлежат утилизации в отчетном периоде. Производитель, импортер представляет в ЕГИС УОИТ сведения о вывезенных товарах; упаковке, отчетность о массе, ввезенных объемах из государств, не являющихся членами ЕАЭС (например, сведения о таможенных декларациях, по которым осуществлен экспорт товаров). В случае вывоза товаров в государства – члены ЕАЭС необходимо представить сведения о статистических формах учета перемещения товаров за отчетный период. Кроме того, производители, импортеры товаров должны дополнительно представить в ЕФГИС УОИТ документы, подтверждающие факт передачи товаров третьим лицам.


Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2024 № 2330-р «Об утверждении перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья в их составе»

В 2023 году Правительство РФ было наделено компетенцией в сфере установления перечней видов продукции, работ и услуг, в составе которых должно обязательно включаться вторичное сырье. Так, к производственным товарам отнесены строительные материалы (цементы, кирпич силикатный и шлаковый), изделия из переработанной древесины, пластика, резины, а также продукция для удобрения почв. Обязательное использование вторсырья должно предусматриваться в проектной документации, разработанной после 01.01.2025, на выполнение работ и оказание услуг по ликвидации и консервации горных сооружений, дорожному строительству, рекультивации и химической мелиорации земель.

Указанные перечни не являются окончательными и будут ежегодно актуализироваться по предложению Минпромторга России.


Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028

Изменен порядок ведения юридическими лицами обобщенных данных об учете отходов. До 01.01.2025 обобщение данных об учете отходов осуществлялось за календарный год. Теперь соответствующие данные обобщаются раз в месяц, квартал и год не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетными периодами. При этом сведения за квартал, полгода, девять месяцев и год формируются нарастающим итогом.


Приказ Росприроднадзора от 20.12.2024 № 723

Федеральный классификационный каталог отходов является элементом государственного кадастра отходов, позволяющим определить предприятию класс отходов, образующихся в результате производственной деятельности, и способ их правильной утилизации. С февраля 2025 года в него включены новые виды отходов: • отходы при проходке стволов шахт добычи сырой нефти; • отходы производства селена, сульфидов и сульфида натрия; • прочие отходы при очистке водных объектов от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.


Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 09.10.2023 № 1651 «Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае, предусмотренном частью четырнадцатой статьи 7 Закона РФ "О недрах"»

С 01.03.2025 изменен срок реализации преимущественного права на подачу заявки на предоставление права пользования участком недр федерального значения в случае, предусмотренном частью 14 статьи 7 Закона о недрах, и при условии, если:

  • пользователь недр поставил запасы полезных ископаемых на государственный баланс по результатам геологического изучения данного участка недр до 01.03.2024;
  • в границах участка недр ранее были образованы отходы недропользования от его пользования иными лицами или списаны запасы полезных ископаемых с государственного баланса.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1693 «Об утверждении Правил установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование»

Введены новые Правила установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, которые уточняют и дополняют ранее действующие положения. В частности, изменен состав комиссий по рассмотрению заявок на изменение границ участка недр и расширен перечень государственных органов, участвующих в процедуре согласования соответствующего изменения (включены Минсельхоз, Росводресурсы и Россельхознадзор). Установлены институты «параллельного» изменения границ сопредельных участков недр и «резервирования» части участка недр, который в будущем предполагается использовать для изменения границ. Предусмотрены новые основания увеличения участка недр, такие как: • на вышележащей и/или нижележащей части недр за пределами участка недр находится полезные ископаемые, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на изменяемом участке недр (если полезные ископаемые относятся к поваренным, калийным, магниевым солям, условие о вышележащей / нижележащей части недр не применяется); • подземные воды, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на изменяемом участке недр, находятся за его пределами; • за пределами участка недр – геологического отвода или горного отвода, располагаются полезные ископаемые, поставленные на баланс и относящиеся к месторождению, частично расположенному на изменяемом участке недр; • отходы недропользования располагаются за границами участка недр.

Отменено 20% ограничение по объему запасов полезных ископаемых, присоединяемых к участку недр для: • месторождений углеводородного сырья, запасы которых поставлены на баланс по результатам работ, осуществленных недропользователями за счет собственных и (или) привлеченных средств; • месторождений угля, поваренных, калийных, магниевых солей, в отношении которых получено заключение государственной экспертизы запасов, содержащее вывод о невозможности самостоятельной промышленной отработки частей указанных месторождений.


Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 № 280 «Об утверждении Правил обращения пользователей недр …»

Установлен порядок обращения недропользователей о предоставлении права пользования участками недр, расположенных на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, в Запорожской и Херсонской областях, которые имеют документы, выданные до принятия в РФ новых территорий. До 01.01.2026 указанные пользователи недр вправе обратиться в Роснедра с заявкой для оформления лицензии на пользование недрами.


Приказ Минприроды России № 35, Роснедр № 01 от 17.01.2025

Пользователи недр, которые в 2024 году добыли обезвоженную, обессоленную и стабилизированную нефть суммарным объемом не менее 10 млн тонн, до конца 2025 года вправе не предоставлять копию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности при подаче новых заявок на получение права пользования недрами.


