Водородный самосвал БелАЗ
Крупнейший производитель карьерной техники в СНГ, белорусский «БЕЛАЗ», и российская государственная корпорация «Ростех» заключили историческое соглашение о создании совместного предприятия для разработки инновационных карьерных самосвалов будущего.
🛻 Ростех и «БЕЛАЗ» разработают 220-тонный водородный суперсамосвал: новый этап в развитии карьерной техники
Соответствующий документ был подписан 30 сентября 2025 года в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Беларусь» в Минске компаниями «РТ-Развитие бизнеса» (входит в «Ростех»), «БЕЛАЗ» и разработчиком программного обеспечения «ИнДев Солюшенс». Это событие знаменует собой начало нового этапа в развитии тяжелой карьерной техники, нацеленного на глубокую цифровизацию и декарбонизацию горнодобывающей отрасли.
Стратегический технологический альянс
Создание совместного предприятия является осознанным стратегическим шагом, направленным на объединение компетенций лидеров машиностроения и высоких технологий. Как отметил генеральный директор «БЕЛАЗа» Сергей Лесин, этот альянс нацелен на достижение ключевых целей компании: внедрение передовых технологий, повышение эффективности и экологичности продукции, а также укрепление конкурентных позиций на глобальном рынке. Синергия опыта «БЕЛАЗа» в производстве сверхтяжелой техники, ресурсов «Ростеха» в области создания топливной инфраструктуры и роботизации, а также экспертизы «ИнДев Солюшенс» в программном обеспечении позволит создавать инновационные решения, которые принесут ощутимую выгоду потребителям.
Важность проекта подчеркивается его интеграцией в более широкий контекст промышленного сотрудничества двух стран. В частности, министр промышленности и торговли России Антон Алиханов, посещая «БЕЛАЗ», отметил, что ранее предоставленный межгосударственный кредит активно используется для модернизации столь знаковых машиностроительных производств, что указывает на высокий уровень государственной поддержки проекта.
Инновации в силовой установке и инфраструктуре
«Сердцем» нового карьерного самосвала грузоподъемностью 220 тонн станет гибридная энергетическая установка принципиально нового типа. Она будет базироваться на трех ключевых элементах: водородных топливных ячейках, литий-ионном накопителе энергии и ресиверах высокого давления. Эта технология является не теоретической разработкой, а уже апробированным решением – она была успешно испытана Московским физико-техническим институтом (МФТИ) на арктическом вездеходе в комплексе с водородной заправочной станцией. МФТИ выступает официальным партнером холдинга «РТ-Развитие бизнеса» в рамках этого российско-белорусского проекта, что гарантирует высокий научно-технический уровень разработок.
Холдинг «РТ-Развитие бизнеса» предоставит для программы не только сами энергоустановки, но и полный комплекс решений по заправочной инфраструктуре. Как отмечают в «Ростехе», это обеспечит конкурентные цены на водород, позволяющие конкурировать с традиционным дизельным топливом. Таким образом, переход на экологичную альтернативу будет экономически обоснованным для горнодобывающих компаний. Использование водорода, получаемого с применением возобновляемой энергии, является на сегодняшний день одним из наиболее перспективных способов расширить энергетическую базу и значительно уменьшить негативное воздействие тяжелой техники на окружающую среду.
Беспилотные технологии для карьеров будущего
Параллельно с разработкой водородной силовой установки, проект предусматривает создание полностью беспилотной версии самосвала, способной работать в автономном режиме 24 часа 7 дней в неделю. Госкорпорация «Ростех» предоставит для этого технологии роботизации и технического зрения, которые позволят эксплуатировать новую машину в дистанционном режиме без участия водителя.
Беспилотный «БЕЛАЗ» будет оснащен интеллектуальной системой диспетчеризации, обеспечивающей полный контроль над всеми операциями. Благодаря применению сложных технологий компьютерного зрения и нейросетевых алгоритмов, машина получит возможность самостоятельно распознавать объекты в сложной и динамичной обстановке карьера, прогнозировать оптимальные маршруты движения и принимать решения в реальном времени, что многократно повысит эффективность ее работы.
Как пояснил генеральный директор «БЕЛАЗа» Сергей Лесин, внедрение таких систем решает одну из острых проблем горнодобывающей отрасли – загазованность карьеров, которая приводит к длительным простоям. «Применение таких технологий позволяет как раз таки не снижать производительность, вести добычу круглый год», – отметил он. Это не только вопрос экономики, но и безопасности, поскольку исключает нахождение людей в опасных зонах.
Значение для промышленности и экологии
Этот амбициозный проект выводит сотрудничество в рамках Союзного государства на качественно новый технологический уровень. Как отметил генеральный директор компании-разработчика Олег Беляков, реализация соглашения позволит не только повысить эффективность горнодобывающей отрасли Российской Федерации, но и закрепить лидирующие позиции Беларуси и России в области беспилотных технологий для тяжелой техники.
Ожидается, что самосвал, использующий водородные ячейки для получения энергии, позволит промышленным компаниям существенно снизить себестоимость перевозки горной массы за счет радикального уменьшения затрат на топливо и техническое обслуживание. В долгосрочной перспективе это обеспечит надежность, экономичность и устойчивое развитие всей горнодобывающей отрасли, соответствуя общемировому тренду на «озеленение» промышленных процессов.
Таким образом, подписание данного соглашения знаменует собой не просто создание новой модели техники, а формирование целостной экосистемы карьерного транспорта будущего, которая объединяет передовые инженерные разработки, цифровые технологии и экологически чистую энергетику. Этот проект наглядно демонстрирует потенциал интеграции компетенций двух стран для создания конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции.
Опубликовано: