Развитие застройки Подмосковья в 21 веке
Анализ развития Подмосковья через космическую съемку и ИИ. Изучены 125 000 га новой застройки, 1093 км дорог и специализация муниципалитетов. Ключевые тренды: доминирование малоэтажного строительства и влияние транспортной доступности на развитие региона.
💯 Развитие застройки Подмосковья в XXI веке через призму космического мониторинга и ИИ
Московская область представляет собой один из наиболее динамично развивающихся регионов России. Ее экономический и демографический потенциал делает ее ключевым объектом для анализа урбанистических процессов.
Размер ее бюджета уступает только Москве. Значительная часть области входит в состав крупнейшей в мире агломерации – Московской.
Подмосковье занимает второе место в России по объему розничной торговли, третье – по объемам отгруженной продукции обрабатывающих производств.
На 1 января 2024 года численность постоянного населения области составила 7 690 863 человека, что создает стабильно высокий спрос на жилье и инфраструктуру.
Принципы анализа
Исследование базируется на ретроспективном анализе данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с применением алгоритмов искусственного интеллекта.
Анализ охватывал три временных периода:
- 2000-2014 года
- 2014-2017 года
- 2017-2023 года
ИИ идентифицировал контуры объектов капитального строительства (ОКС), которые были классифицированы по шести типам:
- Многоэтажная жилая застройка
- Малоэтажная частная застройка
- Коммерческие и социальные объекты
- Объекты транспортной инфраструктуры
- Транспортные артерии
- Промышленные объекты
Итоговые масштабы строительства за 24 года впечатляют.
За 24 года суммарно было построено около 125 000 га новых объектов. Полная протяжённость новых или капитально перестроенных дорог – 1 093 км.
Какие очаги застройки можно выделить?
Пространственный анализ выявил четкую зависимость типа застройки от локации и транспортной доступности.
Многоэтажная застройка
Этот тип застройки сконцентрирован в ближайшем окружении Москвы.
Новая многоэтажная застройка сконцентрирована в ближайшем окружении МКАДа. Она попадает в 1 зону автотранспортной доступности – менее 30 минут езды до МКАДа.
Основная причина — маятниковая миграция. Вторичные очаги многоэтажного строительства отмечаются в ключевых районных центрах, таких как Истра, Раменское, Солнечногорск, Дмитров.
Малоэтажная застройка
Это абсолютно доминирующий тип застройки по площади.
Абсолютно доминирует малоэтажное строительство. Такие объекты занимают 74% от застроенной площади.
Основная концентрация коттеджных поселков и садовых товариществ (СНТ) находится в Среднем Подмосковье, в пределах 2 часов езды от МКАД. Исследование выделило четыре наиболее популярных направления для частной застройки:
1️⃣ Западное и северо-западное: Элитный сектор с хорошей экологией и транспортной доступностью (Новорижское шоссе).
2️⃣ Дмитровское направление: Привлекательность обусловлена каскадом водохранилищ, лесами и связкой с ЦКАД.
3️⃣ Юго-восточное: Хорошая автотранспортная доступность (Новорязанское шоссе, ЦКАД) и близость к развитым центрам.
4️⃣ Южное: Благоприятный климат, живописные ландшафты и относительно низкие цены на землю.
Коммерческая и социальная застройка
Выделено три основных ядра концентрации:
1. Одинцовский район (крупнейший объект — «Парк Патриот»).
2. По Ленинградскому шоссе (логистические и складские комплексы, ориентированные на аэропорт Шереметьево).
3. ГО Домодедово (привязан к одноименному аэропорту и крупнейшему логистическому комплексу «Северное Домодедово»).
Промышленная застройка
Промышленность распределена по области неравномерно, избегая элитных западных секторов. Ключевой фактор размещения — логистика.
Заметна ярко выраженная приуроченность промышленных объектов к крупнейшим автотрассам и их пересечениям, а также к аэропортам.
Выделены три основных промышленных сектора.
1. Северо-северо-западный (аэропорт Шереметьево, Ленинградское шоссе, ЦКАД).
2. Северо-восточный (ориентация на железнодорожные пути).
3. Юго-юго-восточный (исторически промышленный район с ОЭЗ «Кашира», «Ступино Квадрат» и др.).
Автодороги и транспортная инфраструктура
Основной объем дорожного строительства пришелся на последние годы исследования.
С 2017 по 2023 год было завершено 927,7 километров. Это 85% от длины всех построенных дорог.
Крупнейшие проекты 1️⃣ ЦКАД (около 340 км, из них 325 км в Московской области).
2️⃣ Трасса M-11 («Нева») (96 км в области).
3️⃣ Трасса M-12 («Восток») (77,4 км в области).
4️⃣ Южно-Лыткаринская автодорога (ЮЛА) (25,7 км).
5️⃣ Трасса М-5 («Урал») (20 км).
6️⃣ Минское шоссе (расширено на 21 км).
Где больше строят?
Рейтинг муниципалитетов по общей площади застройки за 24 года возглавляют:
- Раменский район (11 тыс. га)
- городской округ Истра (10 тыс. га)
- городской округ Дмитровский (6,8 тыс. га)
- Солнечногорский район (6,7 тыс. га)
Наименьшие объемы строительства среди крупных муниципалитетов — в Лотошинском районе (22 га), что объясняется удаленностью и наличием особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
По плотности застройки лидируют пригороды:
городские округа Котельники (застроено 21,4%)
Реутов (застроено 17,1%)
Что больше строят? Специализация муниципалитетов
На основе анализа площадей разных типов ОКС все муниципалитеты были классифицированы по специализации:
«Комплексное» – активное строительство (г.о. Истра, Солнечногорский район, г.о. Домодедовский).
«Многоэтажное» (Звенигород, Жуковский, Королёв).
«Малоэтажное» (г.о. Можайский, г.о. Шаховская, г.о. Клин).
«Промышленное» (г.о. Дубна, г.о. Черноголовка, г.о. Орехово-Зуево).
«Многоэтажно-коммерческое» (г.о. Химки, г.о. Красногорск, г.о. Мытищи, г.о. Балашиха).
«Малоэтажно-многоэтажное» (Одинцовский район).
«Малоэтажно-промышленное» (г.о. Ступино, Серпуховский район, Щёлковский район).
«Коммерческо-промышленный» (г.о. Электросталь, Богородский, Кашира).
«Со слабым развитием строительства» (г.о. Ликино-Дулёво, г.о. Электрогорск, г.о. Рошаль).
Рейтинг муниципалитетов по интенсивности застройки
Наибольшая интенсивность строительства характерна для муниципалитетов, расположенных радиально вокруг МКАДа в радиусе примерно 50 км.
Наиболее яркие изменения происходили в муниципальных образованиях к северо-западу (г.о. Солнечногорск и г.о. Дмитровский) и юго-западу (г.о. Домодедово, г.о. Раменское) от Москвы.
Наименьшая интенсивность наблюдается на периферии области, где преобладают малоэтажная и малоэтажно-промышленная специализации.
Выводы
Исследование наглядно демонстрирует масштабные преобразования в Подмосковье за последние 24 года.
1. Доминирование малоэтажного сектора: Основной объем новой застройки (74%) приходится на частные дома.
2. Транспортная доступность как ключевой фактор: Выбор локации для строительства всех типов объектов в значительной степени определяется удаленностью от МКАДа и наличием современной дорожной сети, такой как ЦКАД.
3. Четкая пространственная специализация:
- Периферия Московской области... развивалась в отношении застройки малоэтажными и малоэтажно-промышленными объектами.
- Центральные районы области развивались комплексно...
- Пограничные малые по площади районы... имели тенденцию к развитию многоэтажной и коммерческой застройки.
4. Сдвиг в темпах строительства: Наибольшая активность в жилищном строительстве наблюдалась в последний период (2017-2023 гг.), в то время как темпы возведения социальных и коммерческих объектов замедлились.
В целом, Московская область демонстрирует модель сбалансированного, но специализированного пространственного развития, где рыночный спрос, логистическая логика и государственные инфраструктурные проекты формируют новую архитектуру региона.
Важные определения
ОКС (Объекты капитального строительства) - здания, строения, сооружения, а также объекты незавершенного строительства, возведение которых требует получения разрешения на строительство.
Изохроны - «зоны автотранспортной доступности», линии на карте, соединяющие точки, достижимые из центра за одинаковое время.
Малоэтажная застройка - в данном отчете к ней относились частные дома не выше 3 этажей.
Многоэтажная застройка - жилые комплексы высотой более 3 этажей, преимущественно расположенные в ближайшем окружении МКАД.
ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) - кольцевая автомагистраль длиной около 340 км, построенная для разгрузки МКАД от транзитного грузового транспорта.
Специализация застройки - классификация муниципалитетов по преобладающему типу строительства (многоэтажная, малоэтажная, промышленная, комплексная и др.).
Опубликовано:





