Канон Чехова: Визитная карточка автора

Погрузитесь в мир Антона Чехова с нашим гидом по главным пьесам и рассказам мастера: от «Вишнёвого сада» до «Человека в футляре». Узнайте, какие произведения составляют канон великого писателя и почему они до сих пор говорят с нами.

Канон Чехова Визитная карточка автора

Есть творцы, чьи произведения становятся живым сердцем национальной и мировой культуры, в котором до сих пор слышен ритм эпохи и вечные вопросы человеческого духа. Таким творцом был и остаётся Антон Павлович Чехов.

Его пьесы и рассказы — не просто страницы учебников, а путешествие-посвящение в суть русской жизни и характера. Он возводил не только сюжеты, но и новую художественную реальность, где смешное неотделимо от трагического, а за бытом проступает бытие.

Этот материал — ваш проводник в канон писателя, к истокам той самой «чеховскости», что определила облик всей мировой литературы.


Чайка

Пьеса рассказывает о жизни и любви в усадьбе у озера. Центральный образ — молодой писатель Треплев, который ставит экспериментальную пьесу для своей матери, знаменитой актрисы Аркадиной. Его возлюбленная, мечтательная Нина Заречная, играет главную роль.

Пьеса проваливается из-за насмешек Аркадиной и её любовника, успешного писателя Тригорина. Нина влюбляется в Тригорина и уезжает с ним в Москву, где становится актрисой, но теряет ребёнка и терпит неудачи. Треплев страдает от творческих мук и неразделённой любви.

Два года спустя все снова собираются в усадьбе. Нина возвращается, полная тяжёлых воспоминаний и веры в своё призвание. Треплев, понимая, что не может ни победить соперника, ни вернуть Нину, кончает жизнь самоубийством. Остальные герои продолжают жить в своей обыденности, едва заметив трагедию.


Дядя Ваня

Действие происходит в имении покойной сестры профессора Серебрякова. Его вторую жену, красивую Елену, и дочь от первого брака, Соню, безнадёжно любит местный врач Астров, разочаровавшийся в жизни.

Имением двадцать пять лет самоотверженно управляет «дядя Ваня» (Иван Войницкий), брат покойной жены профессора. Он внезапно осознаёт, что потратил жизнь на поддержку того, кого считал гением, но кто оказался пустым и эгоистичным человеком. Это прозрение вызывает бунт: Войницкий стреляет в профессора, но промахивается.

Профессор с Еленой уезжают в город, возвращаясь к прежней жизни. Войницкий и Соня, отвергнутые в любви (он — Еленой, она — Астровым), остаются. Они обречены продолжать трудиться в имении, заглушая душевную боль работой в надежде на отдых «в другой жизни». Астров уезжает, унося с собой последнюю искру надежды и красоты.


Три сестры

Действие происходит в провинциальном городе. Три сестры, Ольга, Маша и Ирина Прозоровы, и их брат Андрей мечтают вернуться в Москву, которую считают идеалом счастливой, осмысленной жизни.

Годы проходят, но мечта рушится. Андрей женится на мещанке Наташе, которая постепенно захватывает власть в доме. Сестры несчастливы в любви: Маша связана браком с недалёким учителем, Ирина в отчаянии соглашается на брак без любви, Ольга так и не выходит замуж. Полковник Вершинин, с которым у Маши возникает роман, уезжает со своим полком.

В финале сестры остаются в ненавистном городе. Их жизнь опустошена, но они находят силы смотреть в будущее с горькой надеждой. Прозвучавшая военная музыка символизирует уход последней иллюзии и необходимость жить дальше.


Палата №6

Действие происходит в провинциальной больнице. Её главный врач, интеллигентный и пассивный Андрей Ефимыч Рагин, вначале закрывает глаза на ужасы больницы и воровство фельдшера. Его философия — невмешательство и стоицизм.

Однажды он обнаруживает в грязной палате для душевнобольных («палата №6») умного пациента Ивана Дмитрича Громова, страдающего манией преследования. Рагин начинает ежедневно беседовать с ним, находя в этом отдушину.

Коллеги и общество, не понимая этих разговоров, объявляют Рагина сумасшедшим. Его хитрый друг Хоботов, мечтающий о месте главврача, организует «лечение». Рагина помещают в ту же палату №6, где он за несколько дней осознаёт весь ужас положения и умирает от апоплексического удара, испытав жестокое прозрение.


Дуэль

Действие происходит на Кавказе. Молодой чиновник Иван Лаевский живёт с замужней женщиной Надеждой Фёдоровной, но тяготится связью, считает её пошлой и мечтает сбежать в Петербург.