Приказ Минприроды России от 17.01.2025 № 34

(Описание отсутствует в исходном документе)


Федеральный закон от 25.12.2023 № 657-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Уточнены положения, касающиеся необходимости обозначения на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками – такое требование предусмотрено только для территорий, используемых в рекреационных целях.


Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 № 1459 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»

Утверждены специальные Правила установления границ охраны водных объектов на таких территориях. В этой связи, ранее заключенные договоры водопользования должны быть приведены в соответствие с новыми положениями.


Федеральный закон от 08.07.2024 № 166-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс РФ»

Водный кодекс РФ дополнен новым основанием для использования водных объектов – размещение, буксировка, установка и эксплуатация плавучих объектов. Использование плавучих объектов разрешено только при условии их оснащения оборудованием, не допускающим загрязнение водоемов. Сброс сточных вод не допустим. Также упрощены правила заключения договора водопользования для правообладателей земельных участков или гидротехнических сооружений, находящихся в государственной / муниципальной собственности и необходимых для использования акватории для плавучих объектов – не требуется проведение аукциона при условии полного или частичного их расположения в границах береговой полосы.


Постановление КС РФ от 24.03.2025 № 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 34 и пункта 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод в связи с жалобой АО "Объединенная двигателестроительная корпорация"»

Конституционный суд РФ признал не соответствующими основному закону абзац 2 пункта 34 и пункт 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Согласно указанным нормам при параллельном отборе проб сточных вод для анализа их составов – свойств разделение проб осуществляется только на контрольную и параллельную (по общему правилу должна быть еще резервная), если срок их хранения составляет менее 12 суток. При таких условиях результаты исследования являются производными из среднего арифметического двух, а не трех показателей проб. Правила не допускают исключений даже в случае несопоставимости результатов анализов проб. Высший судебный орган указал, что приведенные положения неконституционны в той мере, в какой они не позволяют абоненту при несопоставимости результатов анализов контрольной и параллельной проб произвести разделение в том числе на резервную пробу, срок хранения которой составляет менее 12 суток, но еще не истек, и учитывать ее показатели при исследовании. Правительство РФ должно внести необходимые изменения в Правила. До момента уточнения правового регулирования необходимо исходить из того, что: • если срок хранения проб составляет менее 12 суток, при параллельном отборе проб сточных вод для анализа абонент вправе заявить о необходимости отбора за его счет дополнительной – резервной – пробы и ее анализа по тем показателям, по которым проводится анализ контрольной и параллельной проб, или по части этих показателей; • указанное исследование должно проводится за счет абонента в лаборатории, не участвующей в анализе контрольной и параллельной проб и не аффилированной с водоотводящей организацией или с абонентом; • в случае непредставления абонентом протоколов исследований параллельной и резервной проб результат контроля определяется на основе результата анализа, проведенного по заказу водоотводящей организации.


Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2025 № 260-р «О внесении изменений в Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р»

Уточнен и дополнен перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого при применении наилучших доступных технологий. Указанный перечень утвержден в целях использования предпринимателями возможности, установленной подпунктом 5 пункта 1 статьи 253.3 Налогового кодекса РФ. Так, благодаря внедрению более экологических технологий производства компании – плательщики налога на прибыль вправе применять специальный коэффициент к основной норме амортизации.


Приказ Минприроды России от 20.11.2024 № 671

(Описание объединено со следующим документом)


Приказ Минприроды России от 11.11.2024 № 654

Заменены нормативные документы, которые устанавливают технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля, а также производства керамических изделий. Новые формы будут действовать в течение 6 лет.


Федеральный закон от 25.12.2023 № 673-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" …»

Правительством РФ введены правила проведения оценки воздействия на окружающую среду.


Постановление Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644 «О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду»

Оценка проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, и необходима для всех объектов, проходящих государственную экологическую экспертизу.

Ответственным является лицо (в т. ч. уполномоченное заказчиком работ по оценке), которое отвечает за подготовку документации по деятельности и представляет ее на экологическую экспертизу.

Оценка включает следующие этапы:

  • предварительная оценка;
  • подготовка технического задания;
  • исследования окружающей среды;
  • создание материалов оценки воздействия на окружающую среду;
  • уведомление властей об общественных обсуждениях и их проведение;
  • размещение результатов оценки в открытом доступе в сети «Интернет» для информирования общественности о воздействии деятельности на окружающую среду.

Кроме того, обновлен порядок проведения общественных обсуждений при оценке воздействия на окружающую среду и предусмотрена возможность их проведения по инициативе граждан.


Приказ Росприроднадзора от 21.02.2025 № 110

Уточняются требования к экспертам государственной экологической экспертизы.

В соответствии с новыми положениями эксперт должен быть аттестован и внесен в соответствующий реестр.

Аттестация экспертов проводится Росприроднадзором на безвозмездной основе в соответствии с установленным порядком.

Description ### Важные определения

Экологический сбор - обязательный платеж производителей и импортеров товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от использования своей продукции.

КНМ - контрольно-надзорные мероприятия, проводимые Росприроднадзором для проверки соблюдения природоохранного законодательства.

НДТ - наилучшие доступные технологии, представляющие собой современные методы производства, обеспечивающие минимальное воздействие на окружающую среду.

ТКО - твердые коммунальные отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза, обязательная оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.

ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду, процедура учета экологических требований при принятии хозяйственных решений.

Опубликовано: