Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация – это процесс изменения бизнес-моделей, операций, продуктов и услуг с использованием цифровых технологий для адаптации к изменяющимся условиям, удовлетворения потребностей клиентов и повышения конкурентоспособности компании.
Цифровая трансформация включает в себя внедрение новых технологий, пересмотр бизнес-процессов, развитие цифровой культуры в организации и изменение подхода к взаимодействию с клиентами.
Основные термины и понятия
Цифровизация – это процесс массового внедрения технологий работы с цифровыми данными, ведущий к переносу всей или части деятельности в цифровую среду.
Киберпространство – это технологическая среда, обеспечивающая при помощи цифровых данных взаимодействие пользователей и управление цифровыми процессами в глобальном измерении в режиме реального времени.
Цифровой мир – это система общественных отношений, которая в значительной мере построена на основе гиперсвязуемости объектов при помощи цифровых данных киберпространства.
Цифровая трансформация – это процесс создания цифрового мира в отдельных, смежных и глобальных предметных областях.
Цифровая экономика – это экономический уклад, характеризующийся переходом на качественно новый уровень использования информационнотелекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.
Экономика данных – то же, что и цифровая экономика, но уже применительно к использованию цифровых данных.
Итак.
Цифровая трансформация – это понятие, которое включает в себя все этапы цифровизации деятельности, в том числе и цифровую экономику, и экономику данных.
Ключевые аспекты цифровой трансформации
Цифровизация бизнес-процессов: замена рутинных операций на автоматизированные системы, использующие различный цифровой инструментарий с целью повышения эффективности и увеличения скорости работы.
Создание цифровых продуктов и услуг: разработка новых цифровых продуктов, удовлетворяющих потребностям клиентов и отличающихся высокой степенью инновационности.
Анализ данных: использование данных для принятия решений, в особенности стратегических решений, оптимизации бизнес-процессов и улучшения взаимодействия с клиентами.
Цифровая трансформация также включает в себя обновление ИТ-инфраструктуры, развитие цифровых навыков у персонала, а также изменение корпоративной культуры и структуры компании для успешной адаптации к цифровым изменениям.
Этапы цифровой трансформации
В процессе цифровой трансформации можно выделить несколько этапов:
- кибернетика
- цифровая экономика
- экономика данных
Этап 1
Возникновение и развитие кибернетики – науки «о связи, управлении и контроле в машинах и живых организмах» (Н. Винер). Кибернетика развила технологии цифровизации аналоговых процессов, создала первые вычислительные машины и АСУ.
Этап 2
Создание цифровой экономики или, по терминологии, принятой в Китае, «Интернет+», характеризуется переходом на качественно новый уровень использования информационнотелекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности и созданием киберпространства.
Этап 3
Переход к экономике данных – характерная особенность текущего, третьего этапа цифровизации. Он стал следствием накопления чрезвычайно больших объемов цифровых данных, рациональное использование которых стало насущной задачей в подавляющем числе отраслей экономики. Благодаря экономике данных должен вырасти коэффициент полезного действия (КПД) информационной деятельности.
Пути преодоления возможных проблем
- преодоление административного сопротивления и общественной оппозиции,
- изменение законодательства,
- создание цифровых моделей деятельности и бизнеса,
- создание цифровых инфраструктуры и сквозных технологий,
- обучение населения и подготовка специалистов с востребованными компетенциями,
- обеспечение безопасности и приватности и др.
Экономика данных
Компании, люди, географические координаты, населённые пункты, инфографика, аналитика, карточки объектов, сайты, контакты, адреса, искусственный интеллект, большие данные, фиас, кладр, октмо, окато, оквэд, огрн, инн, кпп, окпф.