Его конфликт с зоологом фон Кореном, человеком жёстких идей социального дарвинизма. Тот считает Лаевского вредным «паразитом», которого следует уничтожить. Их вражда нарастает, и фон Корен вызывает Лаевского на дуэль, надеясь «очистить» общество.

Перед дуэлью Лаевский, переживая кризис, осознаёт свою пустоту. Надежда Фёдоровна изменяет ему. На дуэли фон Корен промахивается, а Лаевский сознательно стреляет в воздух. Этот шок примиряет героев. В финале, избежав смерти, Лаевский начинает новую, трудовую жизнь с Надеждой Фёдоровной, понимая, что спасение — в ежедневном труде, а не в бегстве.


Дом с мезонином

Повесть-воспоминание художника о событиях в имении Волчаниновых. Он проводит лето в деревне, страдая от скуки и творческого бессилия.

В соседнем «доме с мезонином» живут две сестры: старшая, Лида, — деятельная земская работница, уверенная в пользе малых дел (школ, аптек). Младшая, Женя (Мисюсь), — мечтательная и добрая. Художник влюбляется в Женю, но вступает в острые споры с Лидой, отрицая пользу её «социального пафоса» и веря только в глобальную «идею».

Лида, считая взгляды художника вредными, использует своё влияние. Она отправляет Женю с матерью к тётке в другую губернию, не объясняя причин. Романтическая связь оборвана. Художник тщетно ищет встречи, но в финале остаётся лишь с горькой памятью об утраченном счастье и образе «дома с мезонином».


Человек в футляре

Рассказ учителя Буркина о его коллеге — учителе греческого Беликове. Тот живёт по принципу «как бы чего не вышло», оберегая себя от жизни множеством запретов и «футляров»: калоши, зонт, тёплое пальто в любую погоду, тёмные очки. Его страх перед любым отклонением от правил угнетает всю гимназию и город.

Неожиданно Беликов почти женится на весёлой Вареньке, сестре нового учителя. Но его пугает её поведение: она катается на велосипеде. Для Беликова это «неприлично». Он пытается вразумлять её брата, тот в гневе спускает его с лестницы. Униженный, Беликов заболевает и умирает. Примечательно, что в гробу его лицо обретает «смиренное» выражение, будто он наконец в обретённом «футляре».

Финал: после похчей жизнь ненадолго становится свободнее, но ненадолго — ведь таких «людей в футляре» осталось ещё множество.

Ионыч

Молодой врач Дмитрий Старцев («Ионыч») приезжает в губернский город и знакомится с «самой образованной» семьёй Туркиных. Он влюбляется в их дочь Екатерину («Котика»), которая играет на рояле и мечтает о консерватории.

После неловкого свидания в ночном парке, где Старцев объясняется в любви, Котик легкомысленно отвергает его, считая брак помехой карьере пианистки. Уязвлённый Старцев отдаляется.

Проходят годы. Старцев, разочарованный в любви и обществе, опускается: толстеет, богатеет, теряет идеалы, интересуясь лишь деньгами и игрой в вист. Котик, поняв, что таланта у неё нет, возвращается домой. Встретившись вновь, они оба видят, как измельчала и опустошилась их жизнь. Старцев, теперь просто «Ионыч», едет играть в клуб, радуясь, что тогда не женился. Деградация завершена.


Дама с собачкой

В Ялте скучающий московский дамский «охотник» Дмитрий Гуров знакомится с Анной Сергеевной, молодой дамой с собачкой. У них начинается курортный роман, который оба считают мимолётным приключением.

Однако, вернувшись к своей пустой жизни в Москву, Гуров понимает, что не может забыть Анну. Он едет в её провинциальный город С., находит её в театре. Их встреча страстна и полна отчаяния.

Они начинают тайком встречаться в московской гостинице. Оба несчастны в браке и чувствуют, что эта любовь — самое важное в их жизни. Но их связь — тупик. В финале они сидят в номере, понимая, что самый сложный и длинный путь — к освобождению — только начинается. История обрывается на этой мучительной и безысходной ноте.


Студент

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой в холодный вечер Страстной пятницы. Он греется у костра вдов Василисы и её дочери Лукерьи и по привычке рассказывает евангельский эпизод: как Пётр трижды отрёкся от Христа у костра в такую же холодную ночь.

Он видит, как глубоко взволновала эта история женщин: Василиса заплакала, Лукерья смутилась. Внезапно студент осознаёт, что прошлое неразрывно связано с настоящим: те же человеческие страдания, страх, слабость и вечная истина. Эта мысль наполняет его неожиданной, светлой радостью и верой в жизнь.

Краткий пересказ истории о трёхкратном отречении апостола Петра вызывает у студента и у слушательниц-крестьянок чувство глубокой сопричастности к вечным человеческим переживаниям. Он осознает непрерывную связь времён и уходит домой, окрылённый этим прозрением.


Смерть чиновника

На спектакле мелкий чиновник Иван Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова.

Он тут же начинает назойливо извиняться, хотя генерал, слегка раздражённый, уже принял извинения. Навязчивая идея «провиниться перед начальством» не даёт Червякову покоя. Он преследует генерала с извинениями дома и на службе, доводя того до бешенства.

Когда генерал в ярости наконец кричит «Пошёл вон!», для Червякова это равносильно краху. Он приходит домой, ложится на диван и умирает от «потери чести» и разрыва сердца. В основе сюжета — абсурдное преклонение перед чином, доведённое до логического (и смертельного) конца.


Хамелеон

На базарной площади пса Хрюкина укусила за палец собачка. Начальник полиции Очумелов берётся за разбор происшествия.

Его позиция меняется в зависимости от того, кому, по его мнению, принадлежит собака. Если это бродячая — он грозит истребить её и защищает пострадавшего. Если собака принадлежит генералу — он обвиняет самого Хрюкина в том, что тот сам ткнул палец, и пресмыкается перед псом.

После нескольких колебаний выясняется, что собака — брата генерала. Очумелов мгновенно меняет тон на слащавый, а толпа смеётся над Хрюкиным. Название рассказа стало нарицательным для людей, мгновенно меняющих своё мнение и поведение в угоду обстоятельствам и сильным мира сего.


Толстый и тонкий

На вокзале случайно встречаются два бывших школьных приятеля: толстый Миша и тонкий Порфирий.

Встреча поначалу очень радостная, друзья восклицают, обнимаются, вспоминают детство. Однако когда выясняется, что толстый дослужился до высокого чина тайного советника, тонкий, мелкий чиновник, мгновенно меняется.

Он съёживается, начинает подобострастно хихикать, называть бывшего друга «ваше превосходительство». Его жена и сын вытягиваются в почтительную позу. Толстому противна эта резкая перемена, но тонкий уже не может иначе — чинопочитание для него естественно. Радостная встреча заканчивается неловкостью. Толстый уходит, а тонкий и его семья остаются в раболепном оцепенении.


Лошадиная фамилия

У отставного генерала Булдеева сильно разболелся зуб. Приказчик его двора Иван Евсеевич предлагает полечить его заговором: нужно телеграфировать в Саратов знакомому специалисту, который «заговаривает» боль.

Однако Иван Евсеевич забыл его фамилию, помня только, что она «лошадиная». Вся семья и слуги начинают перебирать все возможные варианты: Кобылин, Жеребцов, Уздечкин и т.д. Поиски превращаются в комический ажиотаж.

Когда боль становится невыносимой, Булдеев зовёт простого фельдшера, который быстро удаляет зуб. Уже после этого приказчик внезапно вспоминает: фамилия-то — Овсов (от «овёс»)! Но поздно: «лошадиная фамилия» уже никому не нужна. Юмор рассказа в абсурдной суете вокруг простого решения.


Душечка

Ольга Семёновна (Душечка) — добрая, мягкая женщина, которая живёт не своей, а жизнью тех, кого она любит.

Сначала она замужем за антрепренёром Кукиным, и все её интересы — только театр и его дела. Овдовев, она выходит за управляющего лесным складом Пустовалова, и теперь её мир сужается до лесного дела и цен на доски. После его смерти она сближается с ветеринаром Смирниным, и её речь полна терминов о болезнях животных.

Когда ветеринар уезжает, Душечка остаётся в полной пустоте. Её спасает лишь привязанность к сыну ветеринара, гимназисту Саше, о котором она заботится и с которым делится его школьными заботами. Чехов показывает трагикомический тип человека, лишённого собственного «я» и находящего смысл лишь в полном растворении в другом.


Ванька

Девятилетний сирота Ванька Жуков, отданный в учение к сапожнику в Москву, пишет письмо «на деревню дедушке» Константину Макарычу в ночь под Рождество.

Он с тоской описывает свою тяжёлую жизнь: побои, голод, непосильную работу. Вспоминает деревню, деда, барыню. Умоляет забрать его, обещает служить и даже «отливать табак». Пишет, как бы он встретил Рождество дома.

Написав конверт «на деревню дедушке», он с облегчением опускает письмо в почтовый ящик. Сон мальчика полон надежды. Но читатель понимает трагическую бессмысленность его просьбы: письмо без точного адреса никогда не дойдёт, и дед не спасёт его. Ванька обречён на прежние мучения.

Опубликовано